Повод для войны подал «Связной», снизив в ноябре 2010-го цены на ряд моделей аппаратов. «Евросеть» в ответ тоже снизила цены и открыла второй фронт, переместив боевые операции на рынок недвижимости. «Евросеть» в буквальном смысле выдергивает почву из-под ног «Связного»; арендодатели переоформляют арендные контракты со «Связного» на «Евросеть». Таким образом «Евросеть» собирается перехватить около 500 салонов «Связного».

Противнику, утверждает «Евросеть», пенять нужно только на самого себя. «Связной» первый начал.

И действительно, до этого на российском рынке царил покой, столь типичный для основательно поделенного между олигополистами рынка. У «Евросети» почти 33% рынка, у «Связного» — 25%, а у замыкающего тройку лидеров РТК — 15%. Поэтому цены были стабильные и, надо добавить, стабильно высокие. (МТС в интернете продает BlackBerry Bold 9700 за 850 долларов, на 400 выше американской розничной цены.)

Кризис 2008 года еще более расчистил поляну от мелких и слабых игроков. Но он не только укрепил позиции лидеров, но и расшатал олигополию. Сразу после кризиса «Вымпелком» стал крупным акционером «Евросети», купив 49,9% компании, и с помощью менеджеров «Евросети» теперь развивает систему дополнительных монобрендных салонов «Билайн». В этом году «Евросеть» должна открыть тысячу новых салонов для «Билайна», при этом не оставляя и собственную мультибрендную розницу в своей сети из более 4300 салонов.

РТК, третий самый крупный игрок рынка, — любимая дочка МТС, и эта монобрендовая сеть тоже расширяет свои горизонты. В апреле 2009 года она купила 380 салонов «Эльдорадо» и теперь продолжает расти. Ну и «Мегафон» туда же. За этот год фирма намеревается довести число своих точек до 3000.

Российская модель бизнеса становится похожа на международную, где аппараты продаются уже «привязанными» к определенному провайдеру. В США их продают как монобрендные салоны, так и большие сети электроники. Как известно, официально купленный в Америке iPhone долгое время работал только с AT&T, а сейчас еще и с Verizon. «Раскрепощенный» телефон можно купить лишь в левого толка лавочках.

В результате аппараты намного дешевле. Например, тот же BlackBerry Bold с двухлетним контрактом можно купить за 99 долларов. Правда, потом будет дорого менять провайдера, но все равно экономия очевидна. Причем пользователь платит не за аппарат, а за услугу — что более рационально. Если ты пользуешься своим мобильником мало, то и платишь, соответственно, самый минимум.

«Связной» же решил остаться независимой компанией и развил стратегию диверсификации, которая использует его существующие 2400 ритейл-точки не только для продажи мобильных телефонов, но и как канал дистрибуции различных финансовых продуктов — переводов, погашений кредитов, НПФ. В том числе — кредитных карт и других банковских продуктов через открывшийся недавно Связной Банк. Владелец «Связного» Максим Ноготков открыл несколько магазинов испанской ювелирной марки Pandora и продолжает развивать эту сеть.

А пока суд да дело, «Связной» в целях увеличения своей клиентской базы нарушил конвенцию и в начале этого года снизил цены. «Евросеть» тоже снизила цены и нанесла удар ниже пояса, по самой болезненной точке «Связного» — по его салонам.

Война в бизнесе выгодно отличается от обычной войны тем, что гражданскому населению от нее прямая польза. Война между компаниями — это признак конкуренции, а конкуренция приводит к падению цен и улучшению качества. Что показывает сама индустрия мобильников, которая из-за постоянной конкуренции приводит к падению цен и улучшению качества, дизайна и функциональности аппаратов.