Американские хирурги транслируют свои операции в Интернете

В США клиники все чаще устраивают видеотрансляции сложных хирургических операций и публикуют репортажи из операционных в социальных сетях и блогах. Это делается в целях просвещения и рекламы

Фото: Getty Images/Fotobank
Фото: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Всего рекламой в блогах и социальных сетях занимаются более 250 американских клиник. Объектом продвижения становятся и видеотрансляции операций. Крупная больница Methodist University Hospital в Мемфисе, штат Теннесcи, размещала анонсы видеотрансляции операции по удалению опухоли мозга в местных газетах и на телевидении. Реклама призывала зрителей обращаться с любыми вопросами и обещала ответы врачей в режиме реального времени. Ранее больница, специализирующаяся на неврологии, онкологии, трансплантологии и педиатрии, рекламировала трансляции своих операций на билбордах, но в этом случае отказалась от нее по этическим соображениям.

Как сообщает The New York Times, после 2212 просмотров трансляции операции на сайте больницы и 21 555 показов ролика на YouTube на аналогичную операцию в Methodist University Hospital записались три пациента. Один пациент обратился в больницу еще во время рекламной кампании трансляции: он счел, что только хороший врач решится показать свою работу в Интернете.

Трансляция операции проводилась 21 апреля. Злокачественная опухоль мозга угрожала 42-летней пациентке параличом левой стороны тела. Во время операции пациентка была в сознании и отвечала на вопросы врачей — это обычная практика при операциях на головном мозге. Врачи смогли удалить опухоль, но левая рука пациентки осталась частично парализованной.

Подробнее
Зачем транслировать операции и кто на это смотрит

Пациентка согласилась на запись и последующую трансляцию операции, чтобы помочь другим больным, которые боятся операций на мозге. До этого клиника показала несколько операций в прямом эфире: на случай непредвиденных ситуаций были подготовлены записи аналогичных операций, которые позволили бы отключить трансляцию незаметно для зрителей. 

 Другие больницы, например клиника им. Генри Форда в Детройте, размещают в блогах и на YouTube видеофрагменты операций прямо во время их проведения.

Центр памяти и старения Калифорнийского университета в Сан-Франциско использует видеоблог на YouTube  и страницу на сервисе Facebook  для привлечения добровольцев для участия в клинических испытаниях. Клиника Genesis в Айове, специализирующаяся на хирургическом лечении ожирения, размещает на своем сайте блоги пациентов.

Для врачей и медицинских учреждений трансляции и репортажи в блогах — не столько просветительская работа (хотя важна и она), сколько дешевый и современный способ привлечь пациентов, позволяющий заявить о себе сейчас, когда медицинские телесериалы так популярны, и выделиться среди множества клиник аналогичного профиля.

Американские пациенты стали разборчивее, они меньше доверяют врачам и тщательнее подходят к выбору лечения. Поэтому клиники вынуждены применять все более агрессивные рыночные стратегии. Специалисты по медицинской этике оценивают выход клиник в блоги в основном положительно. Беспокойство вызывает прежде всего то, что многие клиники благодаря современным информационным технологиям выглядят лучше, чем они есть на самом деле.

Комментировать Всего 8 комментариев

Что же в этом такого? Я своим больным тоже показываю видео с операции. Здесь, может быть, есть какой-то момент нарушения этики, но это же обезличенные вещи. Скажем, в каких-нибудь изданиях публикуют внешний вид пациента, но с закрытыми глазами — в этом нет ничего особенного. Если мне надо показать что-то для более широкой публики, чем чисто профессиональная, я своих пациентов спрашиваю, не против ли они, чтобы я показал их операцию. Еще не было ни одного случая, чтобы кто-то отказался. А что касается саморекламы больниц за счет таких видео, то я плохо понимаю все тонкости маркетинговых ходов. Все что угодно может быть рекламой, а может быть серьезным делом.

А нельзя ли будет попросить у Вас для Научного блога какие-то интересные видео фрагменты? Видео ангиопластики с контрастом, - или еще что-нибудь.

Больницы должны конкурировать между собой. И они всегда конкурируют за благотворительные деньги, причем за государственные деньги тоже. Это абсолютно нормальная вещь. Довольно глупо заниматься сбором денег для плохой больницы, значительно умнее отдать их хорошей.

Что касается способов: если это не нарушает частную жизнь пациента, и операция показывается как некая техническая вещь, у которой есть своя изощренность, ювелирность, красота, тонкость и удивительность, — почему бы нет? Я был сильно впечатлен, когда доктор Юрий Филимендиков (единственный в России доктор, оперирующий синдром Мебиуса — атрофию нервов лица) рассказывал о своих операциях. Как он берет половину локтевого нерва вдоль, пришивает его к спинному мозгу, проводит вдоль позвоночника, разрезает еще на восемь частей и разводит по черепу, отчего безжизненные лица людей с синдромом Мебиуса начинают улыбаться и главное — правильно развиваться. Такой рассказ вызывает уважение к достижениям медицинской науки. Так что если видеосъемка операций не есть вторжение в частную жизнь пациента, тогда почему бы ее не проводить? Иначе тогда почему летчик может показывать фигуры высшего пилотажа, а хирург не может показывать «высшего оперирования»?

Я бы на такую съемку согласился. В моем случае некое приватное поле жизни вообще очень маленькое: у меня практически нет никакой частной жизни, которая не была бы общественной жизнью. Мне-то что: да, у меня есть мозг, да, у меня есть череп, да, его режут — ко мне это мало имеет отношения, это имеет отношение к работе врача.

Так же снимают работу часовщика, который делает часы, ювелира, который гранит алмазы, фрезеровщика, который вытачивает деталь. Это ручная работа, которая от ювелирки мало чем отличается.

Все, что показывают по телевизору, с жизнью не очень соединяется. Когда я работал репортером в горячих точках — все это было очень страшно, но стоило мне смотреть на это через видоискатель, то я как бы так успокаивался и приходил в себя. Поэтому я думаю также и у большинства людей — то, что они видят, никто не ассоциирует с конкретным человеком, которого в данный момент оперируют.

Согласился бы я сам на такую трансляцию? Если бы кишки — согласился бы! А вот если это касалось бы лица, то, думаю, большинство отказалось бы. Что касается такой публичной конкуренции между клиниками — думаю это не очень хорошо. Все-таки, это личная информация. Вот я в фотографии очень не люблю когда человек, который позирует, разворачивает руку ладонью ко мне — видно его линию жизни и так далее. Я, таким образом, защищаю его и стараюсь избегать таких кадров. Все-таки, какие-то вещи нужно оставлять закрытыми.

Николай Канавин Комментарий удален

На мой взгляд, если пациент не возражает против таких трансляций, то это вполне находится в рамках приличия. Если пациенты считают что, это может им в чем-то помочь и дают разрешение на такую трансляцию — тогда почему нет? Все остальные могут сами решать, смотреть или не смотреть. Что касается конкуренции среди больниц — я считаю, что в любом случае соревнование существует, делать из этого шоу или не делать из этого шоу это другой вопрос, но соревновательный процесс есть в любом случае. К сожалению, у нас этого практически нет и поэтому, в том числе, уровень медицинского сервиса находиться на крайне низком уровне. Конечно, в каком-то виде конкуренция должна быть.

Я помню, году в 84-м у меня была подруга-американка, мы познакомились в Ленинграде, она брала уроки танцев у хореографа, потом она уехала, мы переписывались, несмотря на то что было боязно — КГБ и все такое. И однажды она прислала мне кассету VHS, на которой было записано видео, как ей делали операцию по женской части. Я включил, думал, что-то интересное… У меня был шок. Я вообще не люблю больницы. И отношусь к этому не с точки зрения нравственно/безнравственно, этично/неэтично — лично для меня это просто неэстетично, как порносайты. Возможно, эта антиэстетика их и роднит, поэтому они, наверно, маркетингово тоже эффективны. Откровенные порносцены, конечно же, делают гораздо популярнее участников этой сцены, отсюда и появляются порнозвезды.

Будь я врачом, я бы не отказался транслировать свои операции. Но я занимаюсь научными исследованиями, которые не имеют прямого отношения к лечению больных. Наши эксперименты занимают дни, месяцы, а иногда и годы, так что смотреть их в прямом эфире было бы не очень весело. 

Но вообще я считаю, что транслировать операции вполне этично, если пациент дал на это согласие. По Дискавери, например, часто показывают операции в качестве развлекательно-познавательных программ. Более профессиональные репортажи полезны как обмен опытом между хирургами, а также как обучение студентов и врачей, не имеющих возможности видеть ту или иную процедуру у себя в клинике. 

А конкуренция в медицине неизбежна. Как и везде, рыночная экономика приводит к тому, что отбираются лучшие. Большинство больниц в Штатах работают на самообеспечении. И выживают те из них, где есть лучшие технологии, лучшее обслуживание, лучшие программы и т.д. Цены опять же регулиуются рынком, и больницы не могут завышать их по собственной воле. Так что здоровая конкуренция идет на пользу больным. А вот когда ее нет, получается советское медицинское обслуживание с бездарными врачами и грязными поликлиниками.