Поработай с товарищем

К чему приводят деловые отношения с друзьями

+T -
Поделиться:

Мы заметили странную вещь: если спросить у людей, хорошо ли работать с друзьями, очень многие ответят в том смысле, что лучше этого не делать, если не хочешь лишиться и друга, и коллеги.

При этом всем бы хотелось иметь на работе приятную атмосферу, взаимопонимание и возможность говорить на одном языке. То есть общаться так, как обычно общаются друзья.

Возможно, максима «хочешь потерять друга — возьми его на работу» имела смысл во времена, когда люди «ходили на службу», о которой забывали сразу же, как только оказывались дома.

Теперь, когда между работой и жизнью больше нет такого разрыва, мы с трудом можем представить, что человек бывает счастлив, работая на скучной работе с неинтересными ему людьми.

Кроме того, трудно себе представить эффективный брейнсторминг, например, среди людей, которые говорят на разных языках или считают красивыми разные вещи.

С другой стороны, вступать в производственные конфликты (а делать это приходится в любом случае), которые никак бы не отразились на личных отношениях, тоже очень сложно.

Участники проекта «Сноб» обсуждают преимущества и недостатки работы с друзьями.

Роман Бурцев говорит, что если бы он не работал с друзьями, то его компания стала бы бездушной корпорацией, Дмитрий Борисов берет друзей на работу на любые должности, кроме финансовых, Андрей Владимиров уверен, что нет ничего хуже нелояльного сотрудника, а Елена Яцура старается не работать с друзьями, потому что это чревато неразрешимыми конфликтами

Комментировать Всего 53 комментария

Роман Бурцев Комментарий удален редакцией Почему?

Митя Борисов Комментарий удален редакцией Почему?

Андрей Владимиров Комментарий удален редакцией Почему?

Елена Яцура Комментарий удален редакцией Почему?

Юлия Браиловская Комментарий удален редакцией Почему?

Наталья Синдеева Комментарий удален редакцией Почему?

Я работаю с друзьями. Это, конечно, очень непросто, ведь нужно постоянно с них требовать, и дружеские отношения начинают накладываться на отношения «начальник — подчиненный». Бывало, приходилось увольнять друзей или они сами уходили. Чтобы этого не происходило, нужна прежде всего внутренняя ответственность и уважение друг к другу.

Конечно, это тяжело, но я не представляю себе другого. Если бы мы не дружили, стали бы бездушной корпорацией. А так, наверное, нас и отличает общий семейный дух, которому присуще некоторое раздолбайство. Просто в момент, когда оно уже зашкаливает, я стараюсь как-то снова собрать все в одну кучу.

Эту реплику поддерживают: Александр Конаныхин

Преимущества и риски работы с друзьями очевидны. С дружественными людьми работать приятно. Но если что-то не получается, расставаться трудно. На должности, связанные с финансами, мы стараемся друзей не брать, чтобы, не дай бог, не было потом какого-нибудь недопонимания. А на какие-то более творческие позиции, конечно, берем. У нас часто работают друзья, и дети друзей подрабатывают официантами и барменами.

Работать с друзьями мне, разумеется, комфортно. Вопрос о руководстве между нами не стоит, так как мы равноценные партнеры. Если бы стоял, все было бы гораздо сложнее, возникли бы вопросы фаворитизма и так далее. А это уже форма коррупции. Что касается социальной близости с друзьями-коллегами: если речь идет именно о партнерах, то это, безусловно, важно. Иначе возможны какие-то недомолвки, непонимание, нарастание напряжения. Если речь о подчиненных или начальстве — нет. Приоритеты между личными качествами и профессиональными я бы расставлять не стал, рассматриваться должны и те и другие. В нашем бизнесе главное — доверие (именно как английское trust со всеми специфическими оттенками этого слова), остальное идет потом.

Нет ничего хуже талантливого и/или трудолюбивого, но нелояльного работника: это назревающая двуногая катастрофа, ходячая брешь информационной безопасности. Особенно если еще и самомнение раздуто. К счастью, за такими обычно тянется специфический биографический хвост, и хорошие кадровики должны таких отсеивать еще до интервью при проверке подноготной.

А вообще, почему-то вспомнилась следующая цитата: «Есть только четыре типа офицеров. Первый тип — это ленивые и глупые офицеры. Оставьте их, они не приносят вреда... Второй тип — это умные и трудолюбивые офицеры. Из них получаются превосходные офицеры штаба, от внимания которых не ускользнут мельчайшие детали. Третий тип — трудолюбивые тупицы. Эти люди опасны и должны быть расстреливаемы на месте. Они нагружают всех совершенно ненужной работой. И наконец, последний тип — это умные бездельники. Эти люди достойны самых высоких должностей» (фон Манштейн).

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте, Александр Конаныхин

Я предпочитаю с друзьями не работать, скорее, все мое рабочее окружение — это соратники и единомышленники. С друзьями очень трудно разрешить конфликтные ситуации, потому что включаются эмоции. С единомышленниками проще: все понимают, для чего и почему мы работаем, куда движемся и что у нас в приоритете.

По  поводу работы с друзьями, вопрос неоднозначный. Конечно, оченьхорошо иметь рядом единомышленников, людей, которые тебя понимают и чувствуют на расстоянии, когда не нужно даже говорить, что ты думаешь, а тебя  уже понимают и т. д. Но при этом, на мой взгляд, далеко не совсеми друзьями возможно работать, именно потому, что вы хорошо друг друга знаете.

У меня есть любимые друзья, с которыми я никогда не хотела бы работать, так как я знаю, что в какой-то момент может произойти конфликт. И это не потому, что мы друг друга не понимаем или не чувствуем, но потому что мы разные характеры, с разной «скоростью» восприятия, что никак не мешает нам быть друзьями, но может помешать успешной работе.

Читать дальше

Один раз я предложила посотрудничать по проекту своему хорошему другу, но  вместо  того, чтобы «переложить» часть работы на него, получилось, что мне пришлось выполнять еще больший объем работы, в котором я не являюсь профессионалом, из-за того, что мои ожидания от конечного продукта были намного выше, чем то, что я получила в итоге. Если бы это был просто подрядчик, можно было бы говорить о претензиях, штрафах и  т. д.,  но в данной ситуации, из-за наших дружеских отношений, я не могла себе это позволить. А добиться большего чувства ответственности, усердия и предоставления качественного результата от своего друга не было возможно. К сожалению, после этого неудачного опыта мы перестали быть друзьями, так как мой друг так и не смог принять эту ситуацию.

Другое дело, когда вы становитесь друзьями в ходе работы. Мне кажется, это более «натуральный» ход событий. В  этом случае вы оба профессионалы, вы узнаете друг другу на «поле битвы» и знаете, на что рассчитывать, и как обходиться друг с другом. Вы начинаете чувствовать друг друга в работе и «сближаться» на почве общей цели.

Таким образом произошло и с моим нынешним партнером по бизнесу. При этом я не могу сказать, что у нас не бывает дискуссий и «проблем» в том, что касается бизнеса, и мы иногда даже говорим, что мы не нравимся друг другу в рабочей обстановке, при том, что в социальной, дружеской обстановке вопросов никогда не возникает.

Но в  то  же время именно потому, что мы стали друзьями на работе, появилось чувство команды, общее видение и понимание, что  мы поддержим друг друга перед нашими сотрудниками и клиентами в любой ситуации в бизнес-решениях.

С тех пор как я стала директором компании, мне стало сложно по-настоящему дружить с сотрудниками, при том, что у нас очень хорошие дружеские отношения. Но все равно держится дистанция, которая возникает, наверное, подспудно, из-за чувства субординации.

На мой взгляд, в наше время невозможно полностью разделить личные и профессиональные качества, так как мы становимся все больше involved с нашей работой. Профессионализм очень важен, но, как  мы знаем, друзья познаются в беде, то есть в стрессовых, сложных ситуациях люди проявляют свои личностные качества.

Свернуть

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Я где-то подсмотрела одно правило выбора сотрудников, которое мне подходит на сто процентов. На работу нужно брать людей, с которыми вам было бы приятно и комфортно пойти поужинать в ресторан. Работа занимает большую часть нашей жизни, поэтому это очень важное правило.

Конечно, когда ты берешь на работу симпатичного, близкого по духу человека, существует определенный риск: если он перестает тебя в какой-то момент профессионально устраивать — расставаться с ним эмоционально очень тяжело.

Но именно благодаря тому, что этот человек тебе комфортен и близок ментально, он быстрее поймет и примет твои аргументы. Я не раз проходила этот разговор: «Смотри, здесь и здесь недоработки, не получается, а мне нужен другой уровень и другая компетенция, понимаешь?» «Да, понимаю, согласен».

Конечно важно помнить, что хороший человек — это не профессия, нужно стремиться находить людей, которые совмещают нужные мне профессиональные и человеческие качества. Но я рада, что пришла к тому, что могу позволить себе принимать на работу людей, с которыми мне приятно и комфортно.

Абсолютно согласен... Никакое собеседование не сможет так обнажить сущность человека как его привычки за столом.    Существуют десятки способов есть пиццу или спагетти.   И каждая деталь в способе еды говорит за себя..... это невозможно сфальсифицировать....фальшь сразу видна вооруженным взглядом.    А ведь можно еще заказать перемену блюд и поставить соллиситанту творческую задачу ...  ну например попробуйте сьесть целую  грилль-форель  китайскими палочками... 

Нет лучшей соллиситации чем ужин с кадровиком в ресторане.  

  Оргазм в постели можно сьимитировать - а вот способность красиво  и достойно вкушать   даже незнакомую еду на публике -  увы нет...

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Владимир, а мне кажется, дело не в том, как человек справится с едой, а насколько комфортно мне будет с ним как с собеседником и просто с соседом по столу - ведь это достаточно интимный процесс)))... даже если при этом он будет есть спагетти без положенной рядом ложки... Для меня более показательно то, как человек с официантами общается.

Эту реплику поддерживают: Aleksandra Gorvat

Спагетти можно есть самыми невообразимыми способами... в том числе и без ложки.  А уж пиццу... и не соссчитаешь ....  как  тех диких обезьян в Бразилии.

Речь идет именно о том что манера еды и привычки за столом полностью раскрывают человека во всей его интимности.... 

То есть если вам  нравится как человек ест....  то скорее всего и все остальное будет в порядке.   И работа и отношения с коллегами...

Отношение к официанту можно сфальсифицировать  , сыграть на публику... а вот пищевые навыки нефальсифицируемы...

Очень важно также обратить внимание на  финальную сцену расплаты по счету.... Иногда можно обнаружить просто шекспировские страсти...

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Да, сцена расплаты - это апофеоз, согласна))) про интимность - подумаю и понаблюдаю, интересная аналогия...

По моим наблюдениям - люди не фальсифицируют отношения к официантам и оплату счета, как-то даже не задумываются над этим...

подождите-подождите, я запуталась. а при чем здесь работа с друзьями? можно просто устраивать собеседования в ресторане.

метод, кстати, отличный -- никогда бы не взяла на работу человека, который медленно жует, хоть это и полезно

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Вера, правда, а чем Вас не устраивает медленно жующий человек? Если он дотошно относится к своему здоровью, возможно, он и работник успедный) другое дело люди, которые едят неопрятно, чавкают...

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

он, может, и усердный, но он меня будет безмерно раздражать -- зачем же мне с таким работать

Ой как верно!

"...Речь идет именно о том что манера еды и привычки за столом полностью раскрывают человека во всей его интимности...."

В безбашенные студенческие, в обычной советской столовке (современный ресторан, безусловно, добавляет "материала" для анализа) по манере и деталям поглощения пищи мы с другом представляли и обсуждали (сорри за некоторую циничность) возможное интимное поведение девушек. Были страшно горды за наше "ноу-хау".

это признак мозго***ства Работодателя. 

можно нарваться на то, что эффективный потенциальный сотрудник прост такого работодателя пошлет на х** ПУБЛИЧНО В РЕСТОРАНЕ :=))) 

во всяком случае, если бы я был "сотрудником", то так бы и сделал. 

Ну зачем столько агрессии?  Ну чем вам право не угодил такой метод соллиситации как ужин в ресторане с кадровиком? 

Вместо того чтобы отвечать на все эти идиотские право вопросы о себе? Почему бы просто не показать как оно есть на самом деле.... без слов,.... просто орудуя ножами-вилками-ложками-солонками-салфетками.... 

Вот такая например деталь -  прежде чем пригубить вино надо прикоснуться губами к салфетке  и тогда на краю бокала не будет оставаться отпечаток жирных губ...  90% соллиситантов не знают такой вот элементарной штуки  и искренне не понимают почему у них бокал весь в грязи, а у собеседников сияет чистотой, хотя вроде одно и то же едят и одинаково пьют.  А ведь это о многом говорит  о человеке  .....

)))))  женщины      с  помадой  на  губах  должны  прикасаться  к  салфетке   ещё  до  трапезы,   чтобы  эту  помаду  удалить....

Да ладно... настойчивой соллиситантке сам черт не сват.....  что мешает сделать татуировку в губы.... эдакий вечный макияж... кучу денег можно сьекономить на помаде.  Заодно и пухлость  силиконом реформировать  согласно ГОСТа на губки.  Было бы желание соллиситироваться .... все остальное - дело техники.

да, согласна, рестораны - хороший способ проверки "свой человек" или нет... не зря же мы в рестораны на свидания ходим)))

Близких друзей

брать на работу не приходилось. Знакомых (или знакомых знакомых) случалось. Мне лично как руководителю всегда мешала эта "личная составляющая" - я не могла с человека требовать "по полной программе", и отношения сохранялись только в том случае, если человек был сам по себе ответственный и хороший профессионал.

А теперь, когда мое дело жизни - это благотворительный проект, так получается, что люди, которые помогают мне, становятся друзьями - самыми настоящими. 

Можно при соблюдении минимум двух условий:

- нет непосредственного подчинения,

- табу на выслушивание "рабочих тем" в любое время.

...и все-равно я предпочитаю с друзьями не работать...

вот я тоже хотела про это сказать! я всю жизнь работаю с друзьями, почти всем довольна, кроме одного -- ни о чем, кроме работы разговаривать невозможно. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Ковалев

Все зависит от того настоящий ли друг и какие цели Вы ставите перед бизнесом!

Если это любимое дело, хобби, то что создает в вашей жизни драйв - то без друзей не обойтись!

Ну а если это наша русская забава - своруем и попрячемся, то конечно лучше подальше от того, кто для Вас друг или жди беды....

Эту реплику поддерживают: Сергей Серебренников

Антон, ну про последнее даже говорить неинтересно. 

А вот если говорить о серьезной работе -- разве не получается, что когда работаешь с друзьями, то слишком много на них навешиваешь? 

или, например, сложно поссорившись в личной жизни не перенести это на работу. таких проблем неужели у вас не возникало? 

все зависит от того настоящая ли дружба или нет - когда настоящая то все соры лишь сближают и заставляют больше работать  вместе! 

У меня несколько друзей появилось в процессе работы и я ими очень дорожу  Ведь это редкость, когда приобретаешь друзей взрослым человеком.   Брать на работу друзей я бы не стала - есть много других возможностей помочь и пообщаться.

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Подождите, Алла, то есть правильно я понимаю, что с новыми друзьями вы готовы работать, а со старыми -- нет? можете объяснить, в чем разница?

Вера, разницы нет: я не беру друзей на работу.

Я стараюсь брать на работу хороших людей ,а прфессионализм оттачивать в процессе . Друзья (в полном смысле) во взрослом возрасте появиться не могут,приятели и единомышленники-пожалуй! С ними работать не сложно!

Эту реплику поддерживают: Андрей Осипов

почему друзья не могут появиться во взрослом возрасте? поясните, пожалуйста

Во взрослом возрасте нет искренности и верности друзей детства. Это мое мнение,Вера. Одна из моих подчиненных мне КАК подруга,но барьер присутствует! В нашем городе выстроить бескорыстные отношения сложно,поэтому приятельские-это более верное определение на мой взгляд.

я протестую! занесите в протокол. друзья детства -- это друзья, которых мы не выбирали. во взрослом же возрасте человек может выбрать социального близких, тех, с кем он говорит на одном языке, ну и прочее родство душ. 

единственное, так лень бывает всю жизнь пересказывать 

Юлий Либ Комментарий удален автором

Работа с друзьями имеет и плюсы и минусы. С друзей можно больше спросить,  друзьям можно больше простить, но и друзья с тебя больше спрашивают. Бывает еще и по другому: взял человека на работу, а он в результате стал твоим другом.

Друзей еще и потому легче брать на работу, что ты их знаешь лучше и от них меньше неожиданностей.

Степан, а, кстати, в Штатах это принято -- работать с друзьями? мне всегда представлялось, что там это как-то строже регламентировано, и дружить, например, с начальником не очень принято. 

Юлий Либ Комментарий удален автором

Так получилось, что всегда и везде работал с друзьями. А те, кто был-есть в подчинении друзьями становились. Вообще не представляю себе работу в ином ключе, если честно...

Николай, а расскажите, с какими трудностями приходится сталкиваться при работе с друзьями? про преимущества вроде понятно. 

Юлий Либ Комментарий удален автором

можно работать с друзьями, если они обязательные люди и профессионалы - в смысле отношения к делу, пусть даже новому для них.

нельзя работать с друзьями, если они распиздяи. точно поругаешься.

Никогда не нужно отказывать друзьям в том,чтобы стать твоими коллегами и коллегам в том,чтобы стать твоим друзьями...А с кем работать,с врагами?Конфликт,как способ достижения бизнес-целей?:-)) BDSM,к доктору.

Юлий Либ Комментарий удален автором

Юлий,здравствуйте!

Отвечу так - разумное сочетание положительных и отрицательных мотивировок.Кнут и пряник.Думаю,что так ответит большинство руководителей.Управление,(в т.ч. и мотивация) даже маленьким коллективом это всегда непросто,это сочетание сдержек и противовесов для достижения оптимальных целей бизнеса.Мудрый руководитель всегда найдет возможность положительно мотивировать сотрудника лично и,в то же время обратит внимание на объективные отрицательные возможности развития событий,по независящим от него,руководителя причинам,но зависящим только от умения и желания работать подчиненного:-)В данном комментарии я не беру крайние ситуации авралов или штурмовщины,а нормальное течение процесса.Хотя и в крайних ситуациях возможен,во всяком случае для меня,опять же и кнут и пряник одновременно.Допускаю что мой ответ не совсем будет совпадать с ответами психологов и специалистов:-)

Юлий Либ Комментарий удален автором

Юлий,нисколько не подвергая сомнениям исследования психологов,замечу,что негативнаые мотивации,основанные на страхе,любой его разновидности,совершенно не работают в перспективе.Наша психика,во всяком случае у большинства людей способна справляться с подобными стрессовыми ситуациями,а страх это стресс прежде всего.Бесконечно придумывать страшилки для подчиненных,и,что еще хуже приводить их в исполнение,совершенно не благодарное занятие,и Вы это знаете не хуже меня.Психика реагирует как правило двумя способами,либо переступает через страх,как через некий болевой порог(лучше ужасный конец,чем ужас без конца) либо сковывает инициативу и мышление.Согласитесь и то  и другое деструктивно сказывается на климате и на отношении к руководителю.На самом деле никаких четких схем в межчеловеческих,и как следствие производственных взаимоотношениях не существует.Каждый руководитель выбирает себе тот коллектив,который заслуживает.Оценка всегда будет постфактум,по итогам работы.

Юлий Либ Комментарий удален автором

Да,Юлий,спасибо,хороший и точный пример.Но я тут говорю более о своем опыте,нежели обобщаю чужой.Я в крайне редких случаях выступаю мерилом ценностей и работы.Эти полномочия я делегировал коллективу,малым производственным группам,ибо когда много направлений,совершенно невозможно отследить КТУ(коэффициент трудового участия) каждого сотрудника,да и совершенно неблагодарное это занятие.Для меня гораздо важнее придумать и внедрить относительно справедливые и простые методы просчета личного заработка сотрудника и управлять уже системой а не персоналиями.Соглашусь что данная система более основана на доверии,нежели на знании,но другого пути для себя я пока не нашел,а то что предлагалось было мне неинтересно.Если вернутся к теме колонки,то я скорее отнесусь с пониманием,если у товарища проблемы,правила игры для всех одинаковы,или с порадуюсь вместе с ним успеху.

Юлий Либ Комментарий удален автором

Юлий,сожалею о истечении Вашего времени,правда.Вы совершенно правы,хотя это чистой воды волюнтаризм в управлении:-)И тысячи советников и экспертов докажут нам с Вами всю неправоту такого подхода к мотивации и управлению в целом:-)Но я продолжаю считать,что управление это искусство выстраивать отношения,и оно не может быть регламентировано человеко-часами и нормативными актами компании,как люой живой,творческий процесс.А методики оставим людям случайным в этом деле.С друзьями же такая картина,опять же на мой, чисто волюнтаристский и субъективный взгляд - вы же не прилагали усилий чтобы кто-то стал Вашим другом,это произошло само собой,и тут та же ситуация - недеяние,то что Ваше,Вашим и останется,а что нет,пройдет.

Юлий Либ Комментарий удален автором

Мне жаль. Спасибо Вам,Юлий.

Я лучше попытаюсь построить дружеские отношения с коллегами, чем рискну потерять старых, близких друзей из-за рабочих разногласий.

У меня был друг, с которым у нас были совместные увлечения. И как-то раз я спросил его о возможности с ним паработать, и он мне отказал. Сначала я думал обидеться, а потом товарищ замотивировал: "Ну представь, возьму я тебя своим замом, и тут грядут соревнования - я хочу взять отгул и ты хочешь взять отгул, но заменить нас некому. Я как начальник могу взять и поехать, но тебе это будет неприятно. Так зачем?"

Хотя я уверен, что можно работать с друзьями. Но если только четко ставить границы: рабочее-личное

Был? Надеюсь вы и сейчас дружите?

Сейчас наши дорожки разошлись и другом я егобы уже не назвал. Но его отказ не испортил наших отношений - мы хорошие товарищи)

а вот мне кажется, что робно наоборот -- можно работать с друзьями, только если отдаешь себе отчет, что никакого разграничения не получится

На работу надо брать профессионалов. А уж друзья они или нет - вопрос второй. Настоящий профессионал никогда не будет эксплуатировать дружбу и конфликта не будет. 

Евгений, так это понятно. Это за скобками. Вопрос-то вот в чем: вот есть у вас в соискателях два профессионала -- один ваш друг, другой -- нет. Кого возьмете?

"Родственные отношения как ставка в игре"

Число компаний семейного бизнеса, отмечающих, что они столкнулись с падением спроса на свои услуги и товары, за последние три года выросло более чем втрое, с 10% до 34%, в то же время именно модель семейного бизнеса показывает хорошие результаты выживаемости в кризис — это следует из второго международного исследования семейного бизнеса PricewaterhouseCoopers (PwC) 2010-2011 годов "Родственные отношения как ставка в игре".

По сравнению с данными первого опроса, проведенного PwC в 2007-2008 годах, число семейных фирм, которые заявили о снижении прибыли, выросло с 17% до 35%, а число руководителей, которые отмечают увеличение капитальных затрат и прибыли, снизилось с 50% до 32% и с 57% до 42% (см. график).

В то же время опрос показывает, что предприятия семейного бизнеса после кризиса чувствуют себя необычно хорошо. В PwC особо отмечают "неожиданно большое" количество компаний — 48%, которые заявили, что за последний год спрос на их товары и услуги вырос, еще 16% отметили, что спрос увеличился "значительно".

Лишь немногие семейные компании сократили объем операций, а большинство, наоборот, планируют расширить свой бизнес в ближайший год. 

Аналитики PwC констатируют: семейные компании лучше приспособлены к выживанию в сложных экономических условиях, чем публичные. Например, в семейном бизнесе больше возможностей к долгосрочному планированию, давления на достижения квартальных результатов для выплат дивидендов, семейные компании реже обременяют себя кредитами. Наконец, они руководствуются ценностями основавшей бизнес семьи, которые нередко выходят за рамки коммерческой выгоды.

Исследование подтверждает: 67% руководителей таких компаний полагает, что именно семейный характер бизнеса помог им пережить кризис. Уверенность руководителей компании в том, что они могут конкурировать с лидерами рынка — о такой уверенности заявили 95% опрошенных — обосновывается ими более высоким качеством дизайна и в целом качеством их продукции. 

Опрос PwC также зафиксировал: владельцы семейных предприятий мало задумываются над главной проблемой семейного бизнеса — обеспечением преемственности бизнеса. Опрос показал, что у половины опрошенных нет планов по передаче бизнеса по наследству.

Между тем, по оценке Института семейных фирм, только 30% семейных компаний в США выживают при переходе управления бизнесом к следующему поколению.

Ранее McKinsey делали похожее исследование, показавшее, что наиболее "долгоиграющий" бизнес - именно семейный.

Друзья, которые часто бывают роднее родственников, безусловно, большая польза для общего дела.