Американцы помешаны на вреде курения, и муниципалитет города Нью-Йорка и лично мэр Майкл Блумберг, сам бывший курильщик, на переднем крае битвы с дымным зельем. Штатные и городские налоги на пачку сигарет в городе составляют сегодня около 6 долларов и 50 центов, так что цена зашкаливает за 12 долларов, или 60 центов за сигарету. Налоги растут почти каждый год, и Американская ассоциация кардиологов и прочие противники курения приветствуют каждое повышение налогов. После прошлогоднего они утверждали, что 100 тысяч ньюйоркцев бросят курить. И правда, продажа сигарет в штате в 2010 году упала примерно на 30%.

В Калифорнии, где штатный налог на сигареты всего лишь 87 центов на пачку, многократный победитель велогонки «Тур де Франс» Лэнс Армстронг, сам переживший раковое заболевание, ведет кампанию за повышение штатного налога на сигареты на 1 доллар. Он хочет, чтобы сборы от налога пошли на медицинские исследования в области онкологии. То есть частично оплатили вред, причиняемый курением.

А федеральное правительство, которое в 2009 году повысило налог на сигареты с 39 центов за пачку до 1,01 доллара, что явилось самым значимым повышением федеральных налогов в истории, использует эти средства для еще более благородной цели — оплачивает медицинскую страховку бедным детям.

Правда, вред, наносимый обществу курением, значительно выше и не покрывается даже огромным нью-йоркским налогом, который многие считают грабительским. Группа исследователей в изданной несколько лет назад издательством Массачусетского технологического института книге «Цена курения» (The Price of Smoking) утверждает, что частная и общественная цена курения доходит до 40 долларов за пачку. В эту сумму входит стоимость лечения болезней, от которых страдают курильщики, причем платить приходится как и самому курильщику, так и государству, а так же оценка экономических потерь для самих курильщиков и для общества в целом от ранней смерти тех же самых курильщиков.

Алкоголь не только приносит вред здоровью. Есть еще урон от катастроф, аварий и несчастных случаев, произошедших по вине людей в подпитии. Поэтому высокий акциз на продажу алкоголя тоже полностью оправдан.

В СССР, где была государственная монополия на все производство и торговлю, вместо налогов использовалось ценообразование. В капиталистическую экономику советские власти не верили, но влияние цен на потребление понимали и с пьянством боролись не только указами, но и ростом цен на водку. Ее цена неукоснительно росла при всех правителях, начиная с Хрущева. «Московскую» водку за 2,87 заменяла «Пшеничная» за 3,62 и т. д. И даже вожди-однодневки, перед тем как преставиться, успевали сделать водку хоть немного подороже.

Когда же в 1985 году Горбачев наконец поднял цену на водку в три раза, он действовал примерно как Блумберг в Нью-Йорке. Или, скорее, Блумберг имитирует теперь Горбачева. Де-факто сухой закон в СССР вполне сравним с административными мерами пресечения курения в Нью-Йорке, когда курильщиков даже изгоняют с публичных пляжей и из парков.

Пороки ли это или просто вредные привычки, но борьба с ними, несомненно, похвальна. Однако не следует забывать, что, хотя одной рукой государство с ними борется, другой оно загребает немалый доход. В России в начале XX века водочная монополия поставляла 25% государственного бюджета, и в советское время эта величина составляла даже по консервативным оценкам внушительные для современного государства 5-10%.

Иными словами, рассуждения о вреде табака и прочих пороков приводят лишь к более высоким налогам. Калифорния уже пыталась поднять налог на сигареты, причем не на доллар, а на 2 доллара с копейками — это не получилось лишь благодаря массированному лоббированию табачных компаний. Сборы должны были пойти не на медицину, а на покрытие огромной дыры в бюджете. По той же причине в штате постоянно идет разговор о легализации марихуаны, которую штат, естественно, тоже собирается облагать налогом. Теперь Калифорния, Айова, Флорида и Южная Каролина рассматривают еще и идею легализации игры в покер в интернете.

Это еще цветочки. В Неваде, где легально разрешена проституция, обсуждаются законопроекты по ее развитию и налогообложению. Но ладно Невада. Высокоморальные, глубоко христианские штаты Техас и Джорджия, расположенные в Библейском поясе страны, рассматривают возможность собирать налог со стриптиз-клубов и агентств «эскортных услуг», то есть с тех же самых проституток, только завуалированных.

Желание других штатов заработать может подкосить и нью-йоркскую борьбу с курением. В Пенсильвании и Вермонте, где сигареты дешевле, продажи сигарет с тех пор, как в Нью-Йорке увеличили налог, резко возросли. Теперь уже Нью-Хэмпшир, Нью-Джерси и другие соседние с Нью-Йорком штаты собираются снизить налоги, что увеличит продажи. Это все напоминает ситуацию в Канаде в 1980-е годы, когда налоги на сигареты там были подняты и цены подскочили до невиданных в те годы 5 долларов за пачку. Закончилось все тем, что жители Канады рванули через свою южную границу отовариваться куревом. Потеряв огромные налоговые сборы, правительство Канады пошло на попятную и налоги уменьшило.

Это очень типичный пример. Государство очень любит нас обучать и защищать, особенно от самих себя. Но лишь до тех пор, пока эта деятельность не вредит казне. На самом деле государственная монополия на какую-то вредную, порицаемую или порочную деятельность — это самый лучший вариант. Тут можно и высокоморально повышать цены, и наживаться на этих видах деятельности. В XIX веке в некоторых странах Европы, например, муниципалитеты содержали публичные дома.