На постаментах стоят скульптуры из гранита и искусственного мрамора. Это превращенные в могилы знаковые вещи — сумка Birkin, помада YSL, очки Chloe, часы Rolex. Выставка оставляет впечатление величественное и холодное.
Аксенов — редкий человек, из стилиста глянцевых журналов выросший в полноценного художника. Несмотря на то, что круг его тем, эстетика и ценители его искусства крепко связаны с пресловутым «миром гламура», выставка DEADBRAND предельно далека от прикладной сути глянца. Наоборот, кажется, Аксенов хотел сделать такую увесистую каменюку, монументальное, как мавзолей, высказывание — будто в противовес глянцевому пустозвонству.
Нет ничего оригинального в проведении параллели между смертью и модными брендами. Уйма цитат, говорящих о том, что людское поклонение перед логотипами отражает влечение человека к смерти, найдется у Барта, Бодрияра и антиглобалистки Наоми Кляйн. Сам Аксенов ничего не критикует и не пытается рефлексировать. Его выставка — попытка вообразить себе ту скорбь, которая могла бы разлиться по миру, лишись мы Dior, Balenciaga и Gucci. Правда, на их фоне похороны массовых брендов — Coca-Cola и McDonald's (их могильные плиты тоже представлены) — катастрофически снижают уровень пафоса, как в картине Федотова «Смерть Фидельки». Будто картошку фри решили похоронить за компанию с Дольче и Габбаной.
Я спросил у Аксенова, какую марку ему действительно хочется умертвить.
Редактор моды, фотограф и стилист Вадим Ясногородский, который на открытии выставки выступал в качестве диджея (ставил очень печальную музыку), на тот же вопрос ответил без колебаний.
А вот Аркадий Новиков, с таким упорством и тщанием больше 20 лет создававший собственный бренд, даже фантазировать на эту тему отказался.