53-я Международная выставка искусства в Венеции, известная как Венецианская биеннале, откроется 7 июня. Как обычно, она пройдет в садах Джардини, в Арсенале и в городских выставочных залах. Российскому павильону, в котором будет сосредоточена основная экспозиция наших художников, в этом году исполняется 95 лет. Он был построен академиком архитектуры А.В. Щусевым для биеннале 1914 года. В 2009 году комиссаром Российского павильона стал Василий Церетели, куратором — Ольга Свиблова, оформлять павильон будет художница Катя Бочавар.

Комиссар Российского павильона Василий Церетели рассказал проекту «Сноб», что он отвечает в первую очередь за хозяйственную и административную часть русской экспозиции. «Я комиссар, а Ольга Свиблова куратор. Все, что связано с художественной частью, с концепцией, — это область деятельности куратора. Моя задача — помочь куратору в организации и в административной части. Я больше занимаюсь тем, кого куда поселить, как поселить и чтоб вода не текла в павильоне». Церетели говорит, что было очень сложно распределить 500 квадратных метров павильона между семью участниками. Но Катя Бочавар придумала, как правильно инсталлировать все проекты. «На первом этаже у нас будут Гоша Острецов и Павел Пепперштейн. У Павла Пепперштейна живопись, которая погружена в холодильник. Такой ландшафт будущего. А у Гоши Острецова инсталляции. Еще Шаховцов будет — внедрение в новое пространство. Мотоциклист из поролона, вторжение такое в новый мир из виртуального. Второй этаж русского павильона начинается с Анатолия Журавлева, с его инсталляции "Черные дыры". Это кляксы, в которые инсталлированы старые фотографии. Потом идет Андрей Молодкин, "Красное и черное". Это скульптура Ники, выполненная в очень интересной технике. Там в одной части будет нефть, в другой — кровь. У новой участницы, Иры Кориной, будет пятиметровый фонтан. У Алексея Каллимы на этом же этаже будет живопись, сделанная фосфорными красками. Ему было важно показать не футболистов, а именно зрителей, наблюдающих за игрой. Вот этот момент напряжения. Ты входишь туда, и, когда подходишь близко к работе, вдруг зажигается свет и вся комната становится белой. Такая иллюзия ожидания, иллюзия момента».

Если Церетели отвечает за административную часть, то для Ольги Свибловой главное, чтобы в рамках биеннале в этом году получился художественный проект. «Это замысел, художники, реализация. Это общий ансамбль. Это огромное количество производственных вещей. И мне нужно сделать так, чтобы художники выложились. И еще я отвечаю за тему. "Победа над будущим" — это аллюзия и отсылка к "Победе над солнцем", знаменитой опере Крученых и Матюшина начала ХХ века, в которой, кстати, впервые в качестве декорации возникает "Черный квадрат" Малевича. Это был момент утопической надежды, что есть вектор движения и мы прорвемся в будущее», — говорит Свиблова.

Свиблова выбрала художников, которые до этого не были представлены на биеннале по нескольким причинам. Во-первых, у нас очень мало «художников-брендов», во-вторых, она хотела дать шанс тем художникам, которые уже о себе заявили, но в то же время «еще не так известны за рубежом».

С художником, писателем и с недавних пор рэпером Павлом Пепперштейном было очень сложно связаться. Он находился в Венеции, где готовил сразу две экспозиции — в русском и в главном, итальянском, павильонах. С ним можно было только обмениваться sms, и вот что написал нам Павел:

«Я в Венеции. Когда вернусь — не знаю вообще. Может, через пару недель, а может, и через месяц. Работы очень много. Записал дико крутой рэп по-английски против современного искусства и капитализма, потому что современное искусство лижет жопу капиталу.

По традиции в итальянском павильоне всегда делает выставку общий куратор всей биеннале и приглашает художников на свой вкус. В этом году биеннале курирует швед Дэниэль Бирнбаум, я его не знаю и никогда не видел, но он почему-то меня пригласил в числе прочих художников из разных стран. Типа ему нравятся мои работы... Не ожидал.

Я приехал сюда посмотреть залы, но еще мне нужно специально для биеннале написать несколько работ, чем я и занимаюсь. Пишу в основном будущее. Светлое в основном, но и не очень светлое тоже. Ну, а в русском павильоне у меня тоже будет светлое будущее, но под очень мрачный рэп».

Василий Церетели рассказал о проектах, которые будут выставлены вне стен Российского павильона. «Buro 17 , новое бюро Александрины Маркво, представило проект Unconditional Love. Для меня важно то, что впервые в рамках биеннале российская сторона выступает в качестве организатора международного проекта, привлекая не только наших, но и зарубежных художников. Это для нас большая ответственность и большая заявка. Например, от нас это будет Ольга Солдатова, а из иностранцев — Марина Абрамович. Это совмещение двух разных уровней — наших художников и зарубежных. Будет интересный эксперимент, посмотрим, как все получится».

Александрина Маркво сообщила нам, что проект Unconditional Love будет представлен в параллельной программе Венецианской биеннале. Это совместный проект Александрины и еще двух кураторов — Алинды Сбраджа и Кристины Штейнбрехер.

«Unconditional Love открывается 3 июня в "Арсенале Новиссимо", месте дивной красоты, где до этого не было ни одной выставки, — рассказывает Саша. — Это бывший док, в котором строили корабли, затем там был гараж для лодок, в какой-то момент здание стало фабрикой, а потом и вовсе сараем для овец и лошадей. Сегодня это здание отреставрировано и предоставлено для выставок Венецианской биеннале».

В проекте Unconditional Love принимают участие российские и иностранные художники с мировым именем. В списке такие звезды, как Марина Абрамович, Хауме Пленса, Вим Дельвуа, Вадим Захаров, молодые художники Даша Фурсей, Велена Никова, Йосеф Набиль. Одна из центральных работ выставки — новый проект группы AES+F «Пир Тримальхиона», девятиканальное видео, занимающее 400 кв. метров.

Василий Церетели также упомянул о совместном проекте ГЦСИ с благотворительным фондом Пьера Броше. «Он называется Danger! Museum — "Осторожно, музей". Это будет живопись Дубосарского и Виноградова. Она сейчас находится в процессе написания и будет готова уже к биеннале. У них были одни идеи, которые в связи с помещением пришлось менять, и теперь они делают что-то другое».

По словам Александра Виноградова, это будет интерактивный проект. Они использовали в новых работах узнаваемые образы, в картины собираются вмонтировать видеокамеры, которые будут снимать зрителей. Потом видео выведут на экран, и зрители смогут на себя посмотреть. Посетители выставки станут участниками инсталляции. «Мы хотим, чтобы картины стали зрячими, — говорит Виноградов. — Зритель будет смотреть на картины, а картины будут смотреть на зрителя».

Владимир Дубосарский рассказал нам, что Венецианская биеннале, как и любая большая выставка, для него всегда нервотрепка, но второй раз ехать туда уже легче: «Венецианская биеннале — это как Олимпийские игры. Второй раз уже не так страшно. В национальном павильоне можно быть только один раз, мы уже там были, поэтому все остальное — это уже как бонус. Ты можешь участвовать еще в каких-то программах, но в национальном павильоне ты больше не будешь. Поэтому сейчас мы относимся к этому спокойнее».

В отличие от Дубосарского, которому не нравится чувствовать себя «обнаженным» среди своих картин на Венецианской биеннале, кинорежиссер Валерия Гай Германика сама напросилась позировать Дубосарскому и Виноградову обнаженной. «У меня уже давно была мысль, чтобы какой-нибудь художник великий, мой любимый, запечатлел меня обнаженной на огромной картине, — говорит Германика. — Я об этом рассказала Жене Митте и еще добавила, что было бы здорово, если бы это были Виноградов и Дубосарский. Они с Миттой дружат — он еще снял про них документальный фильм, второй из серии "Антология современного искусства". И он, поговорив с ними, написал мне, что вроде бы всё, договорились. Так получилось, что Женя нас сконнектил, хотя мы с Дубосарским знали друг друга давно, еще с тех пор, как я не была известной. Ну, и я приехала к нему в мастерскую в Химки, разделась, легла в позу Венеры, все стебались, что вот, мол, Венера в трусах. Кстати, выяснилось, что современной костлявой девушке лежать в такой позе страшно неудобно — Венеры все-таки были пухлые, а я себе все отлежала».

Картина, на которой изображена обнаженная Германика, будет представлена в проекте Danger! Museum на биеннале, чему Валерия очень рада. «Я на картине получилась совсем такая, какая есть. Я им еще предлагала: может, хотите что-то подретушировать? А они: не-не, ничего не нужно, все отлично. Потом я узнала, что мой портрет поедет в Венецию. Вообще прекрасно!»

Павел Гриншпун, Ксения Семенова,Ольга Озерова, Екатерина Руднер, Тата Зарубина