На современное искусство надели паранджу
Вчера был первый день Венецианской биеннале. Выглядит это так: огромная международная толпа днем обходит национальные павильоны в Джардини и Арсенале, а вечером мечется по узким улочкам, чтобы успеть обойти максимальное количество вернисажей и вечеринок в городе. А мне из всех событий вчерашнего дня самым интересным показалось событие скорее не художественное, а общественное: визит президента Азербайджана Ильхама Алиева на выставку Айдан Салаховой. [Как выяснилось позже, здесь произошла ошибка. На самом деле на открытии была супруга президента Алиева и чиновники министерства культуры Азербайджана. Я приняла за Алиева другого человека — ту же ошибку совершила довольна большая часть посетителей вернисажа, но это не умаляет моей — М.Ш..]
Вообще-то, это не то чтобы принято, чтобы президенты стран приезжали на биеннале открывать национальные павильоны. Но Азербайджан очень занят развитием своей национальной культуры. Поэтому открытие азербайджанской экспозиции в палаццо Бенцон вместо обязательного здесь просекко сопровождалось неожиданно государственным официозом (впрочем, с российским несравнимым: всего один охранник и свободный вход). Пять молодых художников и хедлайнер — Айдан Салахова — назвали выставку «Родственники из Баку». Айдан выставила мраморные скульптуры — черные фигуры женщин, закрытых хиджабом. Собственно лиц нет, есть только очертания черного мрамора с белыми руками. На первом этаже в центре — скульптура в полный рост, с книгой в руках. Но ее я видела только на картинке в каталоге. Через полчаса после открытия она уже была завешена белой простыней. Президент Алиев пришел открывать выставку и торжествовать успех, а вместо этого потребовал закрыть произведение, показавшееся ему исламистским. [Алиев приезжал на несколько дней раньше, скульптура была закрыта простыней по решению и утверждению государственных чиновников — М.Ш..] Секулярное государство не может себе позволить представлять себя образом закрепощенной женщины Востока — текст был примерно таким. Читать иронию, видеть двойные смыслы — это все, безусловно, не президентская история. Так и получилось, что президент светского государства Азербайджан закрыл скульптуру паранджой, потому что ему не понравилась паранджа. Просекко в момент торжественного открытия, превратившегося в торжественное закрытие, так и не налили. Потому что хоть Азербайджан и секулярное государство, но алкоголь при Алиеве запрещен. Так что выпивать все стали позже, когда президент отбыл на водном такси. История, конечно, такой подарок художнице, что тут уж впору решить, что Айдан с президентом сговорились. Но нет, никакого акционизма. Чистый государственный стиль.