На современное искусство надели паранджу

На открытии азербайджанского павильона на Венецианской биеннале прикрыли белой простыней произведение Айдан Салаховой

+T -
Поделиться:

Вчера был первый день Венецианской биеннале. Выглядит это так: огромная международная толпа днем обходит национальные павильоны в Джардини и Арсенале, а вечером мечется по узким улочкам, чтобы успеть обойти максимальное количество вернисажей и вечеринок в городе. А мне из всех событий вчерашнего дня самым интересным показалось событие скорее не художественное, а общественное: визит президента Азербайджана Ильхама Алиева на выставку Айдан Салаховой. [Как выяснилось позже, здесь произошла ошибка. На самом деле на открытии была супруга президента Алиева и чиновники министерства культуры Азербайджана. Я приняла за Алиева другого человека — ту же ошибку совершила довольна большая часть посетителей вернисажа, но это не умаляет моей — М.Ш..]

Вообще-то, это не то чтобы принято, чтобы президенты стран приезжали на биеннале открывать национальные павильоны. Но Азербайджан очень занят развитием своей национальной культуры. Поэтому открытие азербайджанской экспозиции в палаццо Бенцон вместо обязательного здесь просекко сопровождалось неожиданно государственным официозом (впрочем, с российским несравнимым: всего один охранник и свободный вход). Пять молодых художников и хедлайнер — Айдан Салахова — назвали выставку «Родственники из Баку». Айдан выставила мраморные скульптуры — черные фигуры женщин, закрытых хиджабом. Собственно лиц нет, есть только очертания черного мрамора с белыми руками. На первом этаже в центре — скульптура в полный рост, с книгой в руках. Но ее я видела только на картинке в каталоге. Через полчаса после открытия она уже была завешена белой простыней. Президент Алиев пришел открывать выставку и торжествовать успех, а вместо этого потребовал закрыть произведение, показавшееся ему исламистским. [Алиев приезжал на несколько дней раньше, скульптура была закрыта простыней по решению и утверждению государственных чиновников — М.Ш..] Секулярное государство не может себе позволить представлять себя образом закрепощенной женщины Востока — текст был примерно таким. Читать иронию, видеть двойные смыслы — это все, безусловно, не президентская история. Так и получилось, что президент светского государства Азербайджан закрыл скульптуру паранджой, потому что ему не понравилась паранджа. Просекко в момент торжественного открытия, превратившегося в торжественное закрытие, так и не налили. Потому что хоть Азербайджан и секулярное государство, но алкоголь при Алиеве запрещен. Так что выпивать все стали позже, когда президент отбыл на водном такси. История, конечно, такой подарок художнице, что тут уж впору решить, что Айдан с президентом сговорились. Но нет, никакого акционизма. Чистый государственный стиль.

Комментировать Всего 10 комментариев

Забавный конечно вышел каламбур. 

А вообще нельзя мне кажется перемешивать искусство с политикой. В сложившейся ситуации, которая не вызывает ничего кроме двусмысленности поступка президента, по сути пострадали те люди, которые не смогли увидить творение Салаховой.

Я правильно понимаю, что после того, как Алиев отчалил, паранджа не была снята?

Эту реплику поддерживают: Кирилл Подольский

По-моему, это ужде акое-то кафкианство - параджа закрытая паранджой навечно.

Восток - дело тонкое. А Ильхам Алиев интересно поступил. Неожиданно.

Мне не очень понятно: скульптуру закрыл, а такой же по смыслу барельеф -- нет? Барельефы же все выставлены в основном зале. 

женщина востока

Айдан Салахова, 2 июня: "Вчера наконец-то состоялось открытие, все прошло прекрасно, пришло очень много гостей. Большой интерес вызвали объекты Ага Усейнова, живопись Алтая Садихзаде и Михаила Абдурахманова, очень серьезное видео Зайгама Азизов, замечательный объект Ханлара Гасимова из гранита с отражением люстры, а также замечательная энергетика его зала, где лежащий на полу холст, впитывал в себя поэзию на протяжении 88 часов.   Все были потрясены красотой первой леди Азербайджана (она посетила павильон вместе со своими дочерьми) и приходом Наоми Кембелл.   Я очень рада, что представляю павильон вместе с пятью художниками и что Министерство культуры Азербайджана поддерживает современное искусство.   К сожалению, из-за повреждений во время транспортировки две скульптуры пришлось временно закрыть белой тканью, что не меняет смысл произведений. Название одного из объектов (Destination), я временно заменила на Waiting Bride. Скульптуры можно будет увидеть позже без ткани, когда они будут отреставрированы.   Сейчас рядом со мной в кафе Paradiso в Джардини сидит Карло Николи, владелец скульптурной студии в Карраре с которым мы познакомились ровно два года назад именно здесь. Благодаря этому знакомству я перешла к работе с мрамором."

Айдан Салахова на самом деле говорит, что скульптура закрыта на реставрацию и будет открыта для публики уже в эти выходные. Однако текст написан на основании нескольких источников и собственно присутствия на событии. Важную фактическую ошибку я только что исправила.

Я хочу подтвердить, что скоро Waiting Bride (она же Prestanding из серии Destination), которая весит 2 тонны, можно будет увидеть уже без ткани, когда скульптура будет отреставрирована (напомню, что ее пришлось укрыть из-за повреждений во время транспортировки). Кстати, как выяснилось, в нашем Palazzo Benzon 200 лет назад бывал великий Антонио Канова, автор Трех граций, который тоже работал с каррарским мрамором.

Мария Шубина Комментарий удален автором

С заявлением также выступила Берал Мадра, приглашенный куратор азербайджанского павильона, автор каталога, которая вместе с Чингизом Фарзалиевым, комиссаром и куратором павильона с азербайджанской стороны, с сентября 2010 года отбирала работы для выставки "Родственники из Баку". Берал Мадра, идеолог Стамбульской биеннале и крупный куратор международного уровня, объявила об удалении скульптур Айдан Салаховой из павильона и о том, что не увенчалась успехом борьба куратора и комиссара с государственной цензурой, не удалось объяснить, что удаление скульптур будет означать цензуру и нанесет имиджу страны больший вред, чем сами работы. 

Ошибка в тексте

Хотела бы отметить, что выставка называется Relational of Baku (Принадлежащий Баку), а не Relatives of Baku (Родственники из Баку)

Интересные работы , надеюсь еще успеть в этом году посетить Веницианское биеннале. Обязательно зайду в павильон Азербайджана.