22-й «Кинотавр»: двусмысленный итог с фигой в кармане
1. Приз за лучший дебют дали Константину Буслову (брату Петра Буслова, прославившемуся в свое время тоже дебютным “Бумером”) за фильм «Бабло» – криминальную комедию о злоключениях сумки с миллионом евро, которой жонглируют коррумпированные следователи, мелкие грузинские мафиози, украинская проститутка и простой рыжий милиционер с Рижского вокзала. Местами смешно, сюжетные перипетии закручены как положено, типажи все на месте, но любой поклонник Гая Ричи сможет предсказать каждый следующий поворот. Крепкая ученическая работа, что называется. Ну так дебют же. Во всяком случае, нельзя не одобрить этот выбор, учитывая, что альтернативой «Баблу» в данной категории был, скажем, фильм Александры Стреляной «Суходол» – то, что называется авторское кино, которое вообще к простодушной потребности зрителя в сюжете относится с высокомерием. Творческий метод автора этой милой девичьей акварели на тему русской духовности, бешенства матки и красивых пейзажей состоял, если я правильно поняла, в том, что режиссер читала рассказ Бунина как мантру, пока не наступило просветление, а потом зафиксировала на камеру результат своей медитации. А от криминальной комедии Константина Буслова зритель во всяком случае получит гарантированное развлечение за свои деньги. Не одним артхаусом жив кинематограф.
2. Приз за лучшую мужскую роль получил Константин Юшкевич, сыгравший в фильме «Упражнения в прекрасном» хоть и крайне обаятельного персонажа – актера-алкоголика, затюканного женой – но, в общем-то, даже не главного. Этот фильм получил и приз и за лучший сценарий, написанный в соавторстве тем же Константином Юшкевичем, Гошей Куценко и Виктором Шамировым (по совместительству – режиссером картины): все трое в нем играют. Это история в жанре «театр про театр»: четверо актеров – звезда, неудачник, шут и восторженная дебютантка – везут антрепризу в провинцию, по дороге выясняя отношения друг с другом и с искусством, «неизбежно поднимающим человека на новую высоту». Прежде, чем стать фильмом, «Упражнения в прекрасном» были спектаклем в театре им. Моссовета: фильм получился хороший, но отметим, что за лучший сценарий наградили театральную пьесу.
3. За операторскую работу награждена эротическая драма Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках». Это фильм редкой силы о том, как молодая женщина-социальный работник, изнасилованная нарядом милиции, бросает благополучную жизнь с любящим и обеспеченным мужем и находит совершенно невероятный способ борьбы с ментовским произволом. О «Портрете в сумерках» не хочется говорить впроброс: мы дождемся случая поговорить о нем так, как он того заслуживает. Общественное мнение Кинотавра давало этой картине главную награду, но жюри решило иначе. Тут примечательно, что призеры – операторы Ивен Булл и Эдуард Ильин – в экстремальных экономических условиях сняли «Портрет в сумерках» на два фотоаппарата Mark II.
4. Приз за лучшую женскую роль достался Татьяне Шаповаловой за картину «Охотник», прежде показанную в Каннах в программе «Особый взгляд». Это фильм про свиновода, который ведет свое крепкое хозяйство, ходит на кабана, растит хворого однорукого сынка и неизвестно почему полюбил работавшую у него на ферме немолодую и испитую заключенную из близлежащей колонии, которую и играет Шаповалова. Большую часть экранного времени занимает кормление, спаривание, убой и разделка свиней, неприглядный быт некрасивых молчащих людей и их редкие объятия. При этом удивительным образом в этой истории нет чернухи, ничего шокирующего, и оторваться от нее невозможно. Она трогает и просветляет. Пуант в том, что актеры играют в фильме “почти самих себя”, как говорит режиссер: главного героя, скажем, он нашел в лице своего местного проводника, когда искал в Белоруссии натуру. Как пояснил Бакурадзе, профессиональный актер и не справился бы со спецификой роли, требующей стрелять, держа ружье в одной руке, или резать свиней. Татьяна Шаповалова работает барменшей в Санкт-Петербурге, в кино снялась случайно и ходит весь фильм с одним выражением лица. Но именно ей жюри отдало приз, а не одной из профессиональных актрис, которым прочили победу: Ольге Дыховичной, героине “Портрета в сумерках”, или Оксане Фандере, сыгравшей неотразимую бандершу в “Огнях притона” Александра Гордона. Фандере, впрочем, достался какой-то сомнительный, по-моему, специальный диплом жюри “За неповторимое сочетание красоты и таланта”. Выглядело это довольно вызывающе: во-первых, трудно представить, чтобы диплом с такой формулировкой жюри рискнуло дать актеру мужского пола, во-вторых, как заметил один раздосадованный продюсер – «Ну а приз, что ли, за уродство и бездарность дали?». «Охотник» собрал на Кинотавре больше всего наград: еще почти самый главный приз за лучшую режиссуру и приз от Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон».
5. Приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму получил композитор Александр Маноцков, фильм «Мой папа Барышников» (русская вариация на тему «Билли Эллиота»), и это единственный приз, не вызывающий никаких вопросов.
6. Наконец, лучшим фильмом 2011 года было признано «Безразличие» Олега Флянгольца, снятое преимущественно в 89 году. Это прекрасная картина, слов нет, но предпочтя ее всем остальным, жюри под руководством Александра Миндадзе поставило жирную точку в своем вполне последовательном высказывании, которое прослеживается во всех номинациях. Что-то вроде – ну есть в конкурсе отдельные достойные киноленты, вот они, мы их все отметили; но вообще – плохо дело, а потому раздадим-ка мы призы за героизм. Как писал поэт Михаил Айзенберг о проблемах в смежной области культуры – «Слава тебе и хвала тебе, каждый, / что-то вписавший остатками языка». Слава всем, кто снимает на фотоаппараты, выходит из-за барной стойки, чтобы сыграть в кино главную роль и экранизирует театральные пьесы на сценарном безрыбье.
Примерно то же сказал и Александр Роднянский в своем выступлении на церемонии закрытия фестиваля: как здорово, дескать, что все мы здесь сегодня собрались, но вообще-то не будем делать вид, что в русском кино все хорошо. Там все довольно плохо, одна надежда на короткий метр (читай – на молодое поколение режиссеров): надеюсь, сказал Роднянский, что эти авторы в следующем году приедут на Кинотавр уже с полнометражными картинами.