5660просмотров

Открываем тайны музея «Метрополитен»

У читателей книги «Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире» не может не быть вопросов про нью-йоркский музей «Метрополитен». Самый известный директор этого музея Филипп де Монтебелло ответил на все вопросы наших детей

Фото: Redux/Fotolink
Фото: Redux/Fotolink
Филипп де Монтебелло
+T -
Поделиться:

В книге «Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире» 12-летняя девочка Эмма подговаривает младшего брата сбежать из дома в нью-йоркский музей «Метрополитен». В музее, где детям удается спрятаться и прожить целую неделю, они обнаруживают статую ангела. У искусствоведов, как выясняют дети, есть версия, что статую сделал Микеланджело. Эмма решает во что бы то ни стало доказать его авторство, и тут начинается детектив.

Читая эту книжку, даже взрослым хочется знать, что на самом деле происходит в музее «Метрополитен». Можно ли в нем спрятаться и остаться незамеченным, сколько сегодня стоит бутерброд в музейном кафе и хранит ли «Метрополитен» ту самую статую ангела.

Теперь мы можем обо всем спросить у Филиппа де Монтебелло, который знает «Метрополитен» лучше всех. Он был его директором больше 30 лет, с 1977 по 2008 год, и стал абсолютным рекордсменом: никто не был так долго директором «Метрополитена» и ни в одном крупном музее мира не было такого бессменного директора. Когда в 2008 году он решил покинуть музей, это означало конец эпохи.

Филипп де Монтебелло готов ответить на наши вопросы. Точнее, на вопросы наших детей, прочитавших книжку «Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире». Или тех, кому просто интересно узнать что-нибудь о «Метрополитене».

 

Подготовила Наталья Конрадова

Читайте также

Комментировать Всего 38 комментариев

Вячеслав Поличенко Комментарий удален редакцией Почему?

Вопросы от Дарьи Поличенко, 15 лет:

1. Почему музей так называется?

2. Что обычно делают с экспонатами, снятыми с экспозиции?

3. Что происходит на складе музея? Какая участь ждет старые экспонаты, попавшие на склад? Есть ли такие, которые еще никогда не выставлялись?

4. Где приобретаются новые экспонаты?

5. Какие экспонаты музея наиболее ценны и уникальны?

Почему музей так называется?

Музей называется “Метрополитен” потому что он находится в большом городе - metropolis. Правда, в Нью-Йорке никто его так не называет, а называют просто “Мет”. Это потому что американцы всегда торопятся и любят все сокращать. Например: “Я побежал в Мет.”

Что обычно делают с экспонатами, снятыми с экспозиции?

Экспонаты снимаются с экспозиции по разным причинам. Одни нужно починить или почистить, и тогда их относят в отдел реставрации.  Другие экспонаты уезжают на какое-то время в другой музей, на выставку. Ну, а третьи убирают из залов и кладут на склад.

Что происходит на складе музея? Какая участь ждет старые экспонаты, попавшие на склад? Есть ли такие, которые еще никогда не выставлялись?

Конечно, огромное количество экспонатов никогда не выставлялось. Почему? Причины самые разные. Некоторые работы были куплены много лет назад и отношение к ним изменилось. Их больше не считают такими интересными. Но запасные экспонаты нужны хотя бы для того, чтобы заменить главные - если мы отправляем их на выставки.

Когда экспонаты лежат на складе, их изучают специалисты. Например картины просвечивают инфракрасными лучами, что позволяет увидеть эскиз. Бывает, что первоначальный замысел художника сильно отличается от законченной работы.

Где приобретаются новые экспонаты?

В Америке важную роль играет благотворительность. Работы музею дарят коллекционеры и члены совета попечителей музея. Когда коллекционер дарит музею работу, он получает неплохие налоговые льготы. Музею даже иногда оставляют целые коллекции в наследство. Это пишут в завещании. Ну и конечно, музей постоянно сам покупает работы в частных галереях и на аукционах. Одно из последних крупных приобретений музея, когда я был директором, “Мадонна Строганова” сиенского художника Дуччо ди Буонинсенья. Эта работа была нами куплена.

Какие экспонаты музея наиболее ценны и уникальны?

На этот вопрос я не могу ответить. В “Мете” 2 миллиона экспонатов, из которых 200 тысяч на постоянной экспозиции. Среди них огромное количество ценнейших, уникальнейших работ. Очень многое зависит от вашего индивидуального вкуса. В музее много очень знаменитых работ. Как можно из тысяч работ выбрать одну? Для меня лично, это наверно те вещи, в приобретении которых я участвовал и которые знаю досконально. Это конечно Дуччо, “Мадонна с младенцем”. Я также очень люблю Диего Веласкеса “Портрет Хуана де Парехи”. В египетской коллекции есть совершенно замечательный портрет царицы. Но любимые работы меняются со временем. Меняется вкус, и восприятие работы зависит даже от настроения.

Вопросы Сани Бабицкой, 8 лет (орфография сохрана авторская):

- А у вас в музее сколько искпанатов?

- А ангел сохранился в музее? А какой была миссис Франксвиелер?

- А эта история была? А Эмма и Джимми отдали отгатку (отгадку)?

- Раскажите про кровать в музее на которой спали Эмми и Джимми?

А у вас в музее сколько искпанатов?

Экспонатов около 2 миллионов. Но конечно далеко не все эти экспонаты - картины или скульптуры. Например, в музее около 500 тысяч работ на бумаге -- это и рисунки, и гравюры, и фотографии. В музее есть даже текстиль.

А ангел сохранился в музее? А какой была миссис Франксвиелер?

Ангелов в музее очень много, но ангела Микеланжело там нет. Есть Купидон. И есть множество рисунков Микельанжело. На некоторых из них изображены ангелы.Самой миссис Франквайлер никогда не существовало, но она очень похожа на многих других пожилых состоятельных дам, которые коллекционируют искусство и поддерживают музей. Очень многие из них экцентричны, они любят шутить и несмотря на очень преклонный возраст, очень активно участвуют в жизни музея, приходят на выставки и путешествуют по всему свету.

А эта история была? А Эмма и Джимми отдали отгатку (отгадку)?

Нет, истории к сожалению не было. Или не к сожалению.

Раскажите про кровать в музее на которой спали Эмми и Джимми?

В музее много мебели. Есть скамейки, на которых сидят посетители, и это современные скамейки, более или менее удобные и прочные. А есть старинная мебель, которая стоит в залах музея потому, что это часть экспозиции. На ней сидеть нельзя и лежать запрещается. Во времена итальянского Возрождения знаменитые художники расписывали сундуки, в которых хранилась домашняя утварь. Да и просто старинная мебель представляет собой интерес для историков, дизайнеров и посетителей музея и любителей искусства. Эмма и Джимми могли бы найти несколько удобных кроватей и кушеток. Их кровать пришла в музей из коллекции семьи Унтермайер. Глава семьи, Самуил Унтермайер, был судьей и очень известным меценатом и коллекционером.

У меня не детский вопрос ;-)

После Вашего ухода, временные выставки в Мете немного поменяли свой характер, как мне кажется. Большие и масштабные выставки (такие как Manet/Velasquez) сменились на более камерные и не столь громкие (Room with a view,  American stories или Guitar Heros). Создается впечатление, что Ваш преемник предпочитает более углубленные темы интересные более узкому кругу, а не обширные ретроспекивы.

Действительно ли поменялся фокус музея и что за этим стоит?

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Мне не кажется, что это целенаправленная политика музея. Вскоре после моего ухода в мире разразился серьезный финансовый кризис. Крупные, широкомасштабные выставки - очень дорогостоящие, и когда, благодаря кризису, срезаются бюджеты, на них может не хватать денег. Стоимость крупных выставок росла и до кризиса -- дорожает перевозка картин, очень дорого стоит их застраховать. Многие музеи и частные коллекционеры просто опасаются давать свои работы на выставки. Кризис все это усугубил, но меньший масштаб выставок вполне может быть здоровым явлением.

Тем не менее, это не значит, что “Мет” больше не устраивает больших выставок или обширных рестроспектив. Сейчас в Институте Одежды, идет крупная индивидуальная выставка дизайнера Александра МакКуина, в конце года будет выставка итальянского портрета.

Вопросы от Феди Волкова, 8 лет.

1. Скажите честно, это же все правда?

2. А сейчас такое может быть, чтобы  ваша охрана не заметила людей, оставшихся на ночь в Метрополитене. А вообще такие случаи бывали, чтобы люди тайно ложились спать в вашем музее?

3. А вы почему стали директором музея, вы с детства мечтали или может прочли Мисс Франквайлер и захотели стать директором Метрополитене?

Скажите честно, это же все правда?

Вы честно хотите честный ответ? Тогда нет.

А сейчас такое может быть, чтобы ваша охрана не заметила людей, оставшихся на ночь в Метрополитене. А вообще такие случаи бывали, чтобы люди тайно ложились спать в вашем музее?

Заснуть в музее может любой. Туристы часто устают осматривать достопримечательности, а музей у нас обширный. Так что засыпают в нем часто. Но на ночь не остаются. Возможно, кого-то могут и забыть после закрытия, но их быстро потом находят, потому что есть камеры и датчики, чувствительные к любому движению в залах. К тому же, ходят ночные сторожа и все досконально проверяют.

А вы почему стали директором музея, вы с детства мечтали или может прочли Мисс Франквайлер и захотели стать директором Метрополитене?

Про Миссис Фраквайлер я прочел уже во взрослом возрасте, когда уже работал в музее. Директором музея я не хотел быть. Зато я хотел быть куратором в музее и работать с произведениями искусства. И сначала я стал куратором. Но потом я стал директором, потому что все директора музеев -- бывшие кураторы. Это очень важно, что директора музеев не администраторы, а кураторы. Для того, чтобы быть директором музея, нужно понимать в финансах и быть хорошим менеджером, но главное - необходимо понимать, знать и любить искусство.

Вопросы от Вики и Маши:

‎1. мно ли желающих после выхода книжки переночевать в музее?

2. понимаете ли вы - что книжка - это инструкция к тому, чтобы заночевать?

3. Ангел. он существует?

много ли желающих после выхода книжки переночевать в музее?

Наверно были такие, кто хотел бы переночевать, но, насколько я знаю, никому это пока что не удавалось сделать.

понимаете ли вы - что книжка - это инструкция к тому, чтобы заночевать?

Да, конечно это инструкция для того, чтобы провести ночь в музее. Но это заодно и инструкция для нашей охраны, где искать тех, кто хочет там переночевать. А также инструкция быть всегда начеку.

Ангел. он существует?

Ангелы возмножно существуют, но этот Ангел возник в воображении автора и существует только в книге.

от Тани Туляковой (11 лет)Как охраняются экспонаты в музее? Совершались ли кражи в музее? Удалось ли найти украденные шедевры? Преступники были пойманы? Можете рассказать что-нибудь интересное из жизни охраны музея?

В музее есть электронная система сигнализации, есть камеры наблюдения, датчики, которые фиксируют любое движение в зале. Есть охрана, которая работает днем, и есть ночные сторожа. Есть и некоторые другие способы охранять экспонаты, но самая лучшая система охраны -- это хранить систему охраны в тайне. Чтобы потенциальный грабитель не мог досконально знать, как охраняются произведения искусства.

Громких краж из Метрополитен не было -- они существуют только в кино. Были попытки что-то украсть, конечно, но практически все они были пресечены на ранних этапах. Дело в том, что продать украденную из музея работу невозможно -- все знают, откуда она.

Интересных историй из жизни охраны я тоже не припоминаю, и это на самом деле хорошо. Пусть охране будет скучно. Но сама охрана у нас интересная. В музее около 500 охранников. Конечно, не все они работают одновременно, у них несколько смен. Среди них много художников и искусствоведов по образованию. Не все могут найти работу по специальности, и многие предпочитают работать в музее, среди произведений искусства. Их работа главным образом заключается не в том, чтобы останавливать грабителей, а в том, чтобы охранять экспонаты. Они следят, чтобы произведения искусства не трогали, не подходили к ним слишком близко и не тыкали в них острыми указками. Ну, и конечно, чтобы не спали на кроватях.

Раньше охранники также не разрешали фотографировать и использовать вспышку, но теперь этому никто больше не препятствует. У каждого есть фотоаппарат в телефоне. Хотя зачем фотографировать картины или скульптуры, если профессионально сделанные репродукции можно легко найти в Интернете--я не понимаю.

Маруся Козлова, 10 летА   случалась ли  вокруг  какого-нибудь экспоната музея детективная история, похожа на историю с Ангелом?

Да, случилась одна интересная история, причем очень похожая на историю с Ангелом, описанной в книге. В приемной французского консульства в Нью-Йорке долгое время -- уже лет сто -- стояла скульптура. Амур или Купидон, никто толком не знал. Да и никто не обращал на нее внимания, потому что люди туда приходили в основном по каким-то официальным делам и старались долго не задерживаться.  И вот в один прекрасный день в консульство пришли один из наших кураторов и историк искусств. Они посмотрели на скульптуру, переглянулись и сказали:  “Эта скульптура похожа на одну из потерянных скульптур Микельанжело.” Теперь ее официально считают работой мастера и консульство Франции решило до поры до времени держать статую в Метрополитен. Зато вместо этого музей сделал точную копию, которая теперь стоит в консульстве.

Вопрос от Ани:

1 Как музеям найти баланс между выствками, которые приводят в музей толпы и более серьезные, может быть не на столько популярные выставки. Есть ли место в серьезном музее для экспозиции спортивных машин из коллекции Ралфа Лорена?

2 Могут ли небольшие музеи конкурировать с частными коллекциями в приобретении новых экспонатов?

3 Будут ли найдены экспонаты похищенные из музея Елизабет Гарднер в Бостоне? 

Как музеям найти баланс между выствками, которые приводят в музей толпы и более серьезные, может быть не на столько популярные выставки. Есть ли место в серьезном музее для экспозиции спортивных машин

Серьезные выставки не должны быть непопулярными, по определению. У нас были выставки Дега, Монэ. Они были крайне популярны, но и в несерьезности их никак нельзя обвинить. Была очень популярная выставка рисунков Леонардо, на ней было очень много посетителей. Спортивные машины тоже могут представлять собой художественный интерес, и например Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке несколько лет назад делал обширную выставку мотоциклов. То же самое касается выставок мод или работ великих модельеров.

В прошлом, те работы, которые мы сегодня называем произведениями искусства и вешаем на стенах в музеев часто считались вполне утилитарными предметами. Художники были ремесленниками, делавшими работы для украшения церквей, например.

Но если говорить о балансе, популярные выставки помогают музею зарабатывать деньги и привлекать посетителей, что позволяет им делать и менее популярные выставки для более узкого круга любителей искусства.

Могут ли небольшие музеи конкурировать с частными коллекциями в приобретении новых экспонатов?

Нет, не могут. За последние два десятилетия в частных руках собрались огромные состояния. Богатые коллекционеры теперь есть не только в Америке и Европе, но и в других странах: в Китае, Индии, России. Музеи, особенно небольшие, с ними конкурировать не в состоянии.

Будут ли найдены экспонаты похищенные из музея Елизабет Гарднер в Бостоне?

Я очень пессимистичен в этом вопросе. Мне кажется, что эти работы были уничтожены. Это улики преступления, и уничтожив их, преступники значительно меньше рискуют тем, что их когда-либо признают виновными в этой краже. А продать эти работы практически невозможно, ни за какие деньги.

Подпольные коллекционеры, которые скупают краденные шедевры исключительно из любви к искусству, бывают только в детективных романах. Никакой коллекционер их не купит, потому что он никогда не сможет их никому показать. При этом он может даже оказаться за решеткой за покупку заведомо краденых вещей. Так что я боюсь, этих уникальных произведений уже больше не существует.

Взрослый вопрос от Светы:

В какой момент музеи стали воспринимать детей как отдельную аудиторию, придумывать для них специальные программы? Как влияют детские книги ("Из архива миссис Франквайлер"), фильмы ("Ночь в музее"), в которых действие происходит в музеях, на стратегию музеев в отношении детей и ожидания аудитории? 

Дети всегда представляли собой важную аудиторию для музеев, и конечно отдельную аудиторию. Потому что у них другое восприятие мира, другая точка зрения. При этом если они в детстве полюбят музей, они будут посещать его и взрослыми. Во всяком случае так считается.

Взрослый вопросы от Маши В:

1 А приходилось ли мистеру Монтебелло самому ночевать в музее? Какой зал он бы выбрал если бы захотел это сделать?

2 Есть ли специальные инструкции на случай обнаружения спящих детей в музейной антивкарной кровати?

3 Какие залы мистер де Монтебелло посоветовал бы посетить детям, которые никогда еще не были в музее, чтобы они полюбили музей на всю жизнь?

А приходилось ли мистеру Монтебелло самому ночевать в музее? Какой зал он бы выбрал если бы захотел это сделать?

Нет не приходилось, хотя я легко мог бы заночевать у себя в офисе. Только нужно было бы сначала позвонить в службу охраны и предупредить их, что я буду у себя в офисе. Иначе они увидят там движение и поднимут тревогу. Но мне не приходилось, потому что я живу недалеко от музея, и к тому же у меня семья, дети.

Есть ли специальные инструкции на случай обнаружения спящих детей в музейной антивкарной кровати?

У нас есть начальник охраны, и инструкции своим подчиненным дает он. Потому что он лучше знает, как их инструктировать. Но я уверен, что такие инструкции у них есть. Они точно знают что делать, если вдруг кто-нибудь из них обнаружат спящего в зале ребенка.

Какие залы мистер де Монтебелло посоветовал бы посетить детям, которые никогда еще не были в музее, чтобы они полюбили музей на всю жизнь?

Девочкам были бы наверно интересны исторические комнаты, или китайские вазы, а мальчикам конечно следует начать со средневекового оружия и доспехов. Наверно это не очень современный совет, поскольку интересы мальчиков и девочек теперь так резко не принято разделять, но мне уже 75 лет, и я немного старомоден

Алиса, 9 лет

а каким длжен быть детский музей, чтобы детям в нем было интересно?

вы пробовали проложить по музею детсткие маршруты, ведь есть же залы художников, народов или периодов

Как вам живется на пенсии?

Я не на пенсии. Я всего лишь поменял работу. Раньше был директором музея, а теперь я профессор Института Изящных Искусств университета Нью-Йорка. Преподавание занимает очень много времени, тем более что я начал этим заниматься совсем недавно. Конечно, я скучаю по музею, по произведениям искусства, по выставкам. Мне нравилось приобретать новые работы. Зато по чему я совсем не скучаю, так это по разным административным заботам.

 

Новости наших партнеров