Наплыв яхт, русских и арабов: итоги первой недели биеннале
Венецианская биеннале этого года запомнится старожилам не наводнением — в Венеции это дело обычное, а в первую очередь обилием яхт. Не исключено, что набережные залило именно из-за них — бухта просто вышла из берегов. Наплыв яхт и наплыв русских. Впрочем, не только. В этом году все отмечали две тенденции: мощное присутствие русского современного искусства и арабского. Павильон Арабских Эмиратов и Дубайский павильон появились на биеннале впервые, не говоря уж о выставке художников из Саудовской Аравии. Арабское искусство превращается в модный тренд: в Дубае уже пятый год проходит ярмарка современного искусства, а в лондонской галерее Saatchi & Saatchi недавно состоялась выставка художников с Ближнего Востока.
У русского современного искусства тоже есть свои поклонники, его поддерживает Даниэль Бирнбаум. Главного куратора Венецианской биеннале можно назвать специалистом по русскому современному искусству, так много времени он провел в России, отбирая выставочные проекты. Еще один большой друг России — Жан-Юбер Мартен, знаменитый экс-директор Центра Помпиду, он стал куратором 3-й Московской биеннале, которая пройдет осенью, с 24 сентября по 25 октября. По традиции об этом было объявлено здесь, в Венеции: поддерживать друг друга, передавая эстафету международных выставок из рук в руки, — давний обычай всех ярмарок и биеннале.
Выставка Дубосарского и Виноградова Danger! Museum развернулась в палаццо Bollani неподалеку от Сан-Марко. Девять огромных полотен, написанных в фирменной быстрой технике, с изображениями Барака Обамы на коне, Пабло Пикассо и обнаженной Гай Германики. Культовые медийные персонажи — любимая тема Дубосарского и Виноградова: они черпают вдохновение в глянцевых журналах и горячих новостях, обращая пафос гламура в иронию. Художники вообще c иронией смотрят на мир, достается и зрителям. Создав свой «музей» в Венеции, они решили поиграть в видеоарт и с самого начала выставки принялись за съемку фильма (возможно, со временем он превратится в полноценный арт-фильм). Предупреждение о возможности съемки в завуалированном виде содержится в самом названии выставки: «Осторожно! Музей». И действительно: в холсты вмонтированы камеры. За час до открытия выставки можно было посмотреть, как эта система работает: полюбовался на картины — иди в подвал любоваться на себя в комнате видеонаблюдения. Александр Виноградов признал, что подглядывать нехорошо, но сумел объяснить причину столь неделикатного арт-поведения.
Но очень скоро залы палаццо Bollani заполнились публикой, и трудно было не заметить Шалву Бреуса, Софью Троценко, Марка Гарбера, Игоря Маркина, Пьера Броше, Петра Авена, а также Наталью Водянову.