Нормальных детей больше не будет

Главная задача современного родителя — не правильно воспитывать ребенка, а угадать, каким он станет

Иллюстрация: Corbis/Foto S.A.
Иллюстрация: Corbis/Foto S.A.
+T -
Поделиться:

В отпускном безделье перечитываю роман Пруста «По направлению к Свану». Нежного мальчика, который весь день думает о грядущем вечернем поцелуе мамы, воспитывают закалкой: бабушку и папу больше всего беспокоит его «болезненность и безволие». В зрелости он припоминает воспитательные принципы родителей если не с обидой, то уж точно с недоверием: «Меня приучали зачислять в разряд самых больших провинностей те, которые, как это мне стало ясно только теперь, мы обыкновенно совершаем под влиянием нервного возбуждения. Но тогда это выражение при мне не употреблялось, мне не указывали на происхождение подобного рода проступков, а то я мог бы сделать вывод, что это простительно или что справиться с этим мне не по силам».

Поколение Пруста — хотя, на самом деле, его современника и вдохновителя Фрейда — обнаруживает, что каждый ребенок обладает особенностями, исправлять которые не только бессмысленно, но и вредно. Довольно странно читать эти педагогические откровения в наши дни, когда только на выяснение особенностей организма и психики ребенка уходят едва ли не все усилия родителей. В своей крайней форме эти особенности описываются невероятными по разнообразию «нарушениями» — disorders: если ребенок не может правильно себя вести, у него, вполне возможно, СДВГ, если делает ошибки в диктанте, то первым делом стоит проверить его на дислексию, а если проваливает тесты по математике — на дискалькулию.

С тех пор, как западная цивилизация осознала хрупкость детской психики, а главное, присвоила ценность разнообразию (быть не как все), она больше не «формирует» детей по хорошо известному образцу — она «развивает» их врожденные черты, со всеми особенностями, вплоть до этих самых disorders.

Развивать — задача для родителей гораздо более сложная, чем формировать. Одно дело, если ты точно знаешь, какой хочешь получить результат и как именно он достигается: и родители, и дети просто должны быть одинаково усердными, каждый в своей роли. Совсем другое — если и результат заранее неизвестен, и методы под большим вопросом. Быть ли строгими с детьми? Если да, то где граница этой строгости и когда она начинает травмировать? Если нет, то что за чудовище может в результате получиться? Наконец, какой именно результат мы хотим получить? Положим, существуют мелкие технологии, как именно настаивать на своем, не впадая в истерику, или как не поддаваться на детские капризы, не превращаясь при этом в монстра. Но не существует общей идеи, какими вообще должны вырастать дети. Самый распространенный в таких случаях ответ: «чтобы они были счастливыми». Но ясности это не добавляет, ведь воспитанные в строгости и понятии «норма» тоже бывают счастливыми. Кажется, даже чаще.

На фоне «европейского» внимания к тонким материям очевидно дикой выглядит «азиатская» модель воспитания, при которой успехи в математике — такая же первостепенная вещь, как и умение вести себя в приличном обществе для XIX века или физическая выносливость для общества аграрного. Не умеешь делить и умножать — будешь работать дворником. Работать дворником позорно. К «азиатской» модели одинаково относятся и скандальная «мать-тигрица», и уходящая субкультура сильных советских спецшкол. В этих системах, которые, в отличие от аристократического или крестьянского воспитания, еще не стали историческим казусом, по-прежнему считается, что только настоящей, искренней строгостью можно добиться умения держать себя в руках — не шалить, не мусорить, не делать в тетрадках клякс, быть вежливым, не носиться на переменах, хорошо учиться, не драться и вообще быть человеком. В результате «азиатские» дети побеждают в музыкальных конкурсах и математических олимпиадах и уверенно выигрывают конкуренцию за карьеру у детей «европейских». Заметим, ту самую конкуренцию, которая была порождена европейской культурой.

Ну, то есть, конечно, это уже не та конкуренция, что бывала во времена, скажем, Пруста. В том смысле, что общество предлагает все больше утешительных призов для проигравших, так что и им теперь можно жить. Мамочка тебя всякого будет любить, но все-таки лучше бы попасть в хорошую школу, чтобы поступить в хороший университет и найти приличную работу.

Это несоответствие уже заметили: между нетравмирующими способами воспитания «особенного» ребенка (имея в виду, что все дети нынче — особенные) и конкурентным миром, в котором ему потом предстоит жить. Одна из новых педагогических теорий гласит, что бесконечно хвалить и повышать самооценку тоже плохо, а нужно обратно готовить детей быть лидерами. Тем не менее до строгих рецептов, которые так помогли бы изможденным неопределенностью родителям, еще далеко. Для этого нужна гармония между системой воспитания и миром, в котором воспитаннику потом жить.

Подозреваю, что мир раньше перестанет быть конкурентным, чем родители смогут найти компромисс между «не травмировать» и «быть успешным». И если только этот мир не будет меняться быстрее, чем наши педагогические теории, появится и рецепт.

Наталья Кузнецова считает, что комфортные условия ведут к деградации; Катерина Инноченте уверена, что все крайности в воспитании опасны; Владимир Кайгородов подозревает, что расслабленность европейцев связана с тем, что они владеют недвижимостью и им не нужно бороться за выживание

Комментировать Всего 152 комментария
" конкуренцию, которая была порождена европейской культурой "

Интересно, нельзя ли поподробнее?

Эту реплику поддерживают: Кирилл Подольский, Алексей Воеводин

Сама идея личного достижения и карьеры - разве не европейская?

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Поразительно, что Обама, как его описывает Алексей Байер в своей колонке, выглядит буквально как продукт такого современного воспитания.

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова

Дисциплина — наше всё

Вот в воспитательных учреждениях советского и постсоветского образца — особенно спортивных, танцевальных, музыкальных — дисциплина и жесткость — неотъмлемая часть процесса. Поэтому есть всемирно известных русский балет, наши отчаянные теннисистки, и поэтому весь состав Cirque deu Soleil — украинцы, русские, и китайцы.

А в Европе же прикрикнуть или уж тем более пальцем тронуть никого нельзя — поэтому Европа теряет свои позиции не только в спорте, но и в среднем уровне школьного образования — согласно недавнему исследованию (постараюсь найти), Китай занимает лидирующие позиции, а Британия — упс! — на 38-м месте.

Потому что ни один приличный результат не достигается без крови и пота. Точка. А комфортные условия ведут к деградации и медленной смерти.

Не могу не отметь степень фурора, который произвел на британское сообщество «нинзя-прыжок» жены Мердока Венди. Газеты отдали ей центральные полосы, а британский мужчины затаили дыхание в полном обожании. Потому что они такого никогда не видели. Потому что это супер-неполиткорректно, но при этом в это есть такая животная сила, которая не снилась цивилизованному и уравновешенному британскому обществу. Китай гордится. Британские мужчины тихо завидуют.

Какая связь с дисциплиной, вы спросите? Венди в прошлом волейболистка и обладатель Йельского MBA, знает чего хочет и как этого добиться. И — немаловажно! — в прекрасной физической форме.  Это такая базовая форма конкуренции и борьбы и она ее выигравает в цивилизованном и политкорректном setting-e.

Потому что ни один приличный результат не достигается без крови и пота...

Смотря что считать приличным результатом...

Вот, скажем, если у человека к 40 годам большая семья с 5 детьми, просторный дом с садом, любимое дело, которое не приносит прибыли, и все это оплачивается на ренту с капитала родителей (ну, скажем, недвижимость сдается в аренду, или проценты с облигаций, или дивиденты с акций)...  и ведь это вполне обыкновенная ситуация в Европе. И зачем такому человеку себя запрягать в битву за результат?

Вот зачем такому человеку  эти слова про кровь и пот, про результат, который надо добыть в битве за существование, в которой выживают сильнейшие... он все выиграл, даже не вступив в бой. По заветам тех самых мудрых китайцев, которые на него теперь работают в поте лица и экономят каждую копейку в надежде, что их дети смогут жить так же, как этот европеец.

Так это ненадолго. Ибо придут голодные китайцы и русские и все завоюют. Посмотрите на университеты и спортивные команды в Европе. Топ-менеджмент компаний еще как-то остается конгруэнтным по национальному признаку ( классовый строй и так далее), но и это уже все активно меняется.

Вот британцы одумались и испугались - изменили визовый режим и существенно сократили количество "мест на въезд". Но когда нас это останавливало..

Эту реплику поддерживают: Игорь Уткин, Млада Стоянович, Alexei Tsvelik

Ну так вот именно....  что значит завоюют? 

Приедут и будут работать за себя и за того  европейского парня  который занимается своим любимым делом... на деньги от сдачи этим же мигрантам жилья в аренду...  как оно сейчас в Европе и происходит.... 

уже в сфере обслуживания и на фабриках работают  сплошь поляки,  в строительстве  доля рабочих-мигрантов даже  сложно сказать....   проходя мимо строительных работ  в городе и вижу и слышу  исключительно иностранную речь.

Даже вот из телефонной компании   прислали на дом мне рускоязычного мастера....  через 20 минут приехал.... офигеть....  оказывается они там не на ставке ,а на потогонной системе  трудоустроены... без гарантий.

Будyщее - само о себе позаботится....  ну завоюют.... интегрируются...  эволюция.  Главное чтоб право собственности не отменили... :-)),  что наавряд ли .... они ведь и сами все мечтают поднакопить деньжат, разбогатеть   и чтоб на них кто-то другой работал...  Вечный цирк.

Именно, Владимир. Завоевал-оказался на верхнем витке спирали- отдыхаешь и расслабляешься, а там уже снизу подбираются..

Касательно собственности- вам, может прислать статистику по покупке недвижимости в Лондоне? Англичане ПОЧТИ ВООБЩЕ ничего не покупают.

1 место - Китайцы

2 место - Арабы

3 место - Русские

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович, Алексей Воеводин

Так вот именно... если вы посмотрите на ту же статистику то обнаружите что англичане стоят на первом месте в списке продавцов... и что они продают?  кусок земли с четырьмя  старыми стенами с крышей на нем... а за КАКИЕ деньги?   Откуда берется эта стоимость?   Где берут деньги   все эти иностранцы  кто покупает это барахло?  Потом англичане едут в Таиланд покупают там роскошный дом  и живут на разницу  в цене занимаясь всю оставшуюся жизнь некоммерческим искусством.  А чьим трудом в результате это все оплачено?

Эту реплику поддерживают: Ирина Михайловская, Катерина Инноченте

Разве такая модель устойчива в случае чего? И разве она наследуется далее? Как пять детей со своими некоммерческими увлечениями разделят капитал? Все-таки раз в несколько поколений кому-то придется плыть в колонии за золотом или создавать еще что-то выдающееся.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович, Михаил Данилюк

Эта модель очень устойчива....  судя по тому что я вокруг наблюдаю....  даже несмотря на драконовские налоги  ( а может и благодаря им).

Тем более что из 5 детей уж один-то точно окажется коммерсантом  и возьмет на себя бремя семейного бизнеса..... а остальные будут жить припеваючи на дивиденты от своей доли.

Но, Владимир, даже рента требует определенных знаний и умений, чтобы ее сохранить.  И недвижимость при определенном неправильном поведении можно потерять.

Как дети воспользуются капиталом родителей зависит от воспитания. А как воспитывать в таких ситуациях- это одно из направлений обсуждаемой нами темы.

Поэтому однозначно говорить, что все обстоит именно так, как Вы сказали, я бы не стала.  У богатых свои проблемы и чаще всего они связаны именно с воспитанием.

"Дисциплина -- наше все" давайте все-таки поставим в прошедшее время. В России со спортом в последнее время завал. 

Не, я не буду :) В балете все по-прежнему как надо. А также в гимнастике и фигурном катании. Про мальчуковые виды спорат я осведомлена меньше, но девочки всегда в период 4-16 более дисциплинированными были.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

В балете по-прежнему нормально, да. Но балет -- не спорт :) 

Ой-ли?

Четырнадцатикратного чемпиона мира по латиноамериканский танцам Донни Бернса спросили "А все-таки, танец - спорт или искусство?". Он ответил: "Когда я начинаю танец, то думаю что искусство, когда заканчиваю, то уверен что спорт"

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Так мы про балет или про бальные танцы? Или про танец вообще? :) Ну ладно, это не принципиально. Я понимаю, что ты и Донни Бернс хотите сказать -- сама танцевала. 

Просто Донни Бернс точнее выразил то, что я хотела сказать :) Мы про любые профессиональные танцы и балет как наиболее технически - demanding тип

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Но балет -- не спорт

– балет почти спорт. единственный вид искусства, который можно назвать спортом. 

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Понимашь Алексей, я близко знаю многих великих балерин и балетмейстеров... И они -- все как один -- говорят следующее: в балете, при всей огромной физической подготовке, которая (и никто с этим не спорит!) нужна обязательно, и без которой -- никуда, в балете все-таки самое главное -- душа, которую вкладываешь в исполнение. И без этой вложенной души, без этих переживаний, балет превращается в набор бездушных техничностей, которые никому не нужны -- без искры душевной. Я часто езжу на балетные соревнования (просто с друзьями, многие из них -- балетмейстмеры, хореографы, судят на этих соревнованиях). И, ты знаешь, я уже давно научилась смотреть на балет с их точки зрения. Иногда выходят обалденно техничные, супер-подготовленные 16/17-летние, и танцуют как будто спортом занимаются. А вот у моей подруги была студентка, у нее тоже была очень чистая техника, но она была слабовата физически, так как очень худенькая, очень hyper-extended. Но в этой девочке было что-то невероятно -- такая душа, которую сейчас с молодом балете редко увидишь. Она покорила всех судей -- и в США, и в России, когда приезжала на Пермский конкурс Васильева и тогда еще Максимовой. Так что к чему я это все говорю? Когда мы произносим фразу "Балет -- почти спорт", ударение надо все-таки ставить на слове ПОЧТИ. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

все-таки самое главное -- душа, которую вкладываешь в исполнение

– вот именно поэтому это искусство. то есть, если "нести жеребятину" всем стадом по словам пачикова, – понятие как слоеный пирог: корж - полностью спорт, с его закалкой, техникой,  выносливостью, со своими рекордами (прыгнуть выше, сильнее, дольше, длиннее, показать технику с секундомером в руках), этот беспощадный корж отменить ну никак нельзя,  + сверху толстый-толстый слой искусства, размером намного толще самого коржа.

так что понятие полностью включает в себя спорт + дополнительные критерии. 

так что если слово "почти" психологически воспринимается как "неполный", "не совсем", то это некорректно. балет - полностью спорт. + куча дополнительных критериев от искусства, важнее, чем базовый корж пирога. 

хотя, вы, катеринушка, горячий поборник течений современных – может в современном ключе вы очень и очень правы – нынешние халтурщики и от поэзии и от танца и от бог знает чего – уже давно не предъявляют тех требований, которые предъявляли ранее.... в нынешнем балете уже давно и пешком ходют, и со стула не встают и чай пьют. и поэты давно в рифму не влезают, тряся жиром интеллехту, и художники рисовать разучились, бравируя этими позорными инсталляциями.... остап бендер, как символ эпохи. позор. простите бога ради меня за мою старомодность.

может другим, читающим нашу беседу понятнее будет, если мы публично противопоставим фигурное катание и балет – при одинаковых требованиях – первое считается спортом, второе – искусством. приоритеты расставлены по-разному: там – на технику, тут на душу. но при этом если балерина в технике налажает – пощады не дадут, а если фигурист недостаточно "душу вложит", но рекорд оборотами поставит – медаль вручат в любом случае. 

на каком-то показе помню шквал аплодисментов "от понимающих" невзрачному длинному платью – не за то, что это "арт", а за то, что оно сшито из одного длинного куска, много раз обернутого вокруг тела, и при этом точно севшим по фигуре. как мне сказали – это невероятно трудно, чем страусиные перья эффектно в шляпку воткнуть. а на многие красивые "с душой" вещи смотрели равнодушно... хуизху в этом искусстве?...

"Когда мы произносим фразу "Балет -- почти спорт", ударение надо все-таки ставить на слове ПОЧТИ."

– ну пусть будет так. для большинства понятнее.

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova, Катерина Инноченте

Леша, ты удивишься, но техника ничуть не менее важна в современном балете, чем в классическом. А может даже и более. Так как движения и вся пластика  (в хороших произведениях) стали намного чище и линеарнее -- по сравнению с чисто классической хореографией. А я очень люблю современные течения по очень простой причине (с Барышниковым то же самое произошло) -- человека, воспитанного на классике, они просто не могут не очаровать своей новизной и чистотой движения. И потом современные хореографы делают очень интересные вещи: мой друг хореографирует на музыку Баха (совершенно гениальная музыка подталкивает к тому же уровню и движения, которые рождаются, интерепретируя ее). Так он -- большой специалист по барочному танцу. Он взял элементы барокко, движения барокко и сделал из них что-то такое совершенно не нагруженное и светлое, что Карла Фраччи стоя апплодировала. 

Леша, ты удивишься, но техника ничуть не менее важна в современном балете, чем в классическом

– ну слава богу, вы меня успокоили. не все так плохо в датском королевстве.

целую в лоб, радуйте нас почаще.

И в синхронном плавании! А китайцы простите прут и будут дальше побеждать именно из-за дисициплины, целеустремленности.

Это у них национальная черта. 

Когда ТОЛЬКО  китайцы станут занимать все призовые  места, то тогда Олимпиада закончит своё существование?

Если вообще китайцы везде будут первыми, то соревноваться другим будет назачем.

Вот и решение проблемы :-)

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович, Алексей Воеводин

Потому что ни один приличный результат не достигается без крови и пота. Точка. А комфртные условия ведут к деградации и медленной смерти

а еще можно alternate ;) так здоровее будешь -- и физически, и психологически. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Да можно, конечно. Но это уже от амбиций зависит и где ты хочешь быть в food chain. И каждый уже для себя баланс выбирает.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Нет не сглашусь, как бывшая спортсменка. Спорт дисциплинирует, развивает умение концентрироваться, ставить перед собой  точные задачи и принимать решения, быстро и ни на кого ничего не сваливая, развивает личную ответственность. И очень многие лидеры обладают именно спортивными качествами. А рохли, вечно мечутся, и не могут принять решение, а самое главное, ответить за свой выбор. И истерят в ситуации, где бывший спортсмен остается спокойным и уравновешенным.

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova, Ира Макарова

Млада, почти все, что Вы написали -- оно действительно так. Спорт (ну и балет сюда же, так как он тоже развивает именно вышеперечисленные качества) безусловно влияет на формирование характера. Говорю Вы почти правы, так как у меня противоположный случай просто на глазах: я сама человек совершенно не спортивный (в джим последний раз зашла, кажется пару лет назад, больше 20 минут там никогда ничего не делала). В детстве занималась по чуть-чуть гимнастикой и теннисом, но очень быстро перестала. Теннисная ракетка весила больше, чем я, и учительница музыки запротестовала. Мне теннис был совершенно неинтересен. Перешла на бадминтон -- вот его обожаю, но это ж не спорт :) В детстве гоняла с мальчишками в футбол, но это тоже не занятия спортом :) Моя самая близкая подруга --- балерина с невероятной "спортивной" подготовкой. Всю жизнь протанцевала с русскими и американскими театрами. Училась у одного из самых известных русских преподавателей балета, он любит ее как дочь. И что? Сейчас у нее свой бизнес -- огромная балетная школа, красивейшая студия. Я помогала ей его открывать. Помогала еще и потому, что она бы без меня ее не открыла, а это была ее мечта. Я, собственно, и в США переехала потому, что надо было ей помочь. Так вот, как только у нее в бизнесе крохотная проблема, ее как будто парализует. Она совершенно неспособна keep her cool, принимать трезвые решения в критических ситуациях, вечно мечется, как Вы подметили.... А я -- наоборот. И по всем корпоративным тестам, которые я каждый год прохожу у своего консультанта (я же частный предприниматель, мне больше такие тесты проходить негде) у меня полный набор лидерских качеств. Так что мне кажется, что лидерские качества, они объясняются не только чем ты в жизни занимался, как тебя воспитывали, но еще и генами. И, знаете, мне только что это пришло в голову, а ведь самостоятельное изучение языков тоже требует "умение концентрироваться, ставить перед собой  точные задачи и принимать решения, быстро и ни на кого ничего не сваливая, развивает личную ответственность." Этого требует по сути все, чем занимаешься самостоятельно и серьезно. 

А я выше говорила немного о другом -- о том, как быть счастливее, при этом оставаясь успешным (в западном понимании) человеком. Не забывать о том, что в жизни есть не только достижения, но и расслабления, и без них человек превращается в машину. Мне нужно за собой в этом смысле особенно следить  -- я несколько obsessive-compulsive + перфекционистка, поэтому если я не буду сознательно себя останавливать в таком режиме, то могу так заработаться, что не описать... я однажды в офис кровать привезла из дома лишнюю... жила работой... уходила оттуда в 6 утра, принимала горячий душ дома и возращалась... спала по 2-3 часа. Так можно пожить несколько месяцев -- без риска для здоровья, я жила больше года. Пришлось себя остановить -- иначе же жизнь мимо пройдет. Восходы, закаты, море, белые ночи, детские улыбки, приготовление еды... Поэтому я стараюсь жить в режиме, когда я alternate. Это еще называют work hard, play hard. 

Эту реплику поддерживают: Алла Троост

сама человек совершенно не спортивный......в джим ..... пару лет назад...... гимнастикой и теннисом...... бадминтон....... футбол.....

– спортивная кокетка. у меня ничего из этого набора в детстве.... 

А что у тебя было?

–  ну велосипед был. но это ж не спорт (кокетливо).

Она совершенно неспособна keep her cool, принимать трезвые решения в критических ситуациях, вечно мечется, как Вы подметили....

Катерина, спорт развивает эти качества, но если их нет  у человека, их и не будет. Гены сильнее спорта и любых других методов воздействия на человека, кроме конечно жесткого и постоянного контроля.

Что касается лидерских качеств, то, как я заметила, не всегда это нужно работодателю. Потому  что если ты не президент компании, всегда найдется  человек  выше тебя по рангу, которого твое лидерство, чаще всего будет раздражать. По крайней мере, в отечестве. У нас все больше исполнителей любят.

.Что касается спорта и спортивности, то это разные вещи.  Есть стих дивный у Агнии Барто

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок - мне петь охота,

За кружок по рисованью

Тоже все голосовали.

 

Можно все детство заниматься разными видами спорта, только это не имеет никакого отношения к профессиональному спорту, это физическое развитие. А спорт – это, прежде всего соревнования, и именно на соревнованиях становится ясно, кто чего стоит. Есть другие побочные явления, это слава и известность и часто они губят спортсменов, хотя и не только их.

В конечном  итоге, все зависит от умения человека сопротивляться среде, развитого самосознания, независимости ума. Это я считаю главным.

Млада, а спортом Вы сами захотели заниматься или родители настояли?

Я думаю, Млада сама хотела. Даже если туда ее изначально привели родители. В общем, это my guess ;) Я Младу по Снобу немного изучила -- мы все здесь друг друга изучаем ;) Человеческая комедия, такссссссзать 

Эту реплику поддерживают: Тата Донец, Млада Стоянович

Я с детства была очень подвижной и спортивной.  Как и Катерина играла в футбол с мальчишками, лазила по деревьям, всякие там казаки-разбойники, вышибала. В плаванье не взяли, в теннис  тоже, хотя потом и тренер, который учил меня плавать в 23 года правильным брасом и инструктор по теннису,  с которым я начала заниматься в 40 лет были крайне удивлены, что меня не взяли. Мне всегда доставляли удовольствие спортивные занятия, когда ты умеешь управлять своим телом, когда ты знаешь, что не просто  играешь в бадминтон, а делаешь это красиво, вообще красиво двигаешься, конечно, это кайф)))

Мама не настаивала, и я сама приняла решение, встретив девочку с которой мы вместе  занимались волейболом, когда мне было уже 15 лет. Ее сестра работала тренером по академической гребле, и так все и случилось. А гребля технически сложный вид спорта, это было очень интересно, постоянный анализ и контроль своих движений.

вот и ответ! Млада, Вам это было в кайф.И это здорово!

Если ребенок будет получать хотя бы РАДОСТЬ от занятий спортом,музыкой и др. ,то детство явно у него будет более счастливым :-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Согласна. Многое зависит от желаний ребенка. Но и от его характера. Есть кремень, а есть размазня.

да, и с этим ничего не поделаешь. человек просто такой уж родился- с определенным темпераментом и характером.

Психологи до сих пор не пришли к единому мнению на счет того, что важнее- гены или воспитание.

Гены vs воспитание

Как мне видится, они одинаково важны. Воспитание не может совсем перебороть природу (это уже калечить личность получится), но и без воспитания природные данные так и останутся в зачаточном состоянии. Короче, правда - как всегда :) - где-то посередине. 

На это расскажу историю.Наш  старенький  учитель по физике Исаак Рувимович вызывает к доске одного ученика.Тот не готов.Он ему ставит двойку и говорит : "Мда..твой старший брат у меня учился,твои родители у меня учились...мда..гены- страшная вещь! "

Гены, мне кажется перебивают всё.

Не все дети - будущие спортсмены и соответственно не всем нужна строгая дисциплина до "крови и пота".

А европейские дети, может и отстают от своих китайских сверстников, в чем я сомневаюсь, но они смотрят на мир с оптимизмом и уверенностью.  Они обладают какой-то внутренней свободой, в отличии от наших детей. Это видно невооруженным глазом. 

"Комфортные условия ведут к деградации"

А вот это -- нет? Это не деградация? 

http://www.fernandomoleres.com/photo_popup.php?serie=GYMNASTIC%20SCHOOL%20IN%20CHINA&directory=gym&what=1

http://www.fernandomoleres.com/photo_popup.php?serie=GYMNASTIC%20SCHOOL%20IN%20CHINA&directory=gym&what=1

Эти дети счастливы и с ними все в порядке? Они завоюют мир? ... Сегодня изучала работы этого фотографа и наткнулась на этот китайский альбом. И такая злость взяла... 

Мы показываем разные вещи, Женя: ты -- красивый результат, я -- КАК к этому результату шли, КАКИМИ МЕТОДАМИ его достигали. 

глядя на этих детей, я представляю какимими методами его достигали. и думаю, что методы были весьма суровыми. 

впрочем, в азии методы воспитания довольно жесткие везде, насколько мне известно. феноменальная работоспособность японцев тоже ведь из таких традиций растет.

методы были весьма суровыми

И это нормально??? 

разумеется нет. вообще я против железной дисциплины. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

разумеется нет. вообще я против железной дисциплины.

– такие конформисты-победители. побеждать легко и приятно. пойду посплю еще.

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Мы показываем разные вещи, Женя: ты -- красивый результат, я -- КАК к этому результату шли, КАКИМИ МЕТОДАМИ его достигали.

– многие результаты у победителей достигнуты именно жесткими методами. не спорю. но победителей не судят. вы будете судить суворова за его победы? как он ноги в руки взял и сам себя / его высек?

победителей не судят

Минуточку. Жизнь -- хочешь-не хочешь -- всех рассудит. Я поищу и приведу тебе ссылку на материал, который я в прошлом году прочитала про немецких пловчих, про олимпийскую команду ГДР. Мороз по коже от побед такими методами, и от того, как сложилась дальше жизнь этих "победителей", когда с искалеченным здовьем они стали уже никому не нужны. Тем более, что подросло новое поколение победителей... Дай только найти этот материал. Не помню где его читала. Но вечером отгуглю! 

Дай только найти этот материал. Не помню где его читала. Но вечером отгуглю!

– ччерт.... как бы не дать катерине эту возможность... уж больно она расторопна.

Минуточку! А маленкий Иоган Себастьян Бах,  а Моцарт, а Никколо Паганини? Все они были в ежовых рукавицах. И работали, работали и работали. Я вот ужасно жалею, что мама уступив моему протесту разрешила мне бросить музыкальную школу. Надо было заставлять! Нет у ребенка высокого самомознания. Не может он знать и понимать что ему нужно, а что нет, а порочная современная система воспитания, основанная на предоставлении выбора самому ребенку, ведет к деградации.  Нужно постоянно контролировать и оценивать. И тогда толк будет.

Я вот ужасно жалею, что мама уступив моему протесту разрешила мне бросить музыкальную школу. Надо было заставлять!

– да вас младушка, пороть надо. и было бы всё ок. ещё бы и спасибо сказали.

с любовью, алексей.

Знаете, Алексей. Не надо свой горький опыт, на мою жизнь!!!))) Меня никогда пальцем не тронули. И у меня в общем все хорошо. Да и детство было замечательное, я бы скзала роскошное. По этому, во мне и осталась та часть детского, которая позволяет быть человеком. А порят обычно идиотов - идиоты)))

Знаете, Алексей. Не надо свой горький опыт, на мою жизнь!!!))) Меня никогда пальцем не тронули. И у меня в общем все хорошо. Да и детство было замечательное, я бы скзала роскошное. По этому, во мне и

ладно, млада,  не надо заставлять, так не надо.

А Вы считаете, что заставить можно только с помощью порки?)) Вовсе нет. Можно объяснить, и убедить, если ребенок не упрям, можно договриться. А Вы обиделись похоже)) Ну я же пошутила.

Это Алексей так сексуальный интерес выражает ;) 

Судя по тому как выражает, привык доминировать!!!))) А на самом деле, Алексей чудо как хорош. Он очень интересный и умный собеседник. Всегда бьет в точку!

Судя по тому как выражает, привык доминировать!!!))) А на самом деле, Алексей чудо как хорош. Он очень интересный и умный собеседник. Всегда бьет в точку!

–  о хуж эти женщины.... пороть нельзя любить – как только ты ее в одну точку, она сразу ставит запятую в другой точке

Так куда же девать натуру)) женскую))

От души надеюсь, что эти не завоюют мир. Однако, им могут мир ОТДАТЬ. Если продолжать быть идиотами и думать только про "фан" и тешить себя байками о "либеральном" образовании, то тогда завоюют.

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

With all due respect, это уход от ответа. А мне интересно Ваше мнение по данному вопросу. Только, давайте Вы мне об'ясните свою позицию не здесь, а в материале у Ксюши и Лены Сиянко :)

Это долгий разговор, но попытаюсь. 

Конечно, декларируемые цели либерального образования хороши. Другое дело, как этого добиваться и когда. Нужно понимать, что время, отведенное человеку на его образование ограниченно и это время драгоценно. То, что человек должен получить в школе и не получил он (она) не получит в университете. ПОТОМУ ЧТО ПОЗДНО будет. Это более всего касается специальных знаний. 

Когда человека считать взрослым? Сейчас в 30 лет он еще недоросль. А между тем все научные открытия совершаются до 30 лет. 

Зачем 12 лет сидеть в школе, а потом доучивать в университете то, что школа за 12 лет не могла впихнуть?

Конечно, вопрос о том как создать такие условия, чтобы студенты учились. Не знаю, м.б. в этом вся проблема. Но есть же такие, что хотят. Вот и надо стремиться собирать их вместе, чтобы они поддерживали друг друга.

Эту реплику поддерживают: Евгений Ретюнский

А это уже речь об этической ответственности взрослых. И как выбрать правильную точку на шкале "не обращать внимания" - "издеваться".

А уродов везде хватает, понятное дело..

Все правильно: мы здесь и обсуждаем эту самую этическую ответственность взрослых, в том числе и за дисциплинирование в разных градациях.

Прошу прощения, у меня нет русской клавиатуры, печатаю по памяти, поэтому иногда вылетают нужные буквы, а Сноб не дает редактировать сообщения :(

Это называется вслепую :) Я тоже так печатаю :) 

Ну чего хорошего в крайностях? Со своей дисциплиной моя замечательная учительница фортепиано добилась только того, что после окончания музыкальной школы я закрыла крышку рояля, чтобы уже никогда ее не открыть. Зла ли я на нее? Еще как. С другой стороны — кто бы спорил? — без дисциплины вырастают моральные уроды. Moderation, дорогие родители. Как и во всем остальном, в методологии воспитания детей лучше тоже найти золотую середину.  

Кажется с музыкой у многих такая ситуация. Здесь нужен какой- то особый подход кроме дисциплины.У меня так было и с музыкой и с рисованием и с языком-все заставляли, за что сейчас безумно благодарен, но успехи были бы на процентов 70 больше если бы сумели заинтересовать. Как это сделать?над этим ломаю голову..

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

совершенно верно. нужен подход как к искусству! а у учителей с советским менталитетом подход какой? сперва ты должен быть рабом, и только потом, через долгие годы, ты заслужишь искру счастья от того, чем ты занимаешься. Это военная муштровка, с детьми нельзя так заниматься! я ведь обожаю музыку и разбираюсь в ней хорошо, но не играю -- и это после 8 лет музыкальной школы?!? я просто как закрыла в один день крышку рояля, больше ее и не открывала. При этом у меня дома джазовые музыканты постоянно играют на (правда на другом уже) рояле. И вообще я не могу жить без музыки. Благодарна хотя бы за то, что это во мне не убили... а ведь были очень близки. 

В нашей музыкалке все закрывали крышли фо-но, если только не шли потом в муз.училище.Почему так странно - не знаю.Мне кажется,что там была одна большая проблема.Нам особо не прививали именно любовь к музыке и игре на муз.инструментах.Я очень любила хор, но сольфеджио и сам предмет- ненавидела.Не знаю, как у Вас Катерина было, но мы приятные для слуха своего,друзей,родителей ничего такого не исполняли.Важна была техническая часть произведения.

А сейчас моя подруга в свои 30 берет частные уроки музыки и счастлива- ей очень нравиться играть для себя и для других приятные мелодии.

Лично мне сейчас очень жалко те мои 7 лет,проведенные в музыкалке.Я не собиралась делать муз.карьеру,ходила как на каторгу туда, а ещё и нервы- все эти соревнования - кто лучший ученик и т.д.

Я бы хотела пойти на теннис тогда,но родители настаивали на музыке.

Главное  в этой теме, я думаю - выявить у ребенка его способности. А потом уж думать, что с этим делать-  готовить  ли его  к Олимпиаде или на конкурс им.Чайковского :-)

Ооооо, я тоже ненавидела сольфеджжио!!! Это вообще заслуживает отдельной колонки :) Хор обожала -- моя учительница возила нас в Мцхета и в другие соборы -- ПЕТЬ в них. От этого шел мороз по коже -- и у слушателей, и у исполнителей. Я эту учительницу тоже обожала. В детстве у меня были 2 role model: учительница рисования и вот эта учительница по хору. Обе -- удивительно творческие личности. Потом, уже в средней школе, мне повезло еще и с учительницей по литературе. С ними 3 раза повезло, в разные периоды жизни... Но моя учительница фортепиано просто паталогически (как мне теперь кажется) боялась того, ЧТОБЫ Я ПОЛУЧАЛА УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ИГРЫ. .... Согласитесь, это стоит психоанализа! :) 

 Соглашусь на 100 %. В советской школе нельзя было получать удовольствие- это же школа!!! а не чего-го там! :-)

Кстати, мне кажется,что те,кто побеждал в соревнованиях и на конкурсах,трудясь для этого не под надзором родителей или партии, те получали удовольствия и кайф.

т.е. в моем понимании- это идеальный вариант,когда человек добивается чего-то для самого себя и ему радость от этого.

Знаете, я бы не жалел- изучение музыки как и языков развивает само по себе, систематизирует знания, опять же, дает почувствовать связь "приложенные усилия- результат", но сам эффект был бы куда сильнее если бы на каком- то этапе дисциплину подпитать собственной мотивацией. Когда я спрашивал у родителей, зачем мне нужна муз. школа, папа объяснял, что музыка - мощный инструмент для выхода собственных эмоций и комуникативный инструмент (сыграть в компании, расположить к себе людей) но это было непонятно. Для ребенка нужно чтото более простое. А по поводу способностей как раз недавно прочитал о том что людей без способностей к музыке практически не существует

я бы не жалел

Это точно! В то время я, конечно, ненавидела эти занятия, но сейчас не только не жалею, но и благодарна родителям, что настаивали. Просто с педагогом не повезло, но это уже отдельный вопрос. У меня как раз не было вопросов зачем нужна музыка -- у меня все в семье фанатики. Но меня же муштровала не джазом и не Вивальди, и даже не Бахом/Силоти... увы :( 

а своим детям как бы Вы ответили на вопрос "зачем нужна музыка?"

Чтобы получать от этого удовольствие, как и от многого другого, нужно немало потрудиться. Основной вопрос-что кроме дисциплины можно предложить ребенку, чтобы пройти самый слодный этап, во время которого удовольствия мало

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Михаил,да,это все идет на пользу и развивает ребенка- потому и отдают родители в разные школы и секции своих детей.

Я про другое. Да, у меня был слух и какие-то муз.способности. Да, мне многое дало это образование.Но..Михаил,если учеба полностью отбивает играть потом- то зачем тратить время на это 7 лет?  Я люблю слушать разную музыку - от классики,джаза до рока, но играть - нет.

Меня отдали туда,т.к.это было 5 минут хотьбы от дома.А на теннис надо было водить. Я ещё на танцы  хотела - но туда надо было уже возить :-)

думаю, основная цель — помочь ребенку быть таким, каким он может быть. Конкуренция сама сделает свое дело. Задача родителя — направить в нужное русло, помогать, советовать, дать основы знаний по выживанию в сегодняшнем мире.

вот еще 2 интересных факта почему нормальных детей больше не будет....

1. Сторонники «Аль-Каиды» снимают мультфильм для детей, цель которого — убедить несовершеннолетних вступать в ряды организации.

... «мультфильм»Аль-Каида на Аравийском полуострове — увлекательная история о том, кто именно предал ислам и пророка.

«Цель фильма — убедить молодежь пойти по стопам воинов джихада. В нем есть сцены, основанные на реальных событиях, а также сцены героических подвигов муджахедов на полуострове пророка. Речь идет о столкновениях, вооруженных столкновениях и убийствах», — пишет автор.

Он добавил, что этот фильм является «альтернативой тому яду, который нашим детям и молодежи показывают по телевидению».

http://www.bbc.co.uk/russian/society/2011/07/110721_al_qaeda_animation.shtml

2. В одном из детских садов Швеции "отменили" пол. Слова "мальчик", "девочка" больше не используются, а местоимения "он", "она" заменены безличным "оно". Воспитатели считают, что тем самым они успешно разрушают гендерные стереотипы, не давая представителям того или другого пола чувствовать свое превосходство. Эксперты, между тем, уверены, что такое мнимое равноправие может привести к генетическому перерождению населения и, в конечном итоге, к закату цивилизации.

http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/20-07-2011/1084267-shved_detsad-0/

Вот второй пункт - тема вообще отдельной дискуссии. Это такой итог гендерно-толерантной Скандинавии. Мне лично страшно. Но при этом понятно откуда ноги растут. Но все равно страшно :)

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

на самом деле очень интересный експеримент.... надо будет посмотреть на результат  и тогда уже обсуждать....  пока тут нечего обсуждать  кроме наших с вами предрассудков.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Знаете, все эти эксперименты уже проводили с очевидным результатом: Природу не обманешь. Есть любопытная книга, в которой многие из этих политкорректных безумств описаны: Steven Pinker "The Blank Slate: the Modern Denial of Human Nature". Автор -так называемый эволюционный психолог, довольно известный человек.

Думаю, бояться особо нечего. Перебесятся.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Катерина Инноченте

 не поняла, как это относится к моему комментарию.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Тем не менее до строгих рецептов, которые так помогли бы изможденным неопределенностью родителям, еще далеко. Для этого нужна гармония между системой воспитания и миром, в котором воспитаннику жить

Напрямую относится, ИМХО, конечно.....

Мир меняется....

новые рецепты предлагают ТВ и ИНТЕРНЕТ

Современный Родитель, занятый карьерой, должен в процессе воспитания учитывать и факторы влияния внешней среды, формирующей взгляды и стремления ребенка........ а здесь уже почти с пеленок берутся "лепить" по "образу и подобию"...и новому рецепту...

смотрели "Убить дракона"? Великолепный фильм..пророческий...

вы пишете "Главная задача современного родителя — не правильно воспитывать ребенка, а угадать, каким он станет"....чего гадать-то - анализировать надо...а для этого опираться на 2-3-х фактора недостаточно.... смотрим шире :-))

Конкуренция может сделать такое дело, что ребенок останется на обочине. Никто в нынешних корпорациях советов не дает, не помогает. Конечно можно научить выигрывать используя не только волю и дисциплину, но как показывает практика это не всегда помогает.

Никто в нынешних корпорациях советов не дает, не помогает.

Да, мой консультант нью-йоркский просто процветает на этом! Это я у него появлюсь ogni morto di Papa, а корпоративщики -- ого-го, 2 раза в неделю ходят, как на спорт или к психоаналитику. Он мне со смехом об этом рассказывал однажды. 

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Ну, в НЙ. Я говорю о корпоративной этике в нутри компаний наших. Понятно, что можно найти консультатнта во вне. У нас считалось дурным тоном задавать вопросы. Вот назначили тебя - вот и думай, как и что.С одной стороны школа, с другой стороны совершенное ублюдство.

Интересно. Я сталкивалась с этой спецификой работы русских корпораций (к счастью, не изнутри). То есть team work не подразумевается? Brainstorming (его же один на один с собой не проведешь! :) ) не подразумевается? 

нет обочин — у каждого своя дорога. И там, где другие думают о победе, можно подумать о поражении и изменить цели. Победа — понятие относительное, как и все в жизни. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Не спорю Тата, кому что нужно. Но есть один момент с амбициями, когда они зашкаливают, а воли и трудолюбия на их реализацию нет, и тогда жизнь заканичается трагедией.

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova, Катерина Инноченте

Это вообще для многих самый сложный challenge в жизни -- найти здоровый баланс между своим талантом(ами), амбициями и трудолюбием. 

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

 увы, чаще всего присутствуют исключительно амбиции...

так зачем тогда воспитывать человека амбициозным? При любом раскладе в любые времена мегаамбициозные люди все теряли или сильно ударялись о землю, скатившись вниз. И только те, кто мог объективно оценивать себя и свои силы, возможности, жили спокойно и добивались целей.

Если амбиции зашкаливают — проблема в воспитании. Все — из детства, все — равняясь на родителей. 

"Жили спокойно и добивались целей" - это кто?

Амбициозные люди как раз характиризуются неадекватной оценкой своих возможностей :) Но в этом и вся прелесть - сделать из невозможного возможное.

Но Млада правильно подметила - у кого не хватает силы воли и дисциплины, те зависли на полпути и жалуются на несправдливость мира, который не оценил их по достоинству. Те, кому хватило - тем ура :)

Амбиции бывают разные. Бывают здоровые, а бывают завышенные. Здоровые — это норма. А завышенные — уже диагноз. Одно дело, когда есть цель и человек оценивает свои возможности. И совсем другое, когда человеку что-либо нужно "для коллекции": чтобы быть "лидером", чтобы быть "самым лучшим", чтобы гордиться очередным повешенным на стеночку дипломом и так далее.

Это с нашей колокольни ;) А спортсмены, видимо, бьются головой об стенку -- пока не достигнут. Лично мне их жаль в некотором смысле.

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Вообще-то, так делают все, кто хочет чего-то добиться))) Музыканты бьют по клавишам по 10-12 часов в день, скрипачи стирают пальцы, певицы распеваются, художеники рисуют. Без труда, не выловить и рыбку из пруда - и этим все сказано))

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Без труда, не выловить и рыбку из пруда -- безусловно, но...

Есть разумный уровень труда, а есть obsessive-compulsive. Это уже вредно для психики. Особенно детской. 

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Из детской психики формируется психика взрослого человека, и если сызмальства его помещать в тепличные условия, и ограждать от напрягов и трудностей это приводит к тяжелейшим последствиям в жизни. Могу рекомендовать мой рассказ Светочка, в моем блоге. Основной причиной такого финала, героини реальной истории, была слепая материнская любовь, в послевоенное время. Все было для Светочки, но жизнь, увы, не ко всем благоволит.

Так я же как раз за то, чтобы найти разумный компромисс (ближе к напрягам, конечно!) Я просто против сумасшедших крайностей, будь то тепличные условия или нечеловеческие напряги (психику тепличные условия портят не меньше нечеловеческих напрягов). 

Знаете, Катерина, есть еще дети разные. На одного смотришь, в нем есть какая- то злость, что ли. В хорошем смысле-хочет быть лучше всех, над ним и стоять не надо. Еще это называют спортивная злость-она не на людей, она внутри мобилизует тебя. А есть наоборот- вроде умненькие но по жизни не заинтересуешь ничем, все через силу, все мотивации как вода в песок. Через силу вроде занимаются, а успехов кот наплакал. Или это из- за ума.. Вот где думаешь, как не переборщить с дисциплиной.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Согласна. Эта спортивная злость -- от генов, мне кажется ее создать в человеке невозможно, возможно только развить. У меня есть :) Но иногда бывает и слишком много, поэтому сперва насильно заставляла себя останавливаться, а теперь режим work-play уже вошел в привычку. Психологически намного здоровее стала.  

главное, чтобы труд не перерос в трудоголизм и того хуже =)

Боьшинство успешных людей- трудоголики, в том числе в спорте и искусстве. Просто трудоголики почти всегда в любимом деле.. Или наоборот - оно стало любимым в силу того, что через трудоголизм достигнуто совершенство..

Ну, я почти согласна. Совершенства, правда, достичь невозможно -- к нему можно только на секунду приблизиться. И если слишком зацикливаться на совершенстве, то знаете, как говорят: лучшее -- враг хорошего. Поговорки (народная мудрость) просто так не рождаются. А трудоголики действительно почти всегда в любимом деле. Просто дело тогда перестает быть делом и становится жизнью. 

биться головой о стену и получать удовольствие от того, чем занимаешься — разные вещи ;)

Получать удовольствие от преодоления трудностей - абсолютно лидерская характеристика. Не вижу противорчея.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович, Катерина Инноченте

Думаю, быть лидером — как раз не видеть этих трудностей, не знать и не ощущать. А то, чего не существует, нет смысла и преодолевать. 

Не знать трудностей? Я не знаю таких лидеров :) Пожалуйста, дайте хоть одну фамилию лидера, который не знает трудностей. Но я знаю ощущение преодоления и достижения того, что казалось невозможным всем, кроме тебя - и вот это очень ценное ощущение, я его очень люблю

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович, Катерина Инноченте

Нет, Тата. Быть лидером - это как раз уметь видеть трудности и предлагать способы их решения, быстрые и точные. А не видит трудностей страус, который закапывает голову в песок и думает что их нет.

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova, Катерина Инноченте

 я говорю немного о другом. Если человек видит решение трудности, то это уже не трудность, а задача, которую он решает. И она ему не трудна. А всего лишь одна из задач по жизни.

Быть лидером-это уметь преодолевать страх. Перед многими вещами, в ситуациях когда у других преодолеть страх не получается.Преодоление тудностей, решение задач - для этого не надо быть лидером, а нужно уметь структурно мыслить и понимать глубину каждой задачи и проблемы - это скорее интеллект и опыт.

А мне кажется, что нужен компот из многих качеств для лидерства, и далеко не только из перечисленных выше качеств. Умение преодолевать страх -- в их числе, но я бы не ставила его в главные качества лидеров. Иначе можно и баранов за собой повести прыгать со скалы. Вы в курсе, что животные что-то подобное делают? 

А Вы не замечали, что многие лидеры особенными талантами и умом не блещут? На мой взгляд, стремление к лидерству не есть главная цель. Можно прожить счастливо и не пытаясь кого- то обгонять. Просто это другая модель.

Не, самые настоящие лидеры не кого-то обгоняют. Они себя обгоняют, постоянно

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович, Катерина Инноченте

Лидер-всегда среди кого-то еще. Тот кто выделяется, за кем идут остальные. И это точно не всегда самый умный.

Ну замечала, есть такие, да. И что из этого? Есть и художники, ничего не смыслящие в живописи, и писатели того же рода. Процент таких всегда будет. Не очень понимаю, какое отношение это имеет к тому, что я написала выше? 

Я разделяю лидерские качества и способность достигнуть больших успехов в своем деле. Считаю что стремление к лидерству бывает врожденным, а может быть привитым, но зачастую талантами или интеллектом или высокими человеческими качествами не подкреплено. Поэтому когда я вижу что стремление быть лидером во всем чрезмерно поощряется, мне грустно.

В здоровых семьях (мы же здесь все-таки о детях) оно поощряется, но не чрезмерно. Про школу уже не знаю -- дочь вот только университет закончила. С ее времен положение вещей могло и измениться.  

Стремление к лидерству, может иметь разные корни. Один становится лидером, потому что считает, что лучше него никто не может сделать то, что он умеет, и он подчиняет своей задаче других, не унижая, а вовлекая. А другой, соткан из комплексов неполноценности, стремится к лидерству-власти, что бы повелевать, и заставлять и в этом главная причина его становления. Такие прут по головам, подставляют и сдают.И разве лидерство и обгон это синонимы?

Извините, что бы взять на себя ответственность, надо обладать и умением преодолевать страх. А преодолеть его может чаще всего, только человек уверенный в себе и отдающий отчет в том, что он делает и главное зачем. А смелость дурака - очень опасное явление, хотя со своей эмоциональностью он может и побыть лидером некоторое время. Лидерство, прежде всего, определяется степенью поддержки окружающих, коллег, или близких, это высокая степень доверия, и уважения, которая формируется в результате понимания того, что перед тобой человек, который может сделать все то, что требует с тебя, только чуть лучше и чуть больше. Я не говорю сейчас о новоиспеченных уродцах, лидерство которых, чаще формируется в результате унижения других людей. Не далеко ходить – Собянин яркий тому пример. И никто возразить не может, против его плитки. Весь город взрыт и изувечен, деньги тратят на пустоту, вместо установки кондиционеров в районных поликлиниках и больницах, детских садах. Бред? Бред. Но все молчат.

Млада, я лишь пытался сказать, что лидерство и стремление к нему нельзя считать абсолютной целью. Полно вокруг достойных людей - никаких не лидеров.Они просто делают свою работу честно и хорошо.

Здесь я с Вами полностью согласна. И что называется, затачивать ребенка на лидерство,  я думаю нельзя.

Нет, Тата. Тут, получается, что ты не учла еще одну тонку штуку в психике лидера. Девушки правы. 

умение преодолевать трудности и заключается в том, чтобы их не замечать.

Да нет же! Как можно не заметить, что болит голова или хочется спать, или что нужно встретиться с мерзотным человеком, или что нужно разобраться в бухучете, который ненавидишь - ты это все отлично замечаешь, но СОЗНАТЕЛЬНО преодолевашь, потому что есть какая-то бОльшая цель, ради чего все это делается. Существенная часть успеха- делание вещей, которые в момент их делания удовольствия не приносят.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович, Катерина Инноченте

О, мое слово, я его тоже люблю - мерзотный)))

Всегда восхищаюсь врачами, когда у меня бывает приступ мигрени. Я всегда задумываюсь, вот я ничего сейчас делать не могу, не могу преодолеть эту боль, а если врач стоит у операционного стола, он же не может не сделать операцию? Или летчики, а актеры, которые должны играть в любых обстоятельствах. Это такая степень самоконцентрации.

Нет, Тата. незамечание (так можно по-русски?) чего-то -- это тот же denial. Мы ж не дети уже чтобы ситуацию не оценивать объективно. 

Да, я подумаю об этом завтра. Или анекдот на тему. Когда две подруги встречаются, одна работает на вредном производстве, дургая проводницей в поезде.Так, которая с производства спрашивает : " А вам молока за вредность дают?"

А проводница ей отвечает: " А у нас никто не замечает этой вредности, а у нас никто не замечает этой вредности, а у нас никто не замечает этой вредности, а у нас никто не замечает этой вредности".

Эта нам кажется, что мы детей воспитываем, на самом деле, это они нас воспитывают. Природой все заложено уже, и таланты, и характер, и недостатки. Умные родители всегда могут увидеть это и помогать человеку развиваться, и большую роль играет собственные примеры. Хочешь, чтобы ребенок был более тверд, решителен, заинтересуй каким-то видом спортом и занимайся вместе с ним, хочешь развить творческие способности, попробуй увлечь его вместе с собой. То же самое про доброту, заботу, ответственность, откровенность, если в родителях это есть и не просто есть, но они и ребенка вовлекают, результаты обязательно будут. Главное не надо  ждать, если отдали в лучшую частную школу, музыкальную  и спортивную студию дяденькам, тетенькам, это не значит, что ребенок добьется хороших результатов. Поэтому стараюсь помогать своему ребенку развиваться, направляю, а воспитываюсь у него сама, он меня часто корректирует. Ну и что касается дисциплины, на мой взгляд она нужна, это помогает в жизни.Ну а если еще более серьезно, то дисциплина нужна взрослым, а детям нужна любовь.

Сын Баффета считает по-другому

Питер Баффет, сын известного инвестора Уоренна Баффета считает (и даже книжку об этом написал "Пошлите деньги на...", что не нужно давить и куда-то тянуть ребенка. Питер никуда особо не тянули, ему просто создали хорошие семейные условия среднестатистической, а не миллионерской семьи. Отец не давил на него по поводу бизнеса и в результате он стал музыкантом. Он он шел к этому, ошибался и сейчас считает, что процесс более интересен, чем результат. Так может не нужно специализировать образование, гнать в музыку или в математику, а просто позволить ребенку выбрать путь самому, просто предоставив условия для этого выбора. 

"Пошлите деньги на..."

– а точнее куда он написал? в этой точке на... я бы оказался своевременно.

Суть в том, что деньги придут сами, нужно просто не заморачиваться на них особенно.

Я считаю, что нужны какие-то базовые вещи в денежном или материальном выражении: дом в хорошем месте, автомобиль, возможность путешествовать, возможно семья. Все остальное, то, что сверх того придет само, просто нужно работать для этого, делать попытки. 

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Мой средний сын учиться в Westminster School в центре Лондона. Когда поступал я его отправил сдавать экзамены на Queen Scholarship. В westminster дают всего 8 академических стипендий и они очень почетны потому что на них претендуют минимум 160 уже калиброванных мальчиков из разных стран и Westminster в академическом плане все таки школа номер один в Англии. В 2010 году из 8 стипендий 6 получили корейцы и китайцы.

Мой мог ее получить, бог дал мальчику серьезные мозги но надо было немного напрячься, побольше почитать перед экзаменами и не только по тем предметам которые нравятся а прежде всего по тем, что не нравятся. Занимался только когда мать над душой сидела. И никакого пота и крови не надо было. Просто оторваться от фейсбука и немного напрячь извилины. Ни за что.!

Тут вечная дилемма и у меня нет на нее ответа. С одной стороне мне, выросшему в совковой нищете приятно покупать вместе с ним хорошую электронику и дать ему то что не было дано мне.

С другой стороны непонятно как его толкать наверх. Ему в отличии от меня неоткуда вырываться, а амбиций нет.

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova, Млада Стоянович, Михаил Данилюк

Это конечно вопрос. Они растут в отсутствии какого- либо дефицита, и нам на личном примере уже труднее показать что некоторые вещи достаются тяжело. Может поэтому раньше мальчиков отдавали в военные корпуса и училища-дух мальчишества замешан на своеобразной конкуренции, это системой учебы умело поддерживалось и мальчики получали мотивацию не материального а совсем иного плана

Ладно, тут хоть амбиций нет! А когда есть амбиции, но все равно ничего не делает, тогда как?  Мне кажется мы сами виноваты. Оправдывая свое желание дать самое лучшее, независимо от того, достоин этого ребенок, заслужил или не заслужил, мы разрушаем само понятие мотивации. Поэтому они и не делают ничего. Знают, что купят, дадут, отвезут, заплатят.

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Знают, что купят, дадут, отвезут, заплатят.

Ну если кто вырастил такое чудовище, то сам виноват. Пусть теперь расхлебывает. Хотя, конечно, если в обществе станут превалировать такие чудовища, то это станет не только проблемой их родителей. 

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Мне часто приходилось и приходится пересакаться с корейцами, и в друзьях даже есть, когда жили в Лос Анжелесе, с ребенком занимались репититоры из Кореи, и школы с высоким рейтингом-корейские. В музыкальных, балетных, гимнастических большинство- это корейцы и китайцы. Они как роботы, они занимаются с утра до вечера,для них это норма, они совсем другие в отличие от русских. Их даже невозможно сравнивать с русскими детьми, как с другой планеты. Сумашедшая трудоспособность.

Собственно дети - они одинаковые рождаются и в Азии и в Европе... и азиатский ребенок усыновленный   в раннем возрасте в европейскую семью ментально превращается в европейца.  Тут дело именно в культурных отличиях которые начинают   серьезно играть примерно с 6-летнего возраста. Родители мотивируют детей на определенный стиль  существования   , на определенные ценности ..... им нравятся достижения, соревнование и победа ....  то есть родители самореализуются через ребенка...  и это ужасно конечно.... но вполне допустимо.  Просто другой стиль жизни, другие ценности.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте, Алла Троост

Совершенно верно. Я бы только одну небольшую поправку сделала: далеко не все родители самореализуются за счет своих детей. Так ведут себя только не-успешные (по западным параметрам) люди. А успешные, в роли родителей они всего лишь предлагают детям комплесные знания и решения, которые им помогли в жизни. Исключительно потому, что эти знания и решения уже проверены опытом. Но если детям более импонируют другие знания и другие решения -- ради Бога! :) И мои родители себя так вели (почти всегда) по отношению ко мне, и я также себя веду с дочерью. Это ее жизнь и ее выборы. У меня своя жизнь и свои выборы, если мне что-то очень надо миру доказать, я через себя доказываю -- никогда не поздно :)

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Не думаю, что выбирая между Ian Dury  и китайскими акробатами, я бы выбрал последних.

Эту реплику поддерживают: Анна Полянина