
Вадим Григорян: Мои впечатления от Венеции
Я посетил три русских мероприятия в один день. Сначала мы были у Виноградского и Дубосарова, как я их называю, а потом поехали к Стелле Кесаевой. Ее выставка в музее Сa Rezzonico расположилась прямо напротив Palazzo Grassi (одного из двух музеев современного искусства на основе огромной коллекции Франсуа Пино), и этот факт выглядел очень милым кокетством. Все готовились к званому ужину, а мы с друзьями застали репетицию вечернего концерта музыкантов из оркестра Валерия Гергиева под личным руководством мэтра.
Я посмотрел все и пришел к выводу, что лучшим из русских проектов стала выставка Unconditional Love Саши Маркво. Видеоинсталляция группы АЕS+F — это нечто фантастическое. Несмотря на то что я даже половины венецианских павильонов и выставок не осмотрел, в последний день перед отъездом вернулся туда, чтобы еще раз посмотреть это видео.
Меня удивило множество объектов, посвященных человеческому телу. Перво-наперво знаменитый труп в бассейне напротив русского павильона. Меня обдурил товарищ, сказав, что труп настоящий. Там и правда все очень натурально изображено: подушечки пальцев, сморщенные от воды, волоски топорщатся. На Arsenalе Nuovissimo лежала большая черная накачанная попа. А прямо перед входом в Giardini волны бились о скульптурный «труп» некоей женщины. Я бы подумал, что все это случайно, если бы не узнал, что американский художник Брюс Науман, в чьих работах тоже сквозила тема смерти, даже «расчлененки», получил главный приз биеннале этого года.





