Иногда российская земля рождает таланты, которым, кажется, подвластно все. Они везде. И на улицах столицы, и под землей, и даже в космосе.

Впрочем, тут уж я провралась: космос пока остался непокоренным русской музой, но попытка засчитана. Помешала авария: ракета-носитель «Союз-У», стартовавшая с космодрома Байконур в среду, не смогла вывести на орбиту космический грузовик «Прогресс М-12М» из-за нарушения работы двигателя. Обгоревшие обломки транспортного корабля рухнули в Чойском районе республики Алтай. Жертв и разрушений на Земле нет, и все же потеря велика: корабль должен был доставить на космическую станцию около 3 тонн различных грузов, в том числе воду, кислород, еду, топливо и десять картин художника-пейзажиста Александра Шилова.

И правда, не топливом единым жив космонавт. Как сообщила агентству РИА «Новости» агент художника Альбина Кузнецова, «"Прогресс М-12М" должен был привезти на МКС, помимо стандартного набора грузов, десять картин <…> для психологической поддержки экипажа. Более того, после вывоза картин в космос, художник планировал представить свои пейзажи в Москве и увеличить стоимость их одного выставочного дня до 120 тысяч в день. <…> Очень надеемся, что при доставке следующего груза мы уже напишем новую серию картин, и они уже будут доставлены» (тут привлекает внимание задушевное «мы» — так гордая молодая мать говорит «мы срыгнули»).

Вспоминаются слова поэта: «В полдневный жар в долине Дагестана / С свинцом в груди лежал недвижим я; / Глубокая еще дымилась рана,/ По капле кровь точилася моя. / И снился мне не рокот космодрома. / Не эта ледяная синева. / А снилась мне трава, трава у дома. / Зеленая, зеленая трава». Зеленая, зеленая трава средней русской полосы — это как раз конек Александра Шилова. Не оставляют его равнодушным и старые ивы (ни летом, ни осенью — см. список работ художника), а также ромашковое поле и перламутровый снег. Кто же этот художник, чьи работы чуть было не экспонировались на международной космической станции?

Не следует путать его с другим Александром Шиловым, художником-реалистом, автором портретов в традиционном романтическом стиле. Такая ошибка была бы понятна (хоть и не извинительна), поскольку творчество Шилова-портретиста хорошо знакомо москвичам и гостям столицы: романтичный автопортрет А.Шилова с дочерью украшает здание персональной галереи Шилова на углу Волхонки. Есть у нас такие редкие таланты, которые удостаиваются прижизненного, весомого, грубого, зримого признания. Как им это удается — великая тайна. Церетели уже навяз в зубах — Бог с ним; меня занимает, например, акварелист Андрияки, пустивший в неприкосновенном московском метрополитене поезд с работами своих учеников. Для монтажа выставки пришлось демонтировать сиденья, но уж на это грех роптать: для реконструкции галереи Шилова вон два памятника архитектуры демонтировали, а тут какие-то сиденья. Не баре, постоим.

Забота о досуге космонавтов, конечно, не изобретение сегодняшнего дня. Вот, скажем, журналист Андрей Мальгин приводит в своем блоге вырезку из газеты «Советская Россия» от 27.11.1988 (из интервью с заместителем начальника «Центра подготовки космонавтов» летчиком-космонавтом СССР П. Поповичем): «Известная английская группа "Пинк Флойд" специально накануне полета подготовила запись своего нового альбома, и экспедиция посещения должна передать ее на борт комплекса "Мир"... Эта рок-группа хотела приехать на космодром Байконур, чтобы дать концерт, но тут мы были непреклонны». Совсем не так непреклонен оказался космос по отношению к нашему герою: в перечне его орденов и наград, занимающем полстраницы, значатся, кроме всего прочего, орден Берегового Г. Т. Международного общественного благотворительного фонда поддержки российской космонавтики «За содействие в деятельности Фонда и преданность космонавтике», медаль имени Ю. А. Гагарина Федерации космонавтики России за заслуги перед отечественной космонавтикой, «Звезда рекордсмена России» за организацию и проведение первой в мире персональной выставки на Международной космической станции. Если почитать райдер, выставленный художником Самарскому художественному музею, приходит на ум, что гастроли Pink Floyd, пожалуй, оказались бы дешевле.

Если же к персональным выставкам в Звездном городке и на МКС причесть таковые же в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, в Государственной Думе РФ и в Российской академии художеств (а потом изучить творчество Шилова в интернете), трудно не задаться вопросом: по случайному ли совпадению звезды так благоволят к Александрам Шиловым или мы имеем дело с семейным подрядом? Мне не удалось найти подтверждения родственных уз между двумя художниками, хотя Александр Шилов-Космический по возрасту годится Александру Шилову-Волхонскому в сыновья, да и отчество совпадает. Но это и не так важно: их эстетическое сродство настолько очевидно, что тут явно не обошлось без эдипальной драмы, истории про соперничество. И оно-то и подвело Джуниора, который, не размениваясь на особняки на Волхонке, решил: бери выше! «Утверждают космонавты и мечтатели, / Что на Марсе будут яблони цвести!» Он залетел, как Икар, слишком высоко, и картины сгорели вместе с космическим грузовиком «Прогресс М-12М». А ведь могли бы выставляться и выставляться, тут, на грешной земле, в Самаре — хоть и по 60 тысяч в день.