«Махагони», как называют эту оперу для краткости, — совместное произведение Курта Вайля и Бертольда Брехта, авторов «Трехгрошовой оперы», написанное ими в 1929 году. Но произведение не утратило актуальности: в 1998 году Брайан Лардж снял по нему фильм, а в 2010 году к нему обратился Жерар Мортье, который ставит своей целью обсуждение социальных проблем современности с помощью искусства.  Для этого он берет сюжет классиков и привлекает к реализации идеи лучших мастеров современности. В частности, дирижировать «Махагони» будет Теодор Курентзис. Он известен любовью не только к эпохам барокко и классицизма, но и к современной музыке. За последние годы  благодаря ему состоялось свыще 20 мировых премьер произведений современных авторов.

Он выбрал сложное, но важное и очень современное произведение. Спектакль посвящен «отбросам общества», что вдохновило режиссера попросту поселить горожан на свалке. Помимо столь неожиданного для академичного Большого театра визуального решения, там еще и вполне сатирический сюжет. По авторскому замыслу, Махагони — город жадности и разврата, где «все женщины — шлюхи, все мужчины — искатели удовольствий или беглые жулики, а единственным преступлением считается отсутствие денег». Теперь, благодаря давней дружбе Жерара Мортье с руководством Большого театра, публика в самом дорогом театре не самого дешевого в мире города сможет поиронизировать над темой богатства и созерцать красоту нищеты. Для Большого театра это принципиально новая история: он, с одной стороны, стремится сохранить свое лицо, с другой — живет в ритме современного музыкального театра и поэтому решается показывать спектакли высочайшего класса именно современного, актуального искусства.

Сам Мортье — живая легенда театрального мира. «Реал», который он возглавляет и привозит к нам сегодня, — один из самых важных театров Испании. До этого Мортье был администратором Парижской национальной оперы, директором Королевского оперного театра «Ла Монне» в Брюсселе и более 10 лет возглавлял Зальцбургский фестиваль. По мнению Мортье, произведение Брехта очень созвучно современному обществу. Через произведения классиков — Шекспира, Чехова, Горького — проще говорить о проблемах сегодняшнего дня, считает он.

В Испании опера была высоко оценена и критиками, и опероманами. Возможно, помимо новаторского визуального решения и сюжета, сыграл роль еще и тот факт, что музыка в «Махагони» по своему складу ближе к оперетте или кабаре, чем к классической опере. Хотя и сложные вокальные партии для истинных ценителей там тоже представлены. На эти гастроли специально приглашен Теодор Курентзис, который до этого также принимал участие в совместной постановке «Дон Жуана» Большим театром, театром «Реал» и Королевской оперной компанией Торонто на Оперном фестивале в Экс-ан-Провансе.

Продолжением вечера станет ужин в «Леди Джейн», на котором Жерар Мортье и Теодор Курентзис планируют поговорить о современной опере с участниками клуба «Сноб». Все поклонники оперы смогут поужинать и обменяться впечатлениями в неформальной обстановке.

4 сентября, 18.30

Опера «Возвышение и падение города Махагони»

Новая сцена Большого театра, ул. Большая Дмитровка, д. 4/2

Начало ужина в «Леди Джейн» с Жераром Мортье и Теодором Курентзисом в 22.00. Стоимость ужина с шампанским составляет 1500 рублей.

Количество мест ограничено, билеты можно бронировать в комментариях.