История без кровавых подробностей
«Люди могут купить квартиру в Москве, а могут сделать издательство», — рассказывает Екатерина Каширская. Екатерина — детский нейропсихолог. Окончив МГУ, она поехала учиться в Европу, а потом вернулась и открыла в Москве психологический центр для детей. Когда подросли собственные дети, вместе со своим мужем, Юрием Вировцом, президентом группы компаний HeadHunter, создала издательство «Пешком в историю».
Конечно, когда родители вкладывают собственные деньги и начинают издавать книжки для своих и чужих детей, это здорово. Но издательств в Москве очень много, и детских тоже достаточно, причем хороших. Поэтому, получив письмо от Екатерины, я не сразу поняла, зачем мне писать про очередной детско-издательский проект. А уточнив детали, пришла к выводу, что история уникальная.
В проекте «Пешком в историю» участвуют детские писатели, историки, психологи и дизайнеры. Сначала они выбирают исторический период — скажем, «Первобытный мир». Заказывают писателю историческую сказку на эту тему. Писатель консультируется у профессиональных историков (РГГУ, Исторический музей и т. п.), чтобы не наврать про факты. А потом у детских психологов из центра, чтобы не травмировать целевую аудиторию — детей от 3 до 12 лет. После чего подключаются другие авторы, редакторы и дизайнеры, и тут начинается самое интересное: все вместе придумывают энциклопедию про первобытных людей, задачники, настольные или карточные игры, наклейки, бумажные модели, раскраски и прочие вырезалки.
Идея в том, чтобы дать детям ощущение эпохи через бытовые подробности — как бы ты был ребенком тридцать тысяч лет назад. В первобытном мире, говорят авторы детям, у тебя было бы тридцать сестер и братьев, но ты вряд ли знал бы, кто твой отец. Ты ел бы змей и сырое мясо и никогда не пробовал мороженого. Это очень напоминает методологию «Школы “Анналов”», которая предпочитает восстанавливать детали эпохи по фактам частной жизни. С той только разницей, что перед авторами этого детского проекта не стоит никакой научной задачи. В книжках и задачниках ничего не говорится ни о методах, ни о критике исторических источников — они просто «дают ощущение». Если оно не очень точное с исторической точки зрения, то верное с точки зрения дидактической: скажем, из этих книжек и игр ребенок никогда не узнает, что в первобытном мире у него было бы не так много шансов дожить до своих небольших лет. Кровавые подробности не имеют смысла. «Наша внутренняя потребность — прожить больше жизней, чем есть на самом деле. Поэтому люди путешествуют, учат языки. Эту возможность мы и пытаемся предоставить, только во времени», — говорит Екатерина. И добавляет: «Дети обучаются эффективнее, если участвуют в процессе».
Я рассматриваю картинки из энциклопедии «Древний Новгород», и мне кажется, что это хорошая работа. А потом вспоминаю, что хорошие издательства, чьи книжки мы покупаем, очень редко позволяют себе издавать отечественных авторов, не говоря уже о том, чтобы заказывать авторам целые тематические проекты. И начинаю думать, что эта хорошая работа требует исключительной смелости.
Издательство решило выпускать книжки и игры партиями, по три темы одновременно: две из мировой истории, одна — обязательно из отечественной. Сейчас вышла первая партия: «Первобытный мир», «Древний Крит» и «Древний Новгород». Когда делали каменный век, заказали костюмы первобытного мальчика и девочки и сделали раскраску по мотивам наскальной живописи. По Криту Минойской эры сделали карнавальные маски. В следующей партии российской темой будет 1812 год. Я представляю себе куклу в исторически точной модели бального платья, с корсетом, кринолином, кружевами и подвязками — короче говоря, мне уже и самой хочется стать участником «творческой команды». Заразительно очень.