Мечтают ли финансисты о кризисе?
Вчера ведущие и многомиллионная аудитория телеканала BBC World сидели с открытыми ртами. На экране некий брокер по имени Алессио Растани, приглашенный в качестве эксперта, за три минуты эфирного времени разнес план спасения евро, сказал, что для крупных инвесторов падение рынка — уже свершившийся факт, поэтому они активно переводят капиталы в более надежные бумаги вроде долгосрочных облигаций, что миром правят не правительства, а корпорации типа Goldman Sachs, и напоследок признался, что он спит и видит новую рецессию, потому что на ней можно отлично заработать. На вопрос о том, что нужно сделать политикам, чтобы успокоить инвесторов, Растани в лоб заявил: «Я трейдер, мне все равно. Нам не важно, какими средствами будет починена экономика, мы видим только возможность заработать на этой ситуации. Лично я мечтал об этом три года». Ведущие, подобрав упавшие челюсти со стола, похвалили мистера Растани за откровенность, запись его выступления мгновенно набрала несколько миллионов просмотров на YouTube, а в «Твиттере» и блогах принялись гадать, что же это было — розыгрыш, слив, вброс или неожиданный приступ честности у циничного дельца, снимающего сливки со всеобщей беды.
Поводов для спекуляций достаточно, ведь BBC уже не в первый раз попадается на похожую шутку. В 2004 году там выступил некто Джуд Финистерра, якобы представитель крупнейшей химической корпорации Dow Chemicals, который в прямом эфире пообещал выплатить компенсации всем жертвам Бхопальской аварии — крупнейшей техногенной катастрофы XX века. Dow, поглотившая предприятие — виновника трагедии, много лет отказывалась взять на себя ответственность за события 20-летней давности, поэтому заявление их «представителя» произвело настоящий фурор. Некоторое время на индийских улицах шел настоящий праздник, а комментаторы с энтузиазмом говорили о новой эпохе социальной ответственности крупного бизнеса, пока кто-то не обратил внимание на странную фамилию Финистерра, которая по латыни означает «конец света». А там подоспело и заявление от настоящих Dow Chemicals, которые дезавуировали сообщение от своего лжепредставителя (и таким образом сознались, что ни устранять последствия катастрофы, ни выплачивать компенсации не собираются). За несколько часов, прошедших от выступления Финистерра до опровержения, акции Dow Chemicals упали в стоимости на два миллиарда долларов.
Авторы этого эпического розыгрыша — главный политический арт-проект современности The Yes Men (что-то типа «На все согласные»). Они еще не раз выступали с подобными приколами, сделанными по одной схеме: активисты проникают на какую-нибудь важную конференцию под видом представителей власти или крупного бизнеса, выступают с каким-нибудь бредовым (или, наоборот, как в случае с Dow, идеальным, но маловероятным) заявлением и, как сейчас принято говорить, ловят обильные лулзы с остальных участников, которые пытаются с серьезным видом слушать их гомерическую чушь, пока наконец шутников не выставит охрана. Поэтому вчера все первым делом подумали, что выступление Растани — это очередная акция «Согласных», уж очень похож модус операнди, да и внешностью смуглый брюнет Алессио весьма напоминает одного из членов «Согласных». Однако The Yes Men немедленно отреклись от своего несостоявшегося последователя, сказав, что Растани — не приколист, а настоящий трейдер, просто нетрадиционно честный.
Оборотистые лондонские газетчики немедленно установили личность героя дня. Он оказался вполне реальным человеком, даже имя настоящее. Алессио Растани, британец итальянского происхождения, живет в Лондоне и действительно занимается торговлей на валютных рынках, но, судя по всему, дела у него идут не очень. Растани ведет свои операции не из роскошного офиса в небоскребе на Кэнари-Уорф, а из скромного домика на дальней южной окраине Лондона, который к тому же принадлежит не ему, а его подруге. В разных местах Растани представляется то трейдером, то лектором по инвестициям, а его компания за четыре года заработала смехотворную сумму в 10 тысяч фунтов. BBC упорно отвергает обвинения в том, что они пригласили в качестве эксперта черт знает кого, не проверив его данные.
В общем, про самого Растани быстро забыли, и теперь все британское медиапространство бурлит, обсуждая суть его выступления. Все проклинают уже привычных злодеев — банкиров, инвесторов и маклеров с их цинизмом и безрассудством, в очередной раз поставивших мир на грань катастрофы. Однако Растани не сказал ничего нового: игра на понижение в кризис была изобретена не вчера, да и вообще странно, что британцы, в первую очередь выигравшие от операций в лондонском Сити, так слабо представляют себе, как на самом деле работает этот Сити. Но всеобщие страхи сводятся к одному: если сотни тысяч человек не способны отличить заявление настоящего трейдера от розыгрыша, как гарантировать, что, когда по телевизору объявят о конце света, мы сможем понять, что все это не очередной развод?