В Нью-Йорке уже несколько недель идут демонстрации против бедности, безработицы и экономического неравенства. В США это первые серьезные акции протеста с начала экономического кризиса. Они организованы группой под названием «Займем Уолл-стрит» (Occupy Wall Street) и направлены против банков и финансовых рынков — обычных козлов отпущения в кризисной ситуации.

Волна негодования в адрес финансистов всегда растет в моменты экономических спадов. В условиях финансового капитализма любой серьезный кризис — прежде всего кризис финансовый: пузыри надуваются и лопаются в виртуальном мире рынков и лишь потом проявляются в реальном мире — закрытыми фабриками, брошенной недвижимостью, очередями безработных за бесплатным супом.

Как показывает история с трейдером Алессио Растани, описанная Алексеем Ковалевым, англичане вдруг проснулись и с ужасом увидели, что в лондонском Сити, который создал британское экономическое чудо последних двух десятилетий, оказывается, орудуют аморальные чудовища, которые спят и видят крах всей системы, мечтая нажиться на страданиях миллионов.

Трейдеров очень часто призывают вести себя «морально». Например, когда был разрушен Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, финансовые рынки во всем мире резко упали. Когда же несколько дней спустя торги на Уолл-стрит возобновились, мир с нетерпением ждал, как поведут себя американские трейдеры — патриотично или нет. В первые минуты торгов индекс Dow Jones и правда держался, но затем все стало на свои места и ставки резко пошли вниз. То есть спекулянты взялись за свое.

К финансовым операциям общество всегда относилось с подозрением, и способность создавать состояния как бы из воздуха для людей, не знакомых с финансовыми рынками, всегда попахивала жульничеством или надувательством. В христианстве в Средние века давать деньги в рост считалось грехом, а ислам до сих пор запрещает платить или получать проценты.

Но сегодня против банков и финансовых кредитов общество уже не возражает. Жизнь в кредит больше не считается аморальной. Наоборот, она уравновешивает финансовые отношения между поколениями. Благодаря развитию ипотеки, молодые семьи получили возможность жить отдельно от дедушек с бабушками и не зависеть от них экономически. И демонстранты на Уолл-стрит сегодня критикуют американские банки именно за то, что те не дают кредитов (то есть не помогают экономике расти), а занимаются аморальными финансовыми спекуляциями.

Но так ли спекулянты аморальны? Иными словами, полезны ли они обществу и делают ли они ему добро? Вот, например, благотворительной Фонд Билла и Мелинды Гейтс, который финансирует программы здравоохранения в Африке, несомненно, высокоморальное начинание. Что может быть добродетельней? Однако общая картина не столь радужная. Спасенные фондом люди живут в перенаселенных странах, которые не способны прокормить свое население. Фонды, субсидирующие подобные программы, и врачи, беззаветно работающие в бедных странах, делают достойное дело. Но одновременно их работа ведет к тому, что наши внуки никогда не увидят живого льва, жирафа или слона, а 10 миллиардов человек, которые будут населять Землю во второй половине нашего столетия, будут постоянно бороться за ресурсы и место под солнцем.

Трейдерами движет не любовь к ближнему, а желание заработать. Однако их действия крайне полезны. В стабильно функционирующей экономической системе спекулянты не дают системе зарваться. Когда цена на какой-нибудь товар начинает зашкаливать, всегда находятся спекулянты, которые делают ставку на ее падение. Чем выше цена, тем больше игроков, готовых ставить на понижение, что само по себе ограничивает рост цен. Когда же система функционирует плохо, то спекулянты способны ее разрушить — как, например, Джордж Сорос, который обрушил фунт стерлингов и заставил его выйти из европейской денежной системы, где английской валюте и так было не место.

Наверное, вопрос нужно ставить иначе: морально делать свое дело и делать его хорошо, в чем бы оно ни состояло? Политики и бюрократы должны создавать хорошо функционирующие системы, а дело финансовых спекулянтов — проверять их на прочность.