Есть такая общемировая тенденция — в какой-то момент перед любым большим городом встает дилемма: либо город должен умереть, либо он должен преобразиться. Москва сейчас стоит перед таким выбором. Что значит умереть? Жизнь в нашем городе становится невыносимой. Это касается и архитектуры, и городской среды вообще. Воздух, шум и количество машин, культурный уровень горожан — все это просто невыносимо, хамство и наглость сотрудников ФСБ, МВД и ГИБДД просто зашкаливают. Люди терпят это лишь потому, что либо находятся тут временно, либо не могут найти другое место работы, или же начинают из города выползать. Переезжают в загородные таунхаусы, потом стоят в часовых пробках, когда едут на работу, и в конце концов решают: «Хорошо, я еще помучаюсь, накоплю денег, а потом свалю из этого города совсем». Сейчас на вопрос, где бы они хотели жить, многие москвичи отвечают, что на берегу реки, на природе или в другом, более комфортном городе. Спросите у любого живущего в центре Москвы, где он лучше себя чувствует и лучше спит: на природе или на шумной улице, например, на Пречистенке или Волхонке.

Город должен развиваться свободно. Вот идешь по центру Парижа или Амстердама — какое же там количество магазинчиков, разных лавок, кафешек, в том числе уличных, в которых играют музыканты, сидят люди — отдыхают, расслабленно общаются или просто глазеют. Это их город, это живая территория. 

Посмотрите на центр Москвы! Это мертвая территория, потому что очень много места занимают власти. Кремль и вся система площадей вокруг Кремля — совершенно мертвая зона. Центр города нужно отдать людям, надо убрать оттуда всю власть. Нужно выселить бесконечные министерства, управления, ведомства. Кагэбешники — номер один на выселение: это же целый город! Надо выкинуть их оттуда и перевести в Рублево-Архангельское, в Ильинское, хоть в Бологое. Пусть они наймут себе для постройки новых зданий иностранных архитекторов — они же их очень любят, всяких Фостеров, Нувелей и прочих. Власти обожают иностранных архитекторов и приглашают их для воплощения своих амбициозных проектов. Вот и пускай на Рублевке построят себе «апельсины», «мандарины», «помидоры» — все, что хотят. Пусть эти архитекторы им быстро и за любые деньги построят за МКАДом Нью-Васюки, с подземными переходами через Рублевку — на работу ходить. А Кремль надо отдать народу!

 

Как преобразить Москву? Во-первых, хочется иметь массу всяких мест интеллектуального притяжения — галерей, центров искусств, музеев, в которых можно бы было как-то интеллектуально обогащаться. Центрального дома художника, Пушкинского музея и нескольких галерей современного искусства для такого города, как Москва, катастрофически мало. Взгляните на культурную карту Лондона или Парижа — совсем другое дело! В Москве очень мало таких мест, куда можно было бы пойти в субботу-воскресенье. Второй момент — наличие красивых мест для отдыха и прогулок, это парки в центре города. Причем не просто парки, а именно система парков, скверов и многоуровневых озелененных набережных. Этого в Москве вообще нет. 

Мои идеи — это, конечно, утопия, потому что нынешнее руководство абсолютно не занимается вопросами архитектуры. Путина и Медведева вообще не волнует пространственная среда, эти вопросы их не беспокоят. Ну, Медведев увлекается компьютерами, нанотехнологиями и так далее, а Путина интересуют лишь проблемы самой власти, нефти, обороноспособности страны и так далее. За последнее время единственным правителем, интересовавшимся архитектурой, был Ельцин. Брежнев, даже Хрущев, они все по-своему, но занимались культурой, архитектурой, строительством. Мы уже не говорим о Сталине. Плохо это было или хорошо, но они все проявляли к этому интерес. У них были традиционные отношения с миром строящих, созидающих людей. Они понимали, что образ СССР формируется зданиями, городами, домами — внешней средой.

Сейчас в России ситуация с архитектурой абсолютно патовая. За всю историю нашей страны в архитектуре что-то менялось только волевым порядком — если личность, которая находилась у власти, вдруг проявляла к этому интерес. Сегодня никакого интереса властей к архитектуре нет. То поколение, которое сейчас принимает решения по городу, получило, мягко говоря, достаточно посредственное образование. А настоящих профессионалов, которые задействованы в этом процессе, не хватает, их нужно в сотни раз больше. Поэтому основная масса людей, которые работают в области архитектуры и строительства, это полупрофессионалы, дилетанты. Они очень активные, возможно, даже с любовью делающие свое дело. Но они все недоучки.