Вот здесь все обсуждают, насколько сложно в английских школах. Но мои дети там просто счастливы. Сын первый год отучился в английской школе-интернате Charter House.

Это одна из старейших школ Англии. Само здание построено в XVIII веке, а школа основана в 1611 году. Когда мы туда впервые попали, я, можно сказать, поняла, что такое традиции, когда детей учат на одном месте по одним и тем же принципам, четко определенным давным-давно.

В Charter House учат мальчиков с 14-18 лет, в общей сложности в школе 600 учеников на пяти курсах. Девочек туда принимают в последние два года для поддержания боевого духа мальчиков и для того, чтобы не было дедовщины. Мальчики живут в домах на 60-70 человек. Вместе с ними живет классный руководитель, который отвечает за них. Когда ученик поступает в школу, его первым делом спрашивают, в каком здании он хотел бы жить — в старом готическом или в новых таких коробочках. Мой Степа выбрал новое здание. А потом дают на выбор три дома с тремя разными house master. Все люди очень разные, и вся обстановка в доме и то, что там происходит, зависит от этого учителя. В первом доме был очень суровый физик. Мрачная обстановка, железная дисциплина. Очевидно, что он талантливый педагог, но уж очень там было сумрачно. House master второго дома — руководитель духового оркестра. Он сказал, что к нему идут те, кто имеет талант к музыке, а он следит за тем, чтобы они занимались. Очаровательный толстячок с десятью кошками, но у нас нет особого таланта к музыке. Когда мы пришли в третий дом, нас встретил эдакий Капитан Флинт с окладистой белой бородой, улыбающийся. Рассказал, что у них слава friendly-дома, а сам он учитель географии и водит детей в походы. И мы, и Степа хором сказали: «Нам сюда».

Мальчики все ходят в форме, и их дома различаются по цвету полосочек на галстуке. Степин дом «носит» черный с сиреневым. И они живут там, как в очень хорошем пионерлагере, где, правда, все настроено на учебу.

Сначала Степа очень плохо учился. Позвали психолога и стали выяснять почему. Оказывается, он забывает сдать домашнее задание. Психолог выяснил, что он просто теряет домашнее задание, после того как сделал. С ним провели беседу, и как-то потихоньку ситуация начала выправляться. Сейчас я могу сказать, что там моего сына научили самому главному — желанию учиться, чему здесь его не мог научить никто.

Там есть возможность учиться чему угодно. Любому виду спорта, любым искусствам и наукам, если у тебя есть к ним способности.

Понятное дело, что мне не с чем сравнивать. Я училась в советской школе. И трудно было себе представить, чтобы у нас преподавали религиоведение. А например, у моей дочери Таи в школе есть предмет, который называется Thinking skills, то есть логика. Их учат думать логически, смотреть на причины и делать выводы, для меня это совершенно невероятно.

Еще меня поразила встреча так называемого ректора с родителями. Вышел head master и сказал очень короткую речь. Я почти всю ее процитирую, перевод вольный: «Мы будем учить ваших детей пять лет. Мы их будем учить всему тому, что нового, важного и умного создало человечество. Первое — показывать им чужой опыт и учить его уважать. Второе — учить их мыслить самостоятельно, чтобы они понимали, что никакой опыт, никакое человечество не является указкой, как жить дальше и что делать. Нужно иметь свое мнение, отстаивать свои мысли и уметь аргументировать. Третье — иметь сострадание к другим людям, ценить то, что они сделали, никого не осуждать и помогать людям, которые чего-то лишены. Вот три цели нашего образования, больше мне вам сказать нечего. У вас сейчас последний шанс, год или два, когда дети захотят с вами куда-то пойти, так что пользуйтесь им: водите их в театр, ездите с ними в отпуск. В том числе учите пришивать пуговицы, гладить рубашки и пользоваться тостером. Всего доброго!»

Я была потрясена такой простейшей формулировкой целей любого образования. Вот так их и учат, гармоничных строителей коммунизма, которыми мы все собирались стать, но станут наши дети, в Англии.