Правила охоты на рак
Скандал разразился в октябре: комиссия по исследованию эффективности превентивных медицинских услуг США (United States Preventive Services Task Force, USPSTF) выпустила новые рекомендации. По мнению членов комиссии, мужчинам больше не следует ежегодно проходить тест на определение в крови уровня PSA (простатспецифического антигена — белка, повышение уровня которого может быть индикатором рака предстательной железы), так как вред в этом случае перевешивает пользу. Женщинам же следует реже сдавать тест Папаниколау (цитологический мазок для выявления рака шейки матки): не раз в год, как сейчас, а раз в три года.
Эти рекомендации — продолжение тенденции, которая существует в медицинских кругах Америки уже несколько лет. Два года назад та же самая комиссия выпустила новые нормативы, касающиеся рака груди: женщинам стоит делать регулярную маммографию (обследование молочной железы), начиная не с 40, а с 50 лет, и проходить ее не каждый год, как было принято раньше, а раз в два года. Уже тогда это решение вызвало волну протестов. «Спасение даже одной бабушки, мамы, дочери, сестры или друга стоит всех онкоскринингов, которые делают сегодня по всей стране!» — писали на форумах возмущенные женщины. Но у экспертов свои аргументы.
Комиссия опирается на ряд исследований, проведенных в США и Европе, которые показывают, что PSA-тестирование не сокращает смертность от рака предстательной железы или сокращает незначительно. В то же время ежегодное прохождение теста может привести к неправильному диагнозу и лечению, которое пациенту не нужно. Уровень PSA — это косвенный индикатор рака, и он может быть повышен даже тогда, когда рака нет или он неагрессивный. А лечение — полостную операцию, лекарственную или лучевую терапию, которые чреваты серьезными побочными эффектами, — часто назначают «на всякий случай». Против PSA-тестирования в прошлом году высказался даже Ричард Эблин — ученый, который открыл PSA в 1970 году.
«Согласно данным USPSTF, в результате ежегодного PSA-скрининга 5 человек из 1000 умирают в течение месяца после операции; 10-70 из 1000 получают серьезные осложнения (проблемы с сердцем, тромбы и др.); 200 из 1000 мужчин, перенесших операцию или лучевую терапию, долгое время потом страдают от недержания мочи, импотенции или проблем с пищеварением, — рассказал Эблин «Снобу». — Доказано, что от скрининга мужчин, у которых нет никаких симптомов, больше вреда, чем пользы. Да и вообще нет убедительных данных, которые показывали бы, что лечение рака предстательной железы спасает человеческие жизни. Об этом говорится в последней обзорной статье, которую мы с коллегой написали на эту тему».
Российские врачи согласны с американскими экспертами: «Ранняя выявляемость этого заболевания — это ранняя инвалидизация пациентов, — считает Алла Воронцова, врач-онкоуролог из онкологического диспансера №4. — Им сразу делают операцию — радикальную простатоэктомию, а продолжительность жизни это не увеличивает».
Минздрав России рекомендует мужчинам ежегодно сдавать анализ на PSA после 40 лет, но эту границу можно было бы сдвинуть, говорит врач-уролог, директор Республиканского центра репродукции человека Андрей Акопян: «Если нет жалоб, то 40 лет — это рано, вполне можно начать проходить тест в 50, а по-хорошему — и в 55 лет». Но в России речь о пересмотре установленных правил пока что не идет, поэтому и дискуссий в обществе на эту тему нет.
В США же против новых рекомендаций уже выступила масса людей, в том числе известных (бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, финансист Майкл Милкен) — они считают, что ежегодный скрининг спас их жизни. Национальная медицинская ассоциация (National Medical Association), объединяющая чернокожих врачей, официально заявила, что чернокожим мужчинам следует по-прежнему проходить ежегодно тест на PSA. Благотворительная организация Pink Ribbon, невзирая на мнение экспертов, уже не первый год продолжает агитировать женщин за ежегодную маммографию.
Пока и российские, и американские страховые компании покрывают ежегодные онкоскрининги, если врачи и пациенты все-таки захотят придерживаться старых правил. В этой ситуации каждый становится сам себе доктором: волноваться и лечиться, даже если в этом нет необходимости, или пустить все на самотек — решать только вам.