/ Москва

Сергей Алексашенко: А я не увидел в Китае толп велосипедистов

После перерыва в семь лет Сергей Алексашенко снова съездил в КНР. Он обнаружил, что китайцы пересели на автомобили и перестали в обязательном порядке есть рис

Фото: Сергей Алексашенко
Фото: Сергей Алексашенко
+T -
Поделиться:

 

Впервые я попал в Китай летом 92-го. Мой друг возглавляет Центр исследований Северо-Восточной Азии в университете города Чанчуня (провинция Цзилинь в северо-восточном углу этой страны). С 1992 по 2002 год я в Китае был раз пятнадцать, иногда по два-три раза в год. Ездил и на два дня, и на две недели, так что у меня была возможность посмотреть на Китай внимательнее, чем простой турист.

Мне были интересны их экономические реформы, я интересовался ими со второй половины 80-х, когда работал в Академии наук. Целое десятилетие я ездил по Китаю и наблюдал, как страна меняется чисто внешне.

Я говорил друзьям: если хотите увидеть, что такое настоящий экономический рост, поезжайте в Китай, тогда сразу это поймете. Это как любовь — пока не влюбишься, не поймешь. Все, что мы видим в России, — это жалкое подобие роста. Москва со всеми ее наворотами и близко не сравнится с тем, что наблюдается в Китае. И это не только Пекин, увидеть изменения можно по всей стране от столицы до отдаленных деревень. Дороги строились буквально на глазах. Инвестиции приводили к улучшению качества жизни.

Потом у меня наступил перерыв в поездках, не мог выкроить на них время. И только в этом июне удалось опять съездить туда. Мне было крайне интересно, что там происходит и как страна изменилась за этот период.

Я профессор университета Чанчуня и прочитал там лекцию. Встретился со студентами и рассказал им про российскую экономику в условиях кризиса как наиболее интересную для них сегодня тему. А потом поездил по тем городам и районам Китая, где еще не был. Поездка была короткая — пять дней, пять перелетов. Я был в Пекине, Чанчуне, Чжухае и на острове Донгао.

Самых сильных впечатлений от поездки у меня два. Я не увидел в китайских городах толп велосипедистов, которые всегда там были. Велосипедисты есть, ослики есть, грузовые рикши тоже, но потока велосипедистов, который я наблюдал по всему Китаю в 90-е годы, уже нет. Люди ездят на машинах, на мотоциклах, на мопедах, на автобусах наконец. А велосипеды как главный вид транспорта остались в прошлом.

И второе: раньше во всех ресторанах, даже в самых дорогих, к столу для полной сытости подавали чашку риса. А сейчас в обязательном порядке риса уже не подают. Если попросить, конечно, принесут. Рис — пища бедных, если съесть с утра чашку риса, запить кипяточком, он разбухнет, и на целый день этого хватит. Отказ от риса и от велосипедов — радикальный скачок уровня жизни в Китае. Наверное, это самые мои сильные впечатления от этой поездки.

А следующее по значимости впечатление — архитектура. Там и десять лет назад бизнес-центры, гостиницы строились красиво и современно. А в этот раз я обратил внимание на жилые здания. Чанчунь освоил огромную территорию: целое поле было выделено для жилых комплексов и нового здания университета. Строили с нуля, и то, что получилось, выглядит более чем достойно. Москва с панельными однотипными жилыми зданиями отстала лет на 10-15. А там каждый микрорайон ничем не похож на другой, они со вкусом построены, у каждого есть какая-то изюминка. Смотришь, и глаз радуется.

Комментировать Всего 3 комментария

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Как вы думаете, что возможно перенять у китая, с учетом разницы менталитета?

Всё - нельзя, но очень многое - можно, а кое-что - просто нужно!

Я полностью согласен про велики и архитектуру

1. Велики.

Транспортная инфраструктра создается с потрясающей скоростью. Первый раз там я был в 2002 году. Пекин был окружен тремя транспортными кольцами (точнее -- третье достраивалось). Последний раз -- два года назад. Достраивалось к олимпиаде седьмое. Именно поэтому велосипедисты становятся неактуальны, а китайский автопром тут же приготовил необходимый набор к появляющимся дорогам. Поэтому даже в глубоких провинциях вроде Хайнаня их велосипедистов и близко нет.

 2. Архитектура.

Поражает отношение к памятникам. Именно к памятникам, а не к разваленным хибарам. Во времена императора самой высокой точкой Пекина был центр Запретного города. Сейчас количество построенных вокруг небоскребов -- нереально. Но если добраться до центра Запретного города и осмотреться -- не покидает ощущение, что ты стоишь выше всех. Главный принцип китайской архитектуры -- сохранение  гармонии. Ни одно из китайских архитектурных сооружений не нарушает природного ландшафта -- будь то Летний дворец Императора или Великая стена, которая проходит по самым высоким хребтам. Принцип сохранен до сих пор.