К началу 30-х джаз приобрел статус самостоятельного вида музыки и начал дробиться на различные стили и направления. Наметилось его принципиальное разделение на два вида — истинный джаз (Hot Jazz), который позднее стал «свингом», и коммерческую подделку под него (Sweet Music).

 

Хотя первые попытки исполнять свинг сделали чернокожие музыканты, неверно полагать, что различие этих стилей заключалось в том, что все белые оркестры играли Sweet Music, а все черные — свинг. Как рассказывает Алексей Козлов, «для того чтобы понравиться белым боссам шоу-бизнеса, некоторые черные бэнды нередко имитировали Sweet Jazz. А целый ряд белых биг-бэндов играли жестко и "горячо", то есть со свингом».

Истинный свинг отличался от коммерческой музыки наличием в составе группы как минимум одного импровизатора, который играл соло каждый раз по-разному. В «сладких» же оркестрах все соло были заранее написаны и исполнялись по нотам. «Присутствие импровизаторов определяло и наличие особого настроя, драйва — то есть энергичного способа подачи ритма, получившего название "cвинг". Умение "свинговать" — вот то качество, которым должен обладать тот, кто претендует называться джазменом».

Свинг во многом определил характер культуры всего ХХ столетия, повлияв не только на музыку, но и на образ жизни людей.

Важнейшую роль в деле популяризации джаза на начальной стадии его развития сыграл Пол Уайтмен, руководитель известного танцевального оркестра. В самый разгар борьбы с джазом он заказал молодому, пока еще малоизвестному композитору Джорджу Гершвину написать для него произведение, в котором сочетались бы элементы джаза, блюза и симфонической музыки. Концерт состоялся 12 февраля 1924 года в Нью-Йорке. В зале присутствовали Сергей Рахманинов, Леопольд Стоковский, Хейфец, Крейслер. «Как потом признавался Пол Уайтмен, его главной задачей было показать, что джаз способен выйти за рамки развлекательной музыки и стать серьезным, содержательным видом искусства наряду с симфонической музыкой. Первый шаг удался. Джаз в умах многих белых скептиков приобрел статус полуреспектабельного жанра».

В 1933 году после отмены «сухого закона» джаз постепенно начал выходить из подполья. «Борьба с джазом была проиграна по всем фронтам. Студенты и школьники старших классов ничего, кроме джаза, уже и слушать не хотели».

Но большинство дорогих танцевальных залов принадлежали людям старшего поколения, которые имели консервативные взгляды. Приглашая биг-бэнд, они ставили условие: никакого «хот-джаза», только приглаженные фокстроты, вальсы и танго.

 

21 августа 1935 года оркестр Бенни Гудмена выступил в Palomar Ballroom в Лос-Анджелесе. Несмотря на то, что владельцы зала запретили им играть «хот-джаз», Гудмен решился исполнить свинговую аранжировку Флетчера Хендерсона. Зрители восприняли ее с восторгом. «Скучавшая до этого момента студенческая молодежь буквально взревела. Хозяева боллрума поняли, что на такой музыке можно зарабатывать огромные деньги, и продлили контракт с Гудменом. Журналисты разнесли эту весть по всей Америке, и свинг стал прибыльным делом». Это выступление большинство историков джаза считает началом Эры свинга.

В 1938 году в святилище классической музыки, нью-йоркском Карнеги-холле, состоялся концерт биг-бэнда Бенни Гудмена, на котором он впервые вывел на сцену вместе с белыми музыкантами чернокожих виртуозов-импровизаторов, что раньше считалось недопустимым. Концерт имел оглушительный успех.

«Свинг превращался из гадкого утенка в прекрасного лебедя, ломая расовые барьеры, проникая во все слои американского общества, постепенно становясь национальным достоянием этой страны».