Есть такая известная и разошедшаяся по всему интернету подборка самых смешных и нелепых налогов, которыми правители облагали свой народ. Некоторые запоминаются навсегда. Например, налог на тень в Венеции, который должны платить все владельцы кафе, чьи уличные зонтики отбрасывают тень на муниципальную собственность вроде брусчатки или какой-нибудь урны. Венецианский налог на прогулки, который с недавнего времени должны платить все гости города на воде, тоже выглядит достаточно экзотичным. Или вот налог на мир в Гвинее: власти посчитали, что вправе взимать с каждого гражданина приблизительно 700 рублей в месяц за мирное небо над головой. В немецком Вюртемберге в XVIII веке брали налог на воробьев — с тех жителей, кто был не в состоянии убить 12 этих птиц и представить их тушки. В Англии примерно в это же время стали собирать деньги с владельцев шляп: чем больше у тебя головных уборов, тем больше денег в казну ты должен отдать.

Про эти исторические — а в трех первых случаях актуальные до сих пор — анекдоты я вспомнила, наткнувшись недавно на прекрасную статью известного американского юриста, автора нескольких околополитических и социологических бестселлеров и постоянного колумниста информационного агентства Bloomberg Стивена Картера. Авторитетный ученый предложил ни много ни мало ввести налог на секс: каждая пара, вне зависимости от пола, возраста и семейного положения, вносит в бюджет страны по два доллара за каждый половой акт. Конечно, при сборе этого налога можно полагаться только на честность граждан, уточняет Картер. Но это тот редкий случай, когда фискальные органы могут спать спокойно: если люди и будут привирать по поводу количества секса в своей жизни, то только в сторону преувеличения, уверен исследователь.

Расчет Картера такой: если предположить, что каждая американская пара занимается любовью хотя бы два раза в месяц, от налога на секс казна получит несколько миллиардов долларов за год. На самом деле предположение Картера весьма скромное. В компании-производителе презервативов Durex хоть и утверждают, что американцы не часто предаются любовным утехам (реже только в Японии и Нигерии), но настаивают, что все равно гораздо чаще, чем дважды в месяц. Согласно ежегодному международному исследованию за 2011 год, каждый второй житель США занимается любовью хотя бы раз в неделю. Так что речь идет о потенциальных десятках миллиардов долларов.

В Штатах Картера назвали провокатором, его идею осмеяли, но не забыли. Потому что на самом деле все не так уж и весело. Юрист поднял очень серьезную проблему, пожалуй, одну из самых актуальных для внутриполитической жизни США. В рамках реформы здравоохранения, которую изо всех сил уже несколько лет пытается провести президент Обама, в августе этого года должен вступить в силу указ, включающий в обязательное медицинское страхование женские контрацептивы. Этот указ вызвал массу споров в обществе. Работодатели возмущаются, что на их плечи ложится забота о контроле за рождаемостью. Резко против выступает католическая церковь. Многие считают это жуткой дискриминацией или вообще выступают против того, чтобы государство вмешивалось в процессы регулирования семьи — даже таким, в общем-то, безобидным образом.

На прошлой неделе популярный радиоведущий Раш Лимбо на одной из самых популярных в стране радиостанций Premiere Radio Networks в прямом эфире предложил активистке и стороннице указа студентке Сандре Флак обнародовать свои интимные видеозаписи, «раз она хочет, чтобы налогоплательщики США оплачивали ее занятия любовью». Вышел скандал. Даже Барак Обама звонил ей и выражал сочувствие и поддержку.

И вот что получается. То, что на первый взгляд кажется смешным и нелепым, на самом деле оказывается очень серьезным и чрезвычайно важным. Шутка Картера про налог на секс скрывает под собой клубок важных для Америки проблем. Налог на тень в Венеции хотя бы чуть-чуть покрывает расходы на поддержание городских дорог, нуждающихся в почти что непрерывном ремонте и реставрации из-за постоянного контакта с водой. Мзда за шляпы в средневековой Англии — своеобразный налог на роскошь, позволивший снять достаточно серьезное социальное напряжение. А в Гвинее во время правления Лансаны Контет в 1980-х происходили репрессии. Согласитесь, 2 доллара в месяц — символическая плата за то, чтобы люди помнили и не повторяли ошибок. Даже для Гвинеи.

Вспоминается римский император Веспасиан, который установил налоги за пользование общественным туалетом и, вызвав шквал насмешек, произнес фразу, ставшую крылатой: «Деньги не пахнут». Спустя почти две тысячи лет он не выглядит таким уж смешным. Напротив, то, что эта история дошла до нас, подтверждает, что смех — лучшее средство убеждения. Могли бы вы обрадоваться дополнительному налогу на покупку презервативов? А если назвать его налогом на секс, вы будете платить с улыбкой.