Сериалы, конечно, смотрю, но если честно — не для удовольствия, а потому, что я их делаю и необходим постоянный маркетинг, изучение рыночной ситуации: какой продукт в почете, за что нынче можно получить вожделенный высокий рейтинг. Что же касается искусства, в том числе и в сериальной сфере (а такое, как мы знаем, случается, хотя и редко), то искусство никаким маркетингом и попаданием в рейтинговую струю не возьмешь. И сколько бы ты ни смотрел успешные сериалы, имеющие отношение к искусству, тебе это не поможет поставить искусство на поток. Потому что творчество — это всегда с нуля в содружестве со всей съемочной группой. Других критериев не существует. Вряд ли Николай Досталь, начиная делать сериал «Завещание Ленина» по В. Шаламову, нашептывал себе перед сном: «Сделаю-ка я как у Дэвида Линча в "Твин Пиксе" — ведь неплохо же вроде получилось». Нужно было рисковать, пытаться сделать что-то оригинальное, что другие не делали. И у Досталя получилось.

Нужно было в последнюю очередь думать о рейтинге, а прежде всего — о сути дела, об уникальном литературном материале, об истории страны.

Не думаю, что режиссер Алик Дорман, делая документальный сериал о Лилиане Лунгиной, которая просто рассказывала перед камерой Вадима Юсова о своей уникальной жизни, думал хоть секунду о рейтинге. Он был просто влюблен в рассказ своей героини и, наверное, вообще не слишком рассчитывал, что его фильм увидит свет. Но это случилось. Более того, картина Дормана «Подстрочник» в общем-то даже и не обрушила поздний вечерний прайм, который решились отдать ей на Российском канале. Доля 12% для такого произведения, как «Подстрочник», да еще летом, была вполне конкурентоспособна даже в сравнении с развлекательными программами. Значит, все угрожающие слухи о том, что наш телезритель окончательно одурел и ничего толкового смотреть не может, преувеличены. Значит, производители могут это «что-то толковое» каналам предлагать и не чувствовать себя бесконечно виноватыми перед руководством каналов за рейтинговый провал.    

Думаю, что телевизионное пространство, в том числе и сериальное, особенно если считать «Подстрочник» сериалом, открывает простор для поиска. Вот наша компания делает сейчас попытку тоже достаточно непредсказуемую — снять сериал о Фурцевой, который, как мне кажется, будет не только увлекательным, но и с расчетом на некоторые затраты умственной энергии. Нам бы хотелось рассказать о женской судьбе в советские времена, которые вроде бы раскрепостили женщину и открыли ей «светлый путь», но на самом деле лишь использовали необузданный женский темперамент и в конце концов обманули.    

Что же касается хороших зарубежных сериалов... у меня не хватает времени на то, чтобы их смотреть. В свободное время предпочитаю все-таки смотреть кино. Сериальный импорт не работает, к сожалению, в нашем пространстве на глобальную аудиторию. Есть в этих сериалах что-то специфическое, связанное с ментальными особенностями. Русский сериал в эмоциональной своей основе существенно отличается, к примеру, от американского. И пока русский сериал не существовал, наши зрители смотрели и американские, и латинские... А с появлением русских сериалов все остальные отошли на второй план, хотя, казалось бы, они очень хорошо сделаны и демонстрируют почти кинематографическое качество, как, например, «Клан Сопрано» — психологическая панорама современного американского общества на примере конкретной семьи. Казалось бы, они должны работать. Но вопрос не в качестве, не в искусстве, а именно в ментальных различиях. На сериальном поле зритель хочет, чтобы сериал попадал в его ожидания и привычки, как вилка в розетку. Поэтому сериал может быть одним из самых национальных и трудноконвертируемых продуктов.     

Сегодня во времена абсолютного господства отечественных сериалов к отечественному массовому зрителю может, по-моему, пробиться только удачная адаптация той же «Латинской Америки» вроде «Не родись красивой» или, как говорят аргентинцы, беззастенчиво у них украденной «Кармелиты», серии которой считают, кажется, уже на сотни.