Алексей Жеглов /

Кому достанется Like

Интернет-гигант Yahoo! затеял патентное разбирательство с бывшим партнером, социальной сетью Facebook, и хочет отобрать у него право на использование кнопки Like

Иллюстрация: Сноб.Ру; фотоматериалы: Photoshot/Vostock-photo
Иллюстрация: Сноб.Ру; фотоматериалы: Photoshot/Vostock-photo
+T -
Поделиться:

Символ неудачи на IT-рынке, тонущая в проблемах и убытках компания Yahoo! подала в суд на суперуспешный Facebook, обвинив его в неправомерном использовании десяти запатентованных технологий. Речь идет, в частности, о технологии размещения онлайн-рекламы, настройке приватности и интерфейсе для комментариев под материалами. Yahoo! утверждает, что даже кнопка Like была идеей ее специалистов.

В жалобе, направленной в суд, есть два принципиальных момента. Во-первых, составители 19-страничного документа уверены, что основатель Facebook Марк Цукерберг однажды уже косвенно сознался в воровстве технологий Yahoo!, точнее, в том, что интернет-гигант придумал их раньше программистов соцсети. При этом в исковом заявлении не указывается, когда и при каких обстоятельствах Цукерберг это говорил и имеются ли этому факту доказательства. Во-вторых, в документе говорится, что «вся сетевая модель Facebook, позволяющая пользователям создавать профайлы и связываться друг с другом, основана на технологиях Yahoo!».

Сумма исковых претензий пока не уточняется, но понятно, что речь тут может идти о сотнях миллионов долларов.

Подобное развитие событий ожидалось еще в феврале. Тогда The New York Times рассказала о претензиях Yahoo! и о желании интернет-портала урегулировать спор в досудебном порядке.По слухам, идейным вдохновителем нападения на Facebook стал директор Yahoo! Скотт Томпсон. И этим, судя по всему, дело не ограничится: новый руководитель корпорации не случайно говорил о том, что она должна искать новые возможности для получения дополнительных доходов.

Yahoo! очень нужны деньги. Только за один четвертый квартал 2011 года компания получила убыток в размере 295,6 миллиона долларов. На быстрорастущем рынке компания демонстрирует отрицательную динамику даже по такому показателю, как выручка: за последние три месяца 2011 года она составила 1,32 миллиарда долларов против 1,53 миллиарда долларов за аналогичный период прошлого года. Доходы от продаж онлайн-рекламы в отчетном периоде упали на 4%, в то время как в целом емкость этого рынка в США за тот же период выросла на 23,5%. Такими темпами YAHOO!, теряя одного топ-менеджера за другим, неизбежно движется к банкротству. Единственный козырь Yahoo!, который остался на руках у менеджмента компании, — порядка 1000 патентов, накопленных за годы работы. И вот сейчас спасать корпорацию будут не программисты, дизайнеры или рекламщики, а юристы.

Спешка Yahoo, кстати говоря, может быть вызвана не только ожидаемым IPO Facebook, но и тем, что в этом году в американское патентное законодательство будут внесены поправки, и заниматься «патентным троллингом» IT-гигантам будет практически невозможно. Главное изменение: теперь патенты будет получать оформивший заявку раньше других, а не тот, кто докажет первенство в изобретении. Поэтому не исключено, что Yahoo! попробует максимально эффективно использовать свою внушительную для интернет-компаний «папку» с патентами.

В 2004 году Yahoo! засудила Google за девять дней до его выхода на биржу. Сегодняшнему лидеру интернет-поиска пришлось рассчитаться с истцом пакетом своих акций в обмен на лицензию, дающую право на использование его технологий. Скандал обошелся корпорации в 1% ее акций, что на тот момент составляло 260-290 миллионов долларов. Трудно представить себе, сколько долларов Facebook может недосчитаться из-за того, что инвесторы просто побоятся вкладываться в актив, которому в обозримом будущем грозят большие незапланированные расходы. Нетерпеливые инвесторы и так уже выражают недовольство тем, как долго Facebook тянет с выходом на биржу. Интерес к компании снижается.

Возникает резонный вопрос: почему Марк Цукерберг не попытался замять эту историю? Варианта два: либо юристы Facebook уверены, что их коллеги из Yahoo! обречены на провал дела, либо самолюбие руководителя Facebook не позволило ему пойти на компромисс.

Аналитики пока не дают однозначного ответа на вопрос, увенчается ли успехом затея Yahoo!.

А что вы об этом думаете?

Комментировать Всего 4 комментария

> либо самолюбие руководителя Facebook не позволило ему пойти на компромисс.

Самолюбие слона не позволило заметить случайно раздавленную моську. 

Ну да, у Facebook и у Yahoo чистая прибыль за 2011-й уже одинаковая – 1 млрд, притом у Фацебука – блестящие возможности для монетизации, а Yahoo – это прошлый век. 

Ну, все-таки вряд ли это прям слон и моська))))