После колонки в «Афише» про хипстеров Юрия Сапрыкина стали считать главным специалистом по этой молодежной субкультуре. По его версии, хипстеры — первое течение, за которым не стоит никакой идеи, ни протестной, ни конформистской. Они просто сидят за своими макбуками и рассматривают картинки в Интернете. Это первая субкультура, которая определяется не тем, что она порождает, а тем, что потребляет, — образами, гаджетами, скоропортящимися музыкальными трендами.

Званию «главного по хипстерам» никто рад не будет, но Сапрыкин терпеливо продолжает давать интервью и комментарии тем, кого все еще волнуют «люди на букву х» (этот термин опять-таки придуман в «Афише»). Меня заинтересовало, может ли Сапрыкин прогнозировать, какой резонанс вызовут его тексты. Ведь некоторые из них — про хипстеров или про смерть гламура — попадают в нерв и распадаются на цитаты. Другие же проходят незаметно.

 

Тема, выбранная им для лекции в рамках проекта «Теории и практики Москвы», оказалась как никогда далека от того, с чем Сапрыкина принято ассоциировать. Ни музыки, ни социальных трендов — выпускник философского факультета МГУ Сапрыкин решил поговорить о Блаженном Августине.

 

 

В научных дисциплинах не бывает «любимых теорем» или «любимых ученых» — там принято держать дистанцию. Другое дело — музыкальная критика, в которой не обойтись без личных предпочтений. Я спросил у Сапрыкина перед началом лекции в месте под названием «Соль», действительно ли Августин ему ближе других философов.

 

Без музыки не обошлось и во время лекции: докладчик решил озвучить выступление «всякими тревожными звуками, чтобы это совсем походило на дурацкое радиошоу». Началось все даже слишком тревожно:

 

Собравшемся в «Соли», казалось, было все равно, о чем говорит Сапрыкин. Студентов-философов в аудитории не наблюдалось, лекцию об Августине Блаженном слушали с блаженными лицами.

 

Лекция представляла собой краткий экскурс в жизнь и творчество христианского философа. Редакционный директор «Афиши» начал с заявления, что своей «Исповедью» Августин закрыл античное мироощущение.

 

 

Лектор вкратце пересказал биографию проповедника, делая аналогии с современной жизнью. А во второй части своего сообщения поведал об основных понятиях его учения. Вот что в интерпретации Сапрыкина есть вера по Августину.

 

 

Выступающий закончил лекцию наставлением, которое дал человечеству сам святой: любите и делайте что хотите!

 

Сапрыкин с его проницательностью и обаянием, кажется, играет такую же решающую роль в формировании сознания сегодняшних московских хипстеров, что и Августин в свое время.

 

Филипп Миронов