Желающих поговорить с режиссером оказалось много — зал киноклуба «Фитиль» был забит полностью.

Беседа с автором, которая состоялась сразу после просмотра, началась с вопроса о замысле картины. «Дирижер» был создан под впечатлением от оратории «Страсти по Матфею», написанной председателем отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Илларионом. Древние мотивы, отсылающие к истокам христианства, находят поразительно достоверное отражение в современной действительности. 

Сам режиссер говорит, что фильм о состоянии кризиса, которое позволяет пройти через все жизненные противоречия и подняться на более высокую ступень. Непонимание между родителями и детьми, любовь и жизнь, живущие бок о бок с ненавистью и смертью, трагические ошибки и истинное покаяние – все эти самостоятельные истории образуют в «Дирижере» одну завершенную композицию.

Самой сложной частью работы над фильмом были съемки в Иерусалиме, признается Павел Лунгин. Именно там, на Святой земле, разворачиваются ключевые психологические сцены, где герой остается наедине с собой. «Иерусалим — город, срывающий маски с людей», — говорит режиссер. В нем когда-то очень давно Отец послал на смерть Христа. В нем же главный герой картины (его сыграл Владас Багдонас) теряет своего сына, но находит покаяние и обретает надежду.

Тина Кубрак спросила, кто из героев фильма ближе всего Павлу Лунгину. Он ответил, что в каждом персонаже видит часть себя. В фильме пространство драмы переходит в пространство трагедии. На вопрос, может ли человек измениться, Лунгин ответил так: «Нет, жизнь не может изменить человека. Жизнь — это колодец. Ты можешь остаться на дне, а можешь подняться наверх. Мы живем в этой данности, это и есть наш жизненный путь». 

Фильм Лунгина поставил перед зрителями множество сложных вопросов. Где грань между воспитанием и жестокостью? Что может привести человека к истинному раскаянию? Чего от нас хочет Бог и что хотим услышать мы, обращаясь к «главному дирижеру»? Ответы на них у каждого свои. Гости сошлись в одном — здесь нет места равнодушию. Анна Быстрова призналась, что давно не плакала над фильмами и что собирается пересмотреть «Дирижера» дома, в одиночестве, чтобы еще раз подумать над непониманием, которое стало главной причиной трагедии.

В широкий прокат картина «Дирижер» выйдет 29 марта.

Встреча участников проекта «Сноб» с Павлом Лунгиным прошла при поддержке винного дома Robert Mondavi и кальвадоса Pere Magloire.