Суть ЕГЭ в свете опыта первой десятилетки госэкзаменов обсуждать просто-таки необходимо, но делать это сложно. По опросам «Левада-центра», в течение десяти лет отношение россиян к ЕГЭ стабильно ухудшалось на фоне объективного улучшения качества процедуры ЕГЭ (при переходе из тестового режима проб и ошибок в рабочий режим). Чтобы понять, почему это так, потребуется отдельная дискуссия.

А вот списывание можно обсудить прямо сейчас. Прежде всего, необходимо отвлечься от нравственного аспекта. Списывание — это не «хорошо или плохо», это вредно или полезно для общества. Точнее — вредно.

Это не мое мнение, это очевидная реальность, и вот почему.

Во-первых, если вы списываете, и списывает почти весь ваш класс, поток, курс, об этом знают и все вокруг. Очевидно, именно так и обстоят дела: мы все прекрасно знаем, что странно не списывать, а не наоборот. «Я списывал — значит я живой человек». Так некоторые мои друзья в социальных сетях время от времени устраивают любопытный перформанс: во всеуслышание объявляют о том, что в юношестве воровали вещи из магазинов. Откровение чаще всего тщательно закамуфлировано под чистосердечное признание, но цель его совершенно иная: выявить негодяев, которые не только ничего из супермаркета не перли, но и не считают, что переть хорошо. Эти люди немедленно объявляются лжецами, лицемерами, занудами и т. д.

Если мы все знаем, что мы все списываем, то об этом знают и наши потенциальные работодатели. Просто потому, что наши потенциальные работодатели — это тоже мы. Давайте не забывать, что основная функция современного образования, и особенно образования высшего — подготовка широкого спектра специалистов, которые займут свои места в экономике, а вовсе не штучное производство Перельманов и Новоселовых. Если работодатели знают, что студенты списывают, они перестают обращать внимание на отметки, а образование теряет важнейшую сигнальную функцию. Для подавляющего большинства молодых людей во всем мире учеба в университете — это прежде всего инвестиция в будущее, повышение собственной стоимости на рынке труда. Пример можно приводить из любой части земного шара; так, в Англии инвестиционные банки требуют от выпускников университетов итоговой оценки на уровне российской «четверки» — разумеется, затем следуют несколько этапов жесточайшего отбора кандидатов, но банки знают, что «четверки» заработаны, а не списаны со шпаргалки, а потому точно знают, что не берут «троечников». Полезное знание, не правда ли? Я знаю, так говорить не принято, но в отсутствие надежной, облеченной всеобщим доверием системы выставления оценок система образования становится практически бессмысленной.

Во-вторых, и тут мы входим в зону индивидуальной ответственности, закрепление нечестного поведения как нормального приводит к серьезным нарушениям в работе общества и в работе отдельных голов в этом обществе. Если в последнее время вы пытались объяснять знакомым или родственникам, что вбрасывать голоса на выборах плохо, и получали в ответ: «А что тут такого?» — не сомневайтесь, повсеместная узаконенность списывания играет свою роль. Речь не о том, что каждый, кто списывает, через десять лет будет вбрасывать бюллетени. Каждый, кто списывает, немного лучше понимает того, кто вбрасывает бюллетени. Дьявол в деталях.

К счастью, изменить свое мнение никогда не поздно. Чтобы ловить человека на списывании ЕГЭ, не нужно быть нравственным авторитетом федерального значения, достаточно просто желания поучиться на своих ошибках и ошибках страны. Так что спасибо Александру Черных — не только за повод для дискуссии, но и за ссылку на сайт московского департамента образования, где разъясняется, как стать общественным наблюдателем на ЕГЭ-2012. С расписанием ЕГЭ можно ознакомиться здесь — на совершенно, кстати, замечательном и предельно прозрачном сайте госэкзаменов.