Гелия Делеринс /

Школьное меню: «розовая слизь», кетчуп и круглая курица

Еда, которую невозможно узнать

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

– Что ты сегодня ел в школе?

– Такое круглое. Похоже на курицу. Но не курица.

Конечно, я залезла на школьный сайт и выяснила, что это все-таки курица. Но круглая, в виде шариков, chicken nuggets. Это был первый «звоночек»: никто в новой школе сына не называл еду ее именами. Хотя бы самыми общими, на уровне их пяти лет: «курица», «говядина», «огурец». Наверное, школьной столовой это казалось неважным.

К чему это приводит, я хорошо знаю. Там же, в Лос-Анджелесе, мы ездили в бедные кварталы, преподавали «еду» в детских садах. Давали пробовать разные сочетания вкусов, показывали «живьем» баклажан, кабачок, другие овощи... В первые дни дети не узнавали и не могли назвать даже помидор и картошку, потому что никогда не видели их до этого в непереработанном виде.

А теперь еще одна неприятная новость — оказывается, гамбургеры в школьных столовых на 15% состоят из «розового маршмэллоу». Речь идет о пищевой добавке к мясу LFTB (Lean Finely Textured Beef), и «маршмэллоу» еще мягкое название. Некоторые прямо называют ее «розовой слизью». В марте американские потребители (220 000 человек) отправили в USDA протестную петицию и начался очередной пищевой скандал. LFTB состоит из обрезков «неблагородных» кусков мяса, переработанных практически в пыль. Производящая фирма из Южной Дакоты, Beef Products Inc., оправдывается тем, что так безопаснее: мясо предварительно хорошенько обрабатывается аммиаком! Никаких бактерий...

Первыми отказались от закупок пасты фастфуды — им нужно спасать репутацию. А школы не отказались: USDA дало возможность им самим выбирать, добавлять или не добавлять LFTB, но National School Lunch Program остается самым крупным покупателем субстанции, которую производитель упорно называет «говядиной». Только в США ее ест 31 млн детей! А Джейми Оливер еще в 2011 году утверждал, что 70% продукции из говяжьего фарша во всем мире содержит «розовую слизь».

До американской школы сын ходил во французский детский сад Clairefontaine. Директор и владелица, Жоэль Дюма, каждое утро выгружала из багажника своего автомобиля ящики с овощами — сама за ними ездила. На кухне орудовали две гватемальские поварихи. Ничего сверхъестественного не готовили: та же курица, но в узнаваемом виде, на косточке. К ней кускус с овощами. Я сама готовила с ними котлеты, из обычного фарша. Никакого «маршмэллоу».

Конечно, французский детский садик был частным и дорогим. Я об этом говорю сразу, чтобы отсечь все «имущественные» аргументы. Дело не в цене школьного завтрака. Я берусь накормить класс в школьной столовой за два с половиной доллара на ребенка — за эти деньги будет обед из трех блюд. После французского сада сын пошел в американскую школу, а двое старших мальчиков моей подруги уже учились к тому времени в самой дорогой школе нашей далеко не бедной Санта-Моники. Там вообще не было столовой. Вместо этого ежедневно приезжали два кейтеринга, причем один из них — с органической едой (за шесть, замечу, долларов). «Органик» или нет, а только курица там тоже была «круглая», и из чего сделаны эти панированные шарики, по-прежнему никто не объяснял.

В результате подруга каждое утро готовила ланчбоксы. Я против ланчбоксов — но это отдельный большой разговор. Мне кажется, что когда каждый уткнулся в свою коробку, у ребенка никогда не появится возможность попробовать «чужую» еду. Родители обычно кладут в коробочку то, что ребенок любит — то есть каждый день одно и то же, с незначительными вариациями. Я их понимаю — не хочется, чтобы малыш был целый день голодный. А вдруг не съест? Только это все равно что всю жизнь слушать одну и ту же музыку. И как же развивать ему слух, то есть вкусовые рецепторы?

Я долго боролась с ланчбоксом и призывала сына питаться в столовой. О пасте с аммиаком я еще ничего не знала. Каждое утро я читала на школьном сайте меню, объясняла, что будет в тарелке. Я терпела убогость и чудовищную несбалансированность этого меню и даже тот факт, что «салат-бар» включал столько же зелени, сколько чипсов. И что в свободном доступе стояло сладкое молоко с добавками, которым предлагалось запивать еду. Я сдалась, когда поняла, что ничего другого не будет — каждую неделю меню повторялось: оно было рассчитано на полугодие!

Потом мы уехали из Калифорнии во Францию. Школьное питание было одной из причин переезда. Кто-нибудь из взрослых питался по своей воле на протяжении полугода одним и тем же? На французскую «столовку», которую я поругивала, я посмотрела теперь другими глазами. В крохотном гасконском городке, где живут мои приятели, вчера в государственной школе их ребенок ел утку с оливками, а на десерт — пирог из груш и чернослива. Там вообще стараются как можно чаще подавать местные блюда, чтобы дети их не забывали. Я, кстати, специально спросила про меню именно ребенка, а не родителей — он мне и описал подробно. В нашей парижской школе накануне выходных давали мидии мариньер с разварным картофелем и ливанское табуле на закуску. На десерт — йогурт и эклер, и еще фрукт. Из напитков — только вода. Но никому и в голову не придет запивать еду чем-нибудь еще. Кстати, все это вполне уложилось бы в мои два с половиной доллара, ну, может быть, евро.

Этой осенью во французских школьных столовых запретили кетчуп в свободном доступе. Английская пресса по этому поводу возмущалась: это самое безвредное, что есть в нашей кухне, а они!.. И вот здесь начинается самое главное, ради чего я пишу этот пост. Дело ведь не во вреде и не в опасности. Само собой разумеется, еда должна быть безвредной. Только готовы ли мы ради этого кормить детей аммиаком? Франция отменила кетчуп не из соображений расчета калорий, а потому что дети выработали привычку заливать им еду и не чувствовали вкус самого блюда. А должны чувствовать. Иначе они никогда не научатся есть. Американский спор между потребителями и USDA тоже утонул в «полезно–вредно». Возможно, если бы его удалось развернуть вокруг «вкусно–невкусно», вопрос с «розовой слизью» решился бы быстрее. В конце концов, в еде, кроме витаминов, есть радость узнавания, общение, наконец. Много чего есть в еде, что нашей философии не снилось...

А мясо, из которого делают LFTB, совершенно не годится для гамбургера, для этого нужно красное мясо. Зато оно прекрасно подходит для долгих тушений — потофе, гасконского супа с капустой. И ни бактерий, ни аммиака!

Комментировать Всего 25 комментариев

спасибо. не знал, что такая тема может быть интересной для чтения.

Эту реплику поддерживают: Лидия Алиева

Все мы там будем) Так или иначе еда - это основа жизнедеятельности,почитать про нее иногда занятно... Правда все чаще и чаще я думаю: лучше бы я этого не знал))

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

А у вас какие воспоминания о школьной столовой?

Честно? Самые положительные. Я даже не задумывался о качестве еды - видимо, это тоже показатель.

А у моих одноклассников и у меня - ужасные. И смешные одновременно. Еда была чудовищная - сосиски в настоящем целлофане, не выдавить, холодные. Котлеты, холодные же, покрытые жиром. Чай. Хлеб. Иногда был вкусный творожный сырок.  А смешные, потому что школа была старая, пятиэтажная. в столовой мест не было, и еду носили в класс. дежурные минут за десять до конца класса спускались вниз - трое человек, два подноса (еда и стаканы) и чайник. А назад несли уже посреди всех остальных детей, на перемене. и у кого-нибудь обязательно понос падал и летел по летнице. было громко и внушительно, особенно если со стаканами.

А смешные, потому что школа была старая, пятиэтажная. в столовой мест не было

— у нас тоже... не то 4 не то 5 этажей здания сталинского времени. но с большим залом. все бежали туда наперегонки. школа была сразу построена как школа, видимо поэтому все помещения были изначально распланированы удобно.

У нас тоже была сталинского времени школа и тоже сразу построена как таковая, но столовой не было. Может, ее под что-то другое обустроили? Был буфет, совсем маленький, там кормили только десятый класс (он у нас был один), потому что у него было семь уроков и мы тихо умирали. Школа была спец, дети выезжали из дому в семь утра, а после школы у всех были репетиторы. Термосы проливались в портфелях и заливали сочинения, бутерброды пачкали все маслом. Не говоря уж о том, что эта система отличалась всеми недостатками, свойственными ланчбоксу. Родители договорились со школой, скинулись и нам стали давать теплые завтраки. 

А у вас какие воспоминания о школьной столовой?

— у меня — самые хорошие. компоты из чернослива, супы все с добавкой брал, второе... ни разу в школе не было, чтобы слабило после столовки. может быть частично обьясняется тем, что в кулинарах были, как я наслышан, — мамы детей в школе.

май иногда отличался экзотикой — давали арбузы, дыни на десерт. устраивали бойню из семечек и прочее.

Повезло вам. Компот я тоже любила. В детском саду я нашла в компоте зуб (человеческий). Воспитательницы пыталась доказать родителям, что это мой.

я нашла в компоте зуб (человеческий). Воспитательницы пыталась доказать родителям, что это мой.

— и как? доказали? параметры зуба подходили к отсутствующему зубу или у вас вся челюсть была занята своими?

Увы, не походили. У меня в возрасте пяти лет тоже нескольких не хватало, но этот был не мой.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Очень интересный сравнительный текст. Меня особенно потряс эпизод - они дают местнче блюда, чтобы их не забыли...

Не в школах дело

Если говорить о массовом питании в государственных школах, вряд ли где-то будут практиковаться большие изыски. Массовое питание должно быть грамотно подобранным с точки зрения сочетаемости продуктов, сбалансированным по белкам/жирам/углеводам, и конечно - безопасным, в т.ч. в части употребления специй и технологии приготовления. И при этом вписываться в нужные суммы.

Что касается "розовой слизи" - я не совсем поняла, что это такое. Если это измельченные обрези (сухожилья, крупные сосуды, части соединительной ткани и кожи), то ничего вредного в них нет. Например, тот же необходимый нашим суставам желатин содержится в самых неприглядных кусках. Вот насчет обработки аммиаком - настораживает. С другой стороны, аммиак - явный яд. Думаю, что его могут и применять, но не факт, что в конечном продукте он остается. С этим следует разбираться отдельно. Пока затрудняюсь комментировать.

Конечно, это прекрасно, чтобы дети не просто "питались", а получали некоторое кулинарное воспитание. Если где-то это возможно в массовых школах - замечательно. Но прежде всего - это роль семьи. Сейчас гораздо большей проблемой является отсутствие полноценной кухни в семьях, питающихся полуфабрикатами и фаст-фудом. Если бы дома готовили полноценную разнообразную еду, а по выходным занимались бы этим вместе с детьми, посещали бы хорошие рестораны разных направлений, то "круглая курица" один раз в день никакой существенной роли не играла бы.

Я постоянно сталкиваюсь с детьми, которые любят только сосиски, пельмени и псевдопиццу сомнительного качества, все это политое кетчупом и майонезом. И запитое омерзительно химическими напитками. А в школьной столовой еда им кажется пресной и невкусной. Конечно, кто будет есть в школе овсянку, если дома завтракают только бутербродами и прочей ерундой? Кому понравится паровая котлета или куриное суфле, когда дома курицу жарят с майонезом?А уж сколько очень обеспеченных людей как ели сосиски с простыми макаронами и жареную картошку с курицей, так больше ничего и не хотят - это просто катастрофа!

Я к тому, что вырывать школьную еду из контекста общей проблемы с качественным питанием не есть системный подход к проблеме.

Мария, я согласна, что подход нужен системный и что семья должна воспитывать кулинарный вкус. Но я не согласна, что это в первую очередь дело семьи. Как вы сами пишете, в большинстве семей, ну  "не сложилось", все едят пельмени и пиццу. Если школа не даст образования в этой области, то этот ребенок будет своего ребенка тоже растить на макаронах. Это как любое другое образование - его нельзя отдать на откуп исключительно семье, есть ведь семьи безграмотные. Музыке тоже невозможно научиться. если родители не музыканты. И вот еще что важно: школа - единственное место, где ребенок может попробовать еду, к которой он не привык дома. Это расширяет его кулинарный "кругозор". Как если бы удалось послушать музыку, которую никогда не слушают дома. 

Что же касается "розовой слизи", мне кажется, дело не совсем в том, какие именно куски мяса в нее входят. Я совсем не против желатина, наоборот, все блюда, где мясо требуется с соединительными тканями, мои любимые (тот же бургиньон). Мне хотелось сказать, что спор повернулся не в ту сторону. Какая разница, полезен ли для организма желатин, если мы даже не можем определиться, мясо у нас в тарелке или нет. Вся проблема американской системы питания в том и состоит, что она построена на подсчете калорий и витаминов. Эта система обернулась своей обратной стороной , ожирением. Еда - гораздо более сложная вещь, и кулинарная культура в данном случае такой же важный критерий, как и польза. Иногда даже важнее.

По моему жизненному опыту воспитать ребенка в школе наперекор его семье практически нереально. Семья оказывает гораздо более сильное воздействие. Во-первых, ребенок любит родных куда больше; во-вторых, дома он видит приготовление еды (или даже участвует в нем). Если это не случай каких-то супермаргиналов, от которых ребенок старается максимально отдалиться, а нормальная средняя семья, то у школы практически нет шансов. Я с этим сталкиваюсь постоянно в школе, где учится мой сын. И не только по питанию. Таким образом, у детей из таких семей есть шанс приобрести более здоровые привычки в питании только в более взрослом возрасте, если они попадут в соответствующую среду или почему-либо сами придут к такому решению.Я не говорю о том, что не надо ничего делать, и в школьном питании прививать привычки правильного питания не нужно. Нужно, обязательно. Но при этом работать только со стороны школы - мартышкин труд. Нужна более масштабная и широко направленная программа воспитания культуры правильного питания.

А вот в чем проблема куриных шариков - хоть убей, не пойму. Мясные фрикадельки - классическая детская пища, т.к. маленьким детям сложно есть цельный кусок мяса - и резать трудно, и жевать нечем :) Контроль качества фарша - это да. Что за розовая слизь - тоже надо разбираться. Но исключать вообще изделия из фарша, т.к. это непонятно, что за животное было - явный перебор, на мой взгляд.

И последнее: насчет традиционной местной пищи и ее неоспоримых преимуществ. Большинство традиционных блюд любой национальной кухни - это блюда простолюдинов. Они вкусные, готовятся из натуральных продуктов. Но цель этих блюд была - наесться перед/после тяжелого физического труда. Поэтому питаться картошкой или бобами с мясом, в крепком бульоне, утиными паштетами и пирогами современным людям явно ни к чему. Мы столько энергии не израсходуем. Если подходить к национальной кухне более критично, можно в ней найти более здоровые образцы или несколько изменить их. А просто давать ту же утку детям постоянно - это нагружать еще неокрепшую поджелудочную тяжелой жирной пищей. Если раз в месяц - еще ладно, а постоянно - незачем, лучше куриные шарики из качественного фарша.

Мария, мы опять обсуждаем, что полезно, а что вредно, при том что ни вы ни я - даже не диетологи и вообще не можем об этом судить, а исходим из собственных представлений о внутреннем теле. Я могла бы, например, поспорить о том, что больше загружает организм ребенка, хороший утиный жир или тот жир, который впитывает в себя панировка. Но я не об этом. И совсем не о том, что нужно исключить фарш. Его исключать не нужно. И фарш - совершенно замечательная вещь, из него можно приготовить прекрасные блюда. Я о том, что надо было детям рассказать, что они едят. Ведь вы сами не едите безымянную пищу, правда? Когда вы приходите в ресторан, вам не дают "рыбу" или "мясо". Вам предлагают, скажем, треску или лосося, подробно объясняют, под каким соусом и как они были приготовлены. А вы можете попросить, скажем, соус подать отдельно. Или вообще не давать. Даже в хороших рыбных ресторанах, где взрослым на выбор дают несколько сортов рыб, в детском меню часто присутствует fish balls. Это безымянная рыба. И тоже панированные шарики. По вкусу от куриных обычно не отличаются.

И у школы, да, есть возможность что-то сделать, если семье наплевать. Я вот все вспоминаю, в каких условиях воспитывался, напрмиер, Нуреев. Там отец его бил, за то, что он хотел танцевать. И ничего, танцевал.

Но, возвращаясь к еде, я хочу сказать, что если мы окончательно начнем есть, принимая в расчет только медицинские свойства еды, то планета ускоренными темпами двинется к тотальному ожирению. Она уже на пути. Это как оценивать музыку по децибеллам.  Хорошо еще, что это невозможно. В еде есть очень сильная сентиментальная и психологическая составляющая. Она вся - в голове.

Пример с Нуриевым - исключение. Большинство обычных детей не являются столь целеустремленными, тем более в вопросах еды.Мы с Вами дискутируем не о вкусной и полезной пище вообще - это бесконечный спор. Мы говорим о том, какой должна быть пища в школах, чтобы, с одной стороны, формировать у детей хорошие традиции питания, а с другой, оставаться в рамках невысокой стоимости, приемлемой для массового общепита технологии и при этом определенной степени диетичности.Еще раз настаиваю, что реальная культура питания все же не может быть достигнута только одним "правильным" обедом в школьной столовой. Без других мероприятий сражаться за школьное меню смысла мало. Только комплексный подход к проблеме полноценной в пищевом, эстетическом и культурном смысле пищи даст нужный эффект. А данная статья вырывает проблему школьных обедов из контекста остальной жизни. В этом и была моя основная идея.

Гелия Делеринс Комментарий удален автором

Мария. ваш комментарий озаглавлен "не в школах дело". Утверждаю, что если семья не может дать ребенку образование, это дело школы. наверное, нуреев получится не из всякого. Как не из всякого выпускника музыкальной школы получается гениальный пианист. Значит ли это, что этого ребенка не нужно было учить музыке? Закрыть для него этот мир навсегда? Во взрослом возрасте будет поздновато.

А какие, кстати, еще мероприятия вы имеете в виду?

Мне вот сразу вспомнился английский фильм The Toast. Еда в моей школе мне соврешенно не нравилась. Я есть не могла, потому что курица у меня вызывала четкие ассоциации с голубями,которые прогуливюатся по улицам. Пугало не столько качество мяса, сколько то, что кто-то кощунственным образом умерщвляет красивых и безобидных почтовых голубей. Одним словом, я носила из дома бутерброды, суп в термосе:) И сейчас очень этому рада, потому что культура еды развита до такой степени, что даже в самолете всегда спрашиваю: А что вы под разумеваете под словом "мясо"?. Чем частенько раздражаю  моих соседей, которым все равно, свинину они едят или говядину.

Просто мясо

Неужели даже в самолетах пишут просто "мясо"? Печально. Какое английское слово они употребляют? 

А фильм я не видела, он о чем? как Fast food nation?

По-русски так и говорят: "Вы мясо будете или рыбу?".

Фильм художественный, но основан на биографии реального человека, которого мама до 8 лет, по-моему, кормила сплошь поджаренными тостами и консервированным подобием овощей. Ребенок ночью под одеялом разглядывал книжку "Кухни народов мира" - это было релаьно запрещенное чтиво. Как-то раз приготовил родителям пасту болоньезе, а те ее выбросили в ведро, назван несъедобной иннопланетной кухней. Вместо пасты съели тот же тост и выпили чай

Здорово! Надо его где-нибудь достать. Спасибо

Гелия Делеринс Комментарий удален автором

Мне в 1-м классе мама подарила книжку "Мужчина на кухне", и я что-то сам учился готовить. А школа была во дворе, поэтому в школе обходилось компотом и булочкой.

Хотя еда "столовская" мне всегда почему-то нравилась больше. Водянистое пюре, жиденький супчик, тонкий хлеб, почти как молоко сметана :-) Такое ... что-то "диетическое" :-) Вероятно, мама злоупотребляла дома величиной порций и жирностью. Странно, но всегда считалось, что если сметана консистенции около плавленого сыра, то это круто. До сих пор от такого отвращение :-)

Вот это, я понимаю, мама! Я пожалуй тоже своему сыну подарю, ему как раз семь лет будет. А то я ему все время покупаю "дети на кухне".

Эту реплику поддерживают: Сергей Горбунов