Николай Усков, президент медиагруппы ЖV!

Я катаюсь по Москве на велосипеде около четырех лет. В мегаполисе это очень трудно. Жить в ритме тихих европейских столиц в Москве не получается. В 90-е я работал в Германии и ездил на велосипеде на работу, с работы, в магазин. В Москве, конечно, велосипед — это аксессуар выходного дня.

Здесь очень мало мест, по которым можно действительно долго ехать. Среди них, прежде всего, набережные, где почти нет перекрестков. И, конечно, московские парки.

Мне повезло, я живу в районе, где большая концентрация садов, парков. Ботанический сад — если ехать дальше, то можно добраться до Сокольников, и, конечно, Лосиный остров. Они более-менее между собой сообщаются, хотя все равно нужно набраться терпения: будут и переезды, и бордюры, и все прелести неблагоустроенной Москвы.

Замечательная зона Лужники — Парк Горького. Это тоже практически непрерывная трасса, по которой можно долго ехать среди зелени, по нормальным дорожкам, людей там обычно немного в воскресенье.

Есть еще большой парк Покровское-Стрешнево. Жителям южных районов Москвы гораздо сложнее: кроме Битцевского парка, Узкого, Царицыно ничего и нет. На севере и востоке ситуация явно лучше.

У каждого парка есть свое лицо. Если не просто наслаждаться скоростью и свежим воздухом, то можно устроить себе экскурсию в прошлое. Сокольники — это место, где вырос Петр I, недалеко от него находился дворец Алексея Михайловича, где Петр провел много времени. Там начались маевки: шведы отмечали 1 мая, полуязыческий праздник. Москвичи полюбили майские гуляния именно с маевок иностранцев в Сокольниках. Нынешний облик Сокольников не из той эпохи, когда там царь охотился. В конце XIX века он был разбит на дачные участки. Это чувствуется. Ботанический сад изначально был лесом, примыкавшим к усадьбе Шереметьевых, но постепенно в нем появилась своя архитектура, и теперь это уже проект советского времени, там чувствуется идеология советской академической науки: в нем очень много интересных растений. Катание на велосипеде в Ботаническом саду может быть вполне познавательным и интересным. Измайлово — большой массив, уцелевший случайно, там осталась часть построек царской резиденции, где любила останавливаться Анна Иоанновна. Или, например, Парк Горького — опять же советский проект, который примыкает к Нескучному саду.

В целом Москва не очень удобный город для велосипеда. И организовывать электронные велосипедные паркинги здесь не имеет смысла. Я пользовался такими велосипедными стоянками в Барселоне, в небольших городах — это прекрасно. В Париже, например, я бы не рискнул: там все-таки очень напряженный трафик, много людей на улице. Ты мешаешь либо общественному транспорту, либо автомобилистам, либо пешеходам. Нельзя двигаться в потоке машин, занимая достаточно большое пространство, со скоростью 30 км/ч. К тому же значительную часть года у нас либо жуткая грязь, либо дождь, либо снег — техника будет портиться.

Скорее, я бы подумал об оборудовании парковок для велосипедов в домах. «Где хранить велосипед» — главная проблема. Специальное помещение для этого мог бы выделить любой дом. Почему в Европе и Америке подвал и чердак используются жильцам, а в России это зоны, которые пустуют, либо там живут бомжи?

А самое разумное, что можно сделать в Москве, — используя опыт, который блестяще продемонстрировал Парк Горького, организовать прокат велосипедов, которые можно взять на входе и отдать на выходе.

Валерий Панюшкин, журналист

Мои попытки передвигаться на велосипеде по Москве окончились неудачей. Я пробовал ездить года четыре назад из дома с Автозаводской на работу в Марьиной роще. Это невозможно. Очень страшно, дымно, пока доедешь, голова кружится от выхлопных газов.

Пробовал кататься по Южнопортовому парку возле дома. Но невозможно и это: столько мусора, что едешь как будто по свалке.

Я одевался в комбинезон и шлем, но мне все равно было страшно, и проезжающие мимо машины все равно обдавали меня грязью, попадая брызгами в щели комбинезона — снайперски.

Чтобы в Москве можно было ездить на велосипеде, нужны велосипедные дорожки. И кроме того, нужно подождать, пока нынешние водители сменятся на водителей, имеющих стаж вождения в Европе: умеющих двигаться по рядам, смотрящих в зеркала, расценивающих других участников движения не как конкурентов, а как партнеров.

Короче, после одного лета велосипедных поездок по Москве я отказался от этой идеи и перевез велосипед на дачу.

 

 

Александр Левин, главный архитектор Witology

Я начал передвигаться на велосипеде по Москве с 14 лет. Честно говоря, в столице у меня нет любимых маршрутов, я предпочитаю велопоходы по России и другим странам. В Москве грязно, дымно, отношение друг к другу хамское.

Что нужно сделать, чтобы в Москве было больше велосипедистов? Я не могу рассматривать вариант замены всех людей в городе, вычищения песка и грязи, избавления от ужасных смесей зимой. Единственное, что остается, — соорудить сообщающиеся между собой дорожки по всему городу.

Для поездок я одеваюсь по-спортивному: летом обычные шорты и футболка, на ноги кроссовки с гладкой подошвой. В более холодную погоду тонкие спортивные брюки и флисовая кофта. В сумке на багажнике гортексная куртка, штаны и кепка, которые надеваю в дождь. Шлем я не использую, и не очень этого стыжусь!

Место назначения моей поездки зависит от условий, погоды, наличия охраняемой стоянки. Если есть желание, могу поехать на велосипеде и на работу, и по делам. Когда хочу просто покататься, отъезжаю сначала на машине за город.

Сейчас мой самый частый маршрут: «Речной Вокзал» — «Белорусская» (дом — работа). Его можно проехать по дорогам общего пользования (преимущественно по Ленинградскому шоссе) или по тротуарам и прилегающим улочкам и паркам. Если человек не боится передвигаться среди машин и знает, как себя вести на дороге, то он может поехать первым способом, который занимает в полтора раза меньше времени. Второй маршрут длиннее, но нервов тратится меньше, и нет необходимости дышать выхлопными газами.

Первый вариант крайне прост: я выезжаю с улицы Фестивальная и двигаюсь прямо 500 метров до Ленинградского шоссе, далее по прямой около 12 километров до «Белорусской».

Второй вариант окольный, но более приятный. Выезжая с Фестивальной, я двигаюсь до парка Дружбы, затем еду по парку и оказываюсь в параллельном Ленинградскому шоссе Конаковском проезде. Таким образом, примерно через три километра я выезжаю к станции «Войковская». На «Соколе» сворачиваю с Ленинградского проспекта на улицу Усиевича, затем двигаюсь по Красноармейской улице до Петровского парка и через него выезжаю к «Динамо», от которого оставшийся отрезок до «Белорусской» двигаюсь по Ленинградскому проспекту. Надо заметить, что на этом маршруте встречаются участки не совсем легальные для проезда на велосипеде с точки зрения ПДД. Официально движение по тротуарам запрещено, поэтому эти отрезки пути придется преодолевать пешком. Так, например, необходимо слезть с велосипеда недалеко от «Войковской» на мосту около МАИ и на участке от Адмирала Макарова до Балтийской. Получается, что этот отрезок Ленинградского проспекта не имеет альтернатив для велосипедистов, тщательно соблюдающих правила дорожного движения.

Есть еще один маршрут, который пока испробован мною частично. Благодаря ему можно миновать Ленинградское шоссе и проспект, проехав всего на два километра больше. Этот путь лежит через Дендрологический сад (Тимирязевский парк). Правда, боюсь, сейчас еще немного грязно, так как асфальт там не проложен. Начинаем маршрут так же, как и предыдущий, через парк Дружбы, пересекаем Флотскую улицу, по Конаковскому проезду доезжаем до «Водного стадиона», затем сворачиваем на Головинское шоссе, двигаемся по нему около километра и сворачиваем на Нарвскую улицу. После чего уходим правее на улицу Клары Цеткин и двигаемся прямо до улицы Приорова. Пересекаем Большую Академическую улицу и поворачиваем налево на улицу Новая Ипатовка, двигаясь по которой около 500 метров, достигаем Тимирязевского парка. Через него мы выезжаем на улицу Вучетича и двигаемся прямо сначала по ней, а затем по Тимирязевскому проезду около двух километров до Верхней Масловки, затем через Новую Башиловку выезжаем в переулок Расковой, сворачиваем на улицу 3-го Ямского поля, затем поворачиваем на улицу 1-го Ямского поля и оказываемся на «Белорусской».

Павел Линьков, химик, специализирующийся на синтезе наночастиц металлов

Я играю в тарелку, много езжу по европейским турнирам и стараюсь перенимать опыт тех стран, чья культура мне близка, например Дании, где можно встретить больше всего молодежи на спортивных велосипедах.

Прежде всего, чтобы в Москве появилось больше велосипедистов, должна быть официальная политика, стимулирующая людей к тому, чтобы они пересаживались на двухколесное транспортное средство. Очень хороший пример я увидел в Финляндии. Из-за низкой плотности населения и редко проходящего общественного транспорта люди добираются до остановок метро на велосипеде.

В Москве, где от дома до работы может быть 10-15 километров, люди могли бы поступать так же. Ждать автобуса или этих сумасшедших маршруток неудобно. Можно сесть на велосипед, доехать до метро и оставить его там до вечера. Именно так я и делаю каждое утро, экономя тем самым десять минут драгоценного сна. Если бы у нас сделали парковки для велосипедов, это дало бы людям возможность попробовать такой вариант передвижения.

Для поездок на велосипеде я люблю одеваться красиво. Прекрасно проехаться в туфлях, например, для популяризации культурного велопередвижения.

Есть вещи в развитии велокультуры в России, которые меня удивляют. В Европе все передвигаются на велосипедах с узкими колесами, это просто колоссальное удовольствие. Расход сил в несколько раз меньше, чем когда ты едешь на толстой резине с большими протекторами. А российские продавцы считают, что всем нужны велосипеды на дачу. Они не понимают, что в реальной жизни ты не ездишь в дождь по оврагам. К тому же широкие шины доставляют массу неудобств из-за летящей из-под них грязи. Если ездить на узкой шоссейной резине, то брызг практически нет.

Есть еще один странный момент, с которым я столкнулся. Мой младший брат учится в школе. Ему понравилась идея передвигаться на велосипеде в пределах одной-двух станций метро. Так он стал ездить на уроки, в музыкальную школу, к репетиторам. Но ему запрещают пристегивать велосипед к забору на территории школы. Свою позицию администрация не объясняет, заставляя вывозить велосипед за территорию. Как здесь можно говорить о политике развития спорта, физическом воспитании детей?

По городу я езжу на велосипеде второй год. Основной маршрут прошлого года — это путь от дома в Новых Черемушках до друзей, которые живут на «Маяковской». Я люблю скорость, у меня шоссейный велосипед, но в какой-то момент я понял, что ездить по крупным магистралям опасно, все маневры делать значительно сложнее и, конечно, не может идти и речи о чистом воздухе. В связи с этим я решил пересмотреть свой маршрут. Я стал ездить через Нескучный сад, старался не выезжать на Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, отдавая предпочтение маленьким дорогам, не шире 2-4 полос. Это решило все проблемы: машины ездят медленнее, опасности меньше, дышать легче.

От Новых Черемушек до Ленинского проспекта я еду маленькими улочками. Как только я оказываюсь на площади Гагарина, сразу ухожу в Нескучный сад и через него уже съезжаю на набережную, по которой прекрасно добираюсь до «Парка Культуры». Переезжаю мост и ухожу в квартал «Золотой мили», где очень много улиц с односторонним движением. Ночью они все пустые, и я практически один, как король, доезжаю до Триумфальной площади. Самое прекрасное на моем пути — Нескучный сад и набережные днем. Там прекрасные аллеи, хороший асфальт и мало людей.

Хочу дать совет всем велосипедистам: в ночное время используйте больше светоотражающих элементов, фонариков. Нам, велосипедистам, кажется, что мы яркие, заметные, но в темноте очень легко попасть в неприятную ситуацию. Особенно когда все едут уставшие вечером с работы.

В ближайшее время я планирую начать ездить на работу на велосипеде. Это гораздо быстрее, чем на метро. Основной принцип остается тот же: не ехать по большим улицам. Я выезжаю из Новых Черемушек, через Воронцовский парк попадаю на улицу Новаторов, затем пересекаю Обручева и еду прямо по улице Академика Волгина до Миклухо-Маклая. Там я и работаю, около кинотеатра «Витязь».

Иван Ждакаев, ведущий программы «Деньги» на телеканале «Дождь»

Как только у меня появилась в Москве первая работа с постоянной зарплатой, я купил велосипед. Но тут же понял, что бесцельное катание на велосипеде меня не развлекает, и стал ездить с пользой. То есть на работу. Мой магистральный маршрут был тогда от общежития МГИМО на Профсоюзной через Ленинский проспект на Якиманку, по набережной Москвы-реки, затем по Яузе и на Преображенскую площадь. Около часа выходило, то есть примерно как на метро.

Где-нибудь на юге Франции или хотя бы в Прибалтике есть ровные длинные дороги, кругом зелень и почти нет машин. Можно передвигаться между деревнями на шоссейном велосипеде, который настолько легок, что сам едет.

А в Москве можно разогнаться только на каком-нибудь Ленинградском проспекте. Да и то здесь то стройка, то развязка, то яма в асфальте, то просто светофор. Впрочем, мне нравится. Наверное, любимый маршрут, если выбирать из остальных зол — Ленинградка от Белорусского вокзала до Сокола.

Чтобы в Москве появилось больше велосипедистов, нужно пропагандировать любительский велосипед по телевизору. Снимать передачи про велопоходы. Устраивать любительские соревнования. На выделенных полосах для общественного транспорта нарисовать не только букву А, но и значок велосипеда. Ну и велосипедистов туда пустить, само собой.

Я езжу в основном по картам, куда глаза глядят — очень редко. Так что секретных мест пока не попадалось. Все мои маршруты отмечены в атласе автомобильных дорог Москвы. У велосипедиста, кстати, преимущество перед автомобилистом. Например, можно проехать по дороге с односторонним движением против течения. Это, кстати, в большинстве случаев легче, чем проехать по тротуару.

Да и вообще, я уверен: велосипедистам сейчас отвоевывать город у автомобилистов легче, чем автомобилистам — у пешеходов. Мы везде можем залезть на автомобильную территорию (кроме Третьего транспортного, но это вообще не часть города).

Меня подбадривает собственное превосходство над автомобилистами. Если, например, обгоняешь пробку на Садовом. Или лавируешь по Тверской в дальних рядах между ползущими машинами, где-нибудь близко к двойной сплошной.

В поездки я надеваю легкие, свободные, но не широкие брюки — льняные, например. Еще у меня есть легкие гражданские кеды, напоминающие велотуфли, но они скоро развалятся, к сожалению. Футболка и кепка. Но это в идеале. Поскольку я езжу почти ежедневно, я не могу выбирать одежду под велосипед. На работу, например, езжу эдаким лондонцем — в пиджаке и при галстуке.

На работу сейчас езжу с улицы Талалихина до набережной, а затем до «Красного Октября». Там есть велопарковка, велосипед стоит на ней до обеда. Около часа дня забираю его и еду через бульвары, к Пушкинской площади, потом Тверская, Ленинградский проспект и Сокол — там у меня еще одна работа. Вечером с Сокола — обратно на Талалихина. Но уже другим маршрутом.

Самый сложный отрезок пути — Таганская площадь. Проехать ее, мне кажется, невозможно и на машине. Поэтому когда я пытаюсь преодолеть этот Вавилон на велосипеде, теряю минут пятнадцать на то, чтобы с пешеходами постоять на каждом из сотни светофоров.

Разумеется, пришлось разработать варианты объезда: утром миную Таганку, выскакивая на набережную раньше — в районе Новоспасского монастыря. Вечером сложнее. От Солянки, где Библиотека иностранной литературы, ухожу на Николоямскую улицу и по ней шпарю до Большой Андроньевской. Крюк, конечно, но лучше уж так, чем в этот ад.

Шлемом и защитой не пользуюсь. Велосипед называется «Юнивега». Он городской, но седло к нему приделано такое узкое, что в начале сезона после первых поездок сидеть больно. Вообще, велосипед приближен к шоссейному, довольно узкие покрышки, и колеса не 26 дюймов, как у многочисленных «горных», а 28. Но на бордюр заехать можно — удобная в общем модель.

Вообще, мой пафос в том, что надо ездить по автомобильным дорогам! Приучать их к нам, не давать игнорировать, обгонять их, быть участниками движения. Если ждать велосипедных дорожек и кататься по тротуарам и паркам, то велосипедистов будут ненавидеть и автомобилисты, и пешеходы. Ездить же по дорогам, я уверен, не опасно, если контролировать велосипед. Тогда нам и особые дорожки построят: чиновники ведь на машинах ездят, им будет надоедать, что мы под колеса бросаемся.

Игорь Уткин, организатор путешествий

Этот велосипедный сезон у меня пятый. Я не ездил на велосипеде с детства, пока не стал сорокалетним и вес не зашкалил за любые разумные нормы. Купил себе хороший велосипед. С тех пор с него не слезаю с марта по конец октября.

Я достаточно крупный, водители боятся меня обижать, поэтому я с огромным удовольствием езжу как по МКАДу, так и по любимым трассам в центре Москвы. В центре я езжу по местам своей юности, где мне абсолютно все равно, есть яма или нет. Пешком все это обойти обычно не хватает времени, на машине проезжать глупо и бессмысленно, а вот на велосипеде просто замечательно. В первую очередь это Нескучный сад и все, что с ним связано. Парк Горького, куда сейчас, правда, со сторонними велосипедами не пускают. Шаболовка, все набережные Москвы-реки объезжены неоднократно. Самое любимое занятие — соревноваться в скорости с проплывающими мимо пароходами, катерами, баржами.

Второй район, в котором традиционно люблю кататься, — это одно из немногих сохранившихся от старой Москвы 60-х мест — район Таганки, Яузы, между Устьинским мостом, там, где монастыри, где горки и спуски, где начало бульваров. Там действительно можно окунуться в Москву 60–70-х, где снимали «Покровские ворота». Кататься люблю не спеша: останавливаюсь, иногда фотографирую.

Третий формат моей поездки, наверное, оригинален. Я его сам изобрел.

У меня есть маленький рюкзачок, куда входит портативная горелка «Примус», я с собой беру маленькую кастрюльку из нержавеющей стали, типа вока, маленькую доску, маленький нож и, соответственно, овощи, куриное филе. Останавливаюсь в любом месте, разжигаю горелку, ставлю на нее вок и делаю себе какую-нибудь китайскую еду. А если ко всему этому присовокупить бутылочку хорошего красного французского вина, получается сказочно. Все, кто проезжает мимо на велосипедах или проходят пешком, завидуют. Больше таких экспериментаторов я не видел. Могу остановиться в лесу, могу в парке, приготовить себе что-то вкусное из китайской кухни, перекусить, выпить вина и поехать дальше. Очень рекомендую.

Люблю кататься по ночной Москве. Наверное, вся ночная Москва, когда машин мало, улицы тихие и спокойные, такие, какими они были раньше, похожа на Москву моей юности. Здесь я предпочитаю весь район Бульварного кольца. Случаются необычные, неожиданные встречи: оказалось, что масса очень любопытных людей катается ночью на велосипедах. Последний, с кем я познакомился, был профессором математики в МГУ. Мы с ним просидели, болтая на лавочке, с двух до пяти ночи.

Конечно, в Москве непросто велосипедистам. Они сейчас на порядок более воспитанны, чем водители автомобилей. Участники дорожного движения на больших вонючих машинах не обращают на велосипедистов никакого внимания, хотя по правилам дорожного движения и те, и другие являются абсолютно полноправными участниками дорожного движения.

То, что нет велосипедных дорожек, является совершенно очевидной проблемой. Я очень много езжу по Европе. Когда я вижу специальные дорожки и в Париже, в Риме, мне становится грустно и обидно. Например, во Франции 11 000 километров велосипедных дорожек, не выделенных полосочек на дорогах общего движения, а велосипедных маршрутов, проходящих вдоль замков, рек. Они обустроены, освещены, размечены. Длина самой известной европейской трассы (во Франции) — около 600 километров. Можно приехать, взять велосипед напрокат, проехать эти 600 километров, ни разу не встретившись ни с одним автомобилем. Любой багаж за тобой возят из отеля, и стоит это сущие копейки. Едешь на велосипеде, любуешься, останавливаешь где угодно, называешь точку твоей остановки, тебе к твоему приезду заранее доставляют багаж. Ты ночуешь, говоришь точку следующей остановки и снова в путь.

У нас об этом остается только мечтать, так как культуры велосипедной нет никакой. В общем, все пока очень плохо.

В общем, катание мое такое философско-созерцательное. Причем проехать могу очень много — километров 40-50 по Москве с удовольствием в вечернее время, ночное. У меня рекорд скорости по Москве около 57 км/ч.