Мне кажется, что Дмитрий Медведев был, в целом, неплохим президентом. Наверное, многие вещи он мог бы делать качественней, решительней и системнее. Некоторые лучше не делал бы совсем. Были и серьезные ошибки. Но в конкретной российской ситуации он был вполне адекватным политиком. В меру успешным и в меру провальным. Могло бы все быть гораздо хуже. Здесь не место для подробного анализа итогов медведевского четырехлетия, но задача эта отнюдь не столь примитивная, как сегодня представляется некоторым шустрым комментаторам.

Медведев, похоже, поначалу переоценил свои возможности и силы в качестве президента. У него несколько снесло крышу, и он стал формулировать трудновыполнимые, а то и нереальные задачи. Далеко не сразу он увидел объективные и субъективные границы своей власти. Это, безусловно, можно и нужно поставить ему в вину. Со сменой президента в 2008 году в России начался рост ожиданий. Медведев им не всегда соответствовал, но и не нес за них личной ответственности. Обвинять его в невыполнении наших надежд следует лишь в той мере, в какой стоит обвинять нас самих в невыполнении надежд Медведева.

В статье «Россия, вперед!» Медведев перехватил тогда все лозунги оппозиции. Он их не только легитимировал, но и сделал своей идеологией. Он сказал многое, что я, например, не ожидал услышать от преемника Путина. Этого у него уже не отнять. Другое дело, что большинство идей этой статьи оказались спущены на тормозах или выхолощены. Безусловно, здесь есть и вина самого Медведева. Однако я бы не ее преувеличивал. Нетрудно сделать уходящего президента козлом отпущения, свалить все провалы и разочарования на него. Это эффект незрелости политической культуры и привычной безответственности национальной элиты. Медведев упорно рассказывал нам о России, президентом которой он хотел бы быть. Картина у него получалась привлекательная. Нам всем хотелось бы жить в той стране. Однако оставалось неясным, как попасть туда из реальной России. Дорожной карты не получилось. А у кого она есть? Российские элита и власть в интеллектуальном плане оказались слабее, чем задачи, которые перед ними стояли. Является ли это виной Медведева? Или он такая же жертва этой ситуации?

Отдельного разговора стоит внешняя политика. Здесь Медведев пошел дальше своего предшественника, и пусть не очень решительно, но сделал Россию участником создания нового миропорядка. А не главным защитником старого, какой ее делал Путин. Именно Медведев добил своим признанием Абхазии ялтинскую систему и сблизил Россию и Запад в понимании новых правил мировой игры. Россия стала действовать гораздо более синхронно с главными игроками. В мире Медведева воспринимали как внешнеполитического лидера своей страны.

Можно иронизировать над уходящим президентом, но стоит признать, что он сегодня — второй по влиятельности политик страны; его административный ресурс есть и будет впредь больше, чем у кого-либо, за исключением Путина; он является самым близким к Путину и наиболее доверенным его человеком, доказавшим делом свою личную договороспособность. Медведев упрямый, умный, хитрый и амбициозный человек. Он оказался в меру порядочным, но излишне рефлексирующим для России. Он не сразу нашел золотую середину. Со своей любовью к гаджетам, интернету и фотографии он выглядел так легкомысленно, что нанес удар по сакральному имиджу президентской власти. При всей близости к Путину Медведев представляет собой совсем другой тип политика, который странно смотрелся в Кремле в старинной шапке Мономаха. Конечно, он не «политическое животное». Зато Медведев органично выглядел рядом, скажем, с Обамой или Саркози. Слов нет, на посту президента ему не хватало личного политического опыта. Но у кого в России был в 2008 году такой опыт, кроме Путина? Любой преемник имел бы эту проблему.

Разговоры о краткосрочности пребывания Медведева на посту премьера бессодержательны. Его уход не поможет сегодня Путину решить ни одной из стоящих перед ним задач, а даже некоторые может осложнить. Для Медведева поддержка Путина стала основой карьеры. Для Путина доверие к Медведеву стало основой возвращения в Кремль. Зачем им ломать тандем? Именно с Медведевым во главе правительства Путину не нужна смена премьеров. Будет ли Медведев сильным или слабым, техническим или полновластным и так далее премьером, обсуждать не имеет смысла. Он наверняка будет именно таким премьером, какой нужен Путину. И будет им ровно столько, сколько Путину нужно. Способен ли Медведев потом на самостоятельную политическую карьеру? Я не вижу, почему нет. Он молод, опытен и амбициозен. Его шансы зависят и от того, появится ли человек, способный обыграть Медведева в политике. Но это уже проблема не Медведева, а страны. Всегда хочется как лучше, но все познается в сравнении. Конечно, в качестве президента Медведев был далек от идеала, но в его отсутствие выглядел весьма неплохо.