Весь покрытый мусором, абсолютно весь. Представить это сложно, зато можно посмотреть фотографии — они помогут хотя бы приблизительно представить, как это так — мусорный остров.

То, что эти миллионы тонн пластиковых бутылок, пакетов и прочих отходов человеческой жизнедеятельности пока еще не признаны глобальной экологической катастрофой, скорее недочет, чем нежелание сеять панику. Но паниковать уже пора. Ученые из Института океанографии Скриппса опубликовали результаты исследования, показавшего, что за последние 40 лет количество мусора, плавающего в северо-восточной части Тихого океана, увеличилось в 100 раз.

Тихоокеанские течения устроены так, что нетонущий пластиковый мусор со всего региона собирается в одном месте, попадая в своеобразную воронку, он дрейфует и постоянно обрастает новыми бутылками и пакетами. Сейчас площадь мусорного острова, который все чаще называют мусорным континентом, составляет около 10 миллионов квадратных километров — это приблизительно как территория Австралии вместе с Океанией.

По данным Программы окружающей среды ООН, пластиковые отходы ежегодно приводят к гибели 1 миллиона птиц и сотен тысяч морских млекопитающих. Те принимают шприцы, зажигалки, размолотые волнами канистры и прочие мелкие пластиковые штуки за еду, давятся ими или умирают от внутренних кровотечений и интоксикации.

Но наша цивилизация еще не умеет думать об абстрактных птицах и популяции морских котиков. Мы, конечно, поохаем над фотографиями острова и пожалеем черепаху, застрявшую в каком-то пластиковом кольце, но мало кто из нас после этого решит покупать только подлежащую переработке стеклянную тару или откажется от пластиковых пакетов в пользу холщовых сумок.

Вот в чем парадокс. Даже в России каждый второй отдает себе отчет в том, что экологическая ситуация в мире плохая и что человек должен как-то изменить свою жизнь, чтобы планета нормально функционировала. По опросам Левада-Центра, 25% россиян обеспокоены экологической обстановкой в их собственном городе, и еще 49 % говорят, что она их тоже скорее тревожит, чем нет. На Западе, где уровень экологической сознательности выше, таких еще больше. Тем не менее и у нас, и в Европе или США беспокойством, как правило, все и ограничивается. На Западе, правда, работает система раздельного выброса мусора, но для жителей это уже традиция и привычка, а не акт ответственности. Если не считать благотворительных марафонов или крупных рекламных кампаний экологических фондов, у них, как и у нас, спасением природы занимаются отдельные энтузиасты, которых общество, как правило, считает немножечко не в себе.

Вот и с мусорным островом та же история: его главного исследователя Чарльза Мура многие «серьезные» ученые подозревают в излишней эмоциональности. 15 лет назад он, будучи относительно юным и беспечным наследником богатого предпринимателя, оказался на Гавайских островах и решил попробовать новую яхту. Он наткнулся на мусорное пятно случайно, неделю плыл через него и вернулся совсем другим человеком. Он продал все свои акции и основал экологическую организацию Algalita Marine Research Foundation, которая изучает остров и периодически устраивает там «субботники» с целью выловить хотя бы одну миллиардную часть этого мусора.

Отношение людей к проблеме понятно, говорит Сара Фрайс из Института Пяти Водоворотов, занимающегося проблемой океанического мусора. Какое кому дело до того, что происходит в очередном Бермудском треугольнике? Ведь, в принципе, звучит не страшно: мусором забито всего-то 5-7% самого Тихого океана, ну плавает там пластик, ну и ладно. В общем-то людей это не очень и касается. Представить себе, что именно твоя бутылка от «Кока-колы», выброшенная полтора года назад в мусоропровод, по рекам и озерам попала в Тихий океан, разлетелась на маленькие кусочки и застряла в горле у чайки, очень непросто. Но на самом деле приблизительно так оно и есть.

По данным океанолога Элизабет Богстейгел из университета Индианы, ежегодно в мире производят 100 миллионов тонн пластиковых изделий. Она ссылается на GreenPeace — каждая десятая тонна в итоге попадает в мировой океан.

Чарльз Мур говорит, что до пляжей Гавайев мусорное пятно может дотянуться уже лет через 20-30. Гавайи, конечно, далеко, но такими темпами и до Истринского водохранилища недолго.