Сергей Николаевич: Santa Caterina: вид на море и историю
– Он тоже здесь был? – спросил я синьору Кармелу, показывая на фотопортрет еще вполне себе корпулентного Карла Лагерфельда, снятого где-то в саду отеля.
– Синьор Лагерфельд провел у нас вместе со своей командой почти десять дней, он снимал новую коллекцию Chanel, – с гордостью говорит синьора Кармела.
По ее лицу я вижу, что это был подвиг, на который время от времени идут знаменитые отели, пуская к себе на постой капризных звезд. Считается, что отелю это дополнительная реклама: мол, великий Лагерфельд абы где жить не будет. Все так, но сколько хлопот для хозяев.
Впрочем, синьора Кармела не жалуется. Ни в коем случае! Как можно? В Santa Caterina рады всем. К тому же это дама старой школы: безупречная укладка, три нитки жемчуга, ни одного опрометчивого слова о конкурентах и постояльцах. Она одна из двух дочерей легендарного Кресченцо Гамбарбеллы, основателя Santa Сaterina. Все, что касается ее отца, – это уже конец ХIX века. Тогда на скалах, окаймляющих Салернский залив, теснились домики, взявшие в полукруг местный собор, который назвали в честь святого Андрея, покровителя всех моряков. Собор-красавец стоит до сих пор, а вот первому отелю Santa Caterina не повезло. В 1898 году на него рухнула скала.
«Вы представляете, какое это было несчастье для нашего отца! – восклицает синьора Кармела. – В течение нескольких секунд он потерял все!»
Сама она ничего этого помнить не может, поскольку родилась много позже, когда синьору Гамбарбелле было уже за шестьдесят. «Шестьдесят четыре!» – уточняет Кармела, всем видом давая понять, что папа-то у них был хоть куда. Отдышавшись после случившегося, расплатившись с долгами и собрав спасенный скарб, он стал заниматься тем, что у него получалось лучше всего, а именно принимать гостей, селить, развлекать, кормить, будить, чтобы не опоздали к утреннему поезду или пароходу. Вначале это были три комнатки, потом семь, потом двадцать. Он все время что-то прикупал, перестраивал, пока Santa Caterina не обрела свой нынешний вид. Похоже, синьор Гамбарбелла был прирожденным хотельером, хотя, кажется, такого слова в обиходе тогда еще не было. Но он был идеальным хозяином, и это чувствуется во всем. В планировке отеля, в продуманном комфорте номеров, все окна которых выходят на залив, в эффектном спуске к морю на лифте. Несколько секунд вниз с головокружительной высоты – и вот уже наготове стоят лежаки с зонтами в лимонную полоску, плещутся дети в бассейне с подогретой морской водой, а официанты спешат к вам, неся на подносе бокалы беллини, который считается лучшим на всем Амальфийском побережье. Это и есть dolce vita в своем первозданном, не испошленном виде. Это как рецепт лимончелло Sаnta Caterina, который хранится в строжайшей тайне. Здесь не может быть импровизаций. Все выверено до миллиметра: нереальный вид на залив, сапфировый оттенок моря, сиреневый пожар глициний, полыхающий у вас над головой. И еще этот аромат лимонов, как будто настоянный на лечебных травах, растущих здесь же, на аптекарских грядках в саду. Когда я был здесь в апреле, большинство деревьев было укрыто специальными черными вуалями. Это для того, чтобы морской ветер не поломал хрупкую завязь цветов. Но начиная с мая ничего черного, никаких печальных воспоминаний. Амальфи был создан в минуту счастья. И в надежде снова его испытать сюда приезжали все великие и знаменитые. Кстати, именно в Santa Caterina развернется один из главных романов ХХI века: Брэд Питт и Анджелина Джоли провели здесь свой первый уик-энд, хотя для вида заехали в разное время и поселились на разных виллах. Но с территории отеля ни ногой. За три дня! В общем, синьора Кармела совсем не удивилась, когда через месяц эта пара объявила о своем союзе. И теперь у них столько уже детей, своих и чужих!
У самих сестер Гамбарбелла есть взрослые сыновья, а у тех – свои дети. В общем, традиции серьезного дела не должны прерываться, и слава Богу, есть кому передать рецепты лимончелло и потрясающего домашнего апельсинового мармелада, который сейчас, как и сто двадцать лет тому назад, подают здесь на завтрак.С