В Новой Зеландии есть город, оказаться в котором сейчас хотело бы большинство архитекторов, ландшафтных дизайнеров, проектировщиков дорог и любителей игры Sim City. Один из самых крупных городов страны, Крайстчерч, постепенно восстанавливается после чудовищной силы землетрясения. Полтора года назад город был практически полностью уничтожен, и сегодня все его пространство как будто одно сплошное поле для эксперимента — придумывай, предлагай, воплощай. Хватило бы фантазии.

В начале июня там даже появилось так называемое Министерство клевости (The Ministry of Awesome), в канцелярию которого каждому желающему предлагается прислать свой проект по облагораживанию города. Проектом в данном случае может стать любая, даже самая смелая и кажущаяся безумной идея — никаких разработок, финансовых расчетов или инженерных чертежей не требуется. Через некоторое время все жители города проголосуют за наиболее интересные предложения, которые затем будут воплощены в жизнь с одной единственной целью — сделать Крайстчерч лучшим местом на Земле. На официальном сайте администрации приблизительно так и написано: «Здесь будет город-сад».

Дело вообще-то серьезное. Крайстчерчу на редкость не повезло. Его с завидным постоянством трясло почти полгода с осени 2010 года. 22 февраля 2011-го произошли самые мощные толчки, которые и разрушили город, кое-где — до основания. Эксперты даже всерьез поговаривали о том, что некоторые районы не стоит восстанавливать вовсе. В довершение ко всему через несколько недель после землетрясения поднялся сильнейший ветер, почти ураган, после которого оставшиеся целыми здания покрылись плотным слоем коричневой пыли, а жители с трудом могли дышать. Премьер-министр Новой Зеландии Джон Кей говорил тогда, что на полное восстановление города уйдет не меньше 15 лет.

Но новозеландцы решили не отчаиваться и не тратить время на разговоры. Они бойко взялись за дело всем миром. Восстановление города было возведено в ранг национальной идеи: со всей страны туда съезжались волонтеры, на развлекательных мероприятиях собирали деньги, устраивали уличные выставки планов реконструкции. «Министерство клевости» — это пик сознательности жителей Новой Зеландии. Эта по сути волонтерская организация тесно связана с муниципальными властями: все проекты, выигравшие голосование в министерстве, будут финансироваться из городского бюджета.

Предложения по восстановлению города присылают самые разные и неожиданные: устроить общегородскую музыкальную вечеринку, установить памятник птичке киви, построить площадку для игры в петанк и кинотеатр на открытом воздухе, создать крупный геймерский центр, учредить ежегодный общегородской пикник на берегу реки Эйвон.

«У всех этих очень разных идей на самом деле одна суть, — говорит Билл Гор из «министерства». — Люди хотят, чтобы у их города была изюминка, что-то неповторимое». Гор считает, что город можно любить и чувствовать своим, только если у него есть собственное лицо: «Если же ты помогаешь это лицо создавать, то стопроцентно будешь жить в гармонии с городом».

Привлекать жителей к созданию городского пространства — модная нынче тенденция. Этим активно занимаются в Европе, США и даже в Латинской Америке. По всему миру власти все чаще стали проводить референдумы и открытые конкурсы на изменение архитектурного облика городов. Молодые художники устраивают уличные акции, зазывая на свои перформансы обычных горожан и втягивая их тем самым в совместную работу по трансформации города. Это называется наполнение города смыслом. Барахолки, бесплатные спектакли и лекции на площадях, шумные фестивали и марафоны, в которых могут участвовать все желающие, это хорошо. Так сказать, сближает. Общегородские компании по сбору металлолома или мусора усиливают чувство ответственности, а значит и сопричастности.

Два года назад на Московском Международном открытом книжном фестивале прошел очень интересный цикл «WhyNot: Люди. Идеи. Технологии», полностью посвященный изменению городского пространства. Основная мысль простая, как дважды два: город — это место жизни, которое можно освоить своими силами и наполнить своими идеями.

В России этого пока не умеют и не понимают. Говорят, в Перми почти удалось создать своеобразное культурное пространство вокруг Музея современного искусства PERMM — с галереями, кафешками, дизайнерскими магазинчиками и фестивалями. Но моя подруга была там и говорит, что красивый, яркий и ультрасовременный район улицы Орджоникидзе, где располагается музей, так и выглядит вставным зубом на фоне серой промышленной Перми. Местные жители туда заходят редко, предпочитая лишний раз не сталкиваться с богемного вида москвичами, приехавшими на очередное громкое культурное мероприятие и снисходительно посматривающими по сторонам.

Приблизительно то же самое произошло и в Москве с Парком культуры и «Красным Октябрем», которые, хоть и расположены в центре города и открыты для всех, стали негласной VIP-зоной для творческой интеллигенции и так называемого креативного класса. Редкие энтузиасты устраивают уличные праздники. Еще более редкие придумывают интересные штуки вроде передвижного лектория On The Way, который курсирует по городу и приглашает всех желающих на различные мастер-классы и занятия.

Мы не умеем обживать свой собственный город, и как этому научиться, непонятно. Хотя, пожалуй, очень хочется. Потому что любить свой город — это, наверное, очень здорово. Остается надеяться, что мы научимся как-нибудь сами, без землетрясений.