Не штрафом единым
С 1 июля в России значительно повышаются штрафы за нарушение правил дорожного движения. По новому «прейскуранту» среднестатистическому москвичу-автомобилисту каждая поездка, например, до работы или в кинотеатр в теории может обойтись в несколько тысяч рублей. Штрафы повышают серьезно, в десять раз: теперь за оставленную в неположенном месте машину придется платить 3000 рублей. За движение по выделенной полосе для общественного транспорта — еще 3000. За быструю езду во дворе — еще столько же.
Вроде бы все просто: нечего нарушать правила, и никакие штрафы не грозят. Но я не знаю ни одного человека, который бы никогда не парковался на пешеходных переходах, под запрещающим знаком или у автобусной остановки. Например, у торгового комплекса «Европейский» машины стоят третьим, а то и четвертым рядом. Всегда — в любой день и в любое время. И я знаю нескольких человек, которые плевать хотели на эти штрафы, потому что «в Москве легче штраф платить, чем парковаться по правилам».
Это правда. Мы все паркуемся где попало. Точнее, там, где видим пространство, в которое предположительно можно втиснуть автомобиль. По данным IBM Global Parking Survey, исследования, посвященного паркингу в самых крупных городах мира, в среднем москвичи ищут парковочное место около 11-20 минут. Это не самый плохой вариант: в Париже, Мадриде, Мехико и Пекине приходится кружить по дорогам еще дольше. Но, по словам Сары Галлиган из исследовательской компании IBM, которая уже несколько лет изучает условия, созданные для автолюбителей в разных странах, есть один немаловажный нюанс: в Париже или Мадриде водитель, потратив почти полчаса на поиск парковочного места, находит его и оставляет там машину. В России он, как правило, через те самые 11-20 минут бросает ее где придется.
Все упирается в размер штрафа, считает Галлиган: там, где он высокий, нарушений по минимуму. Там, где вполне терпимый, — море. В том же Париже, например, с тех, кто паркуется не по правилам, берут до 150 евро. Это в двадцать раз больше чем нынешние московские 300 рублей, и в два раза больше, чем грозящие нам 3000.
О том, что штрафы работают, спорить не приходится: как и любое потенциальное наказание, они отваживают большую часть потенциальных нарушителей. Увеличение уже существующих штрафов работает так же: тот, кто готов заплатить рубль, не всегда может отдать десять. Например, в Германии пару лет назад значительно увеличили штраф за вождение автомобиля в нетрезвом виде: до 500 евро для попавших впервые и до полутора тысяч для «рецидивистов». По сообщению The Local, число пьяных, пойманных за рулем, всего за год снизилось на 14%.
Или вот другой, не автомобильный пример: через год после введения штрафов за курение в публичных местах в Нью-Йорке число курильщиков снизилось на 100 000 человек.
А по словам Сессил Ньют из Дорожной службы Лондона, после того как год назад в Великобритании ввели штраф за выброс мусора из окна автомобиля, на улицах города стало заметно чище. «Это не пустые слова, — подчеркивает она. — Мы экономим реальные деньги на уборочных машинах: за этот год мы смогли снизить их число почти на 8%».
Штрафы — это отличный пугач, говорит социолог Джордж Симон из Калифорнийского университета. Действует почти всегда, потому что даже самые обеспеченные и легкомысленные люди не хотят тратить деньги впустую. Они, может быть, даже были бы готовы заплатить сумму, равную штрафу, за платную парковку: в этом случае понятно, за что платишь.
Но штраф чисто психологически воспринимается человеком как плата за то, что тебя поймали, за проигрыш в своеобразной игре в догонялки или прятки. При высокой вероятности проиграть многие отказываются играть вовсе. Именно поэтому по всему миру безотказно работают таблички «вас снимает камера» на автомагистралях: не важно, установлен ли фиксатор скорости на дороге на самом деле, — скорость снижают все.
Приблизительно на такую же психологическую особенность человека надеялись в немецком Фленсбурге, когда придумывали свою Verkehrssünderkartei — карточку, в которую водителям заносят штрафные баллы за нарушение правил (что-то наподобие советской системы проколов). Проезд на красный свет — 3 балла, оскорбление на дороге — 5 баллов, обгон по встречке — 7 баллов. Набираешь 18 — лишаешься прав, восстановить их потом очень и очень сложно. Эти карточки в Германии считаются одним из наиболее эффективных средств воздействия на водителей: не потому что права отберут, а потому что игра захватывает.
Кроме того, в Фленсбурге запустили социальную рекламу, смысл которой сводится к тому, что баллы — это стыдно, а их отсутствие — круто. Говорят, это работает, и среди молодежи уже принято хвалиться чистыми карточками.
На Западе к увеличению штрафов или введению новых почти всегда добавляют мощную социальную кампанию, которая подробно, доходчиво и нудно вдалбливает в головы жителям, почему то, что они делают, плохо. В Англии, когда вводили штраф за мусор из окна автомобиля, по телевидению крутили специальные ролики о 700 000 мешков с сигаретными бычками, которые ежегодно собирают на дорогах. В один день кидать сигареты на землю перестали даже школьники.
Мы в России тоже такое видели: вдруг не пристегиваться в машине стало неприлично. Все, кто раньше кивал на критическое неудобство ремней безопасности, стали ими пользоваться и корить тех, кто еще не осознал необходимости это делать. Говорю по собственному опыту: противостоять тому всеобщему прозрению было невозможно. И увеличение штрафа тут совсем ни при чем. И социальной рекламы вроде бы не было. Кажется, просто так совпало.
Я — автомобилист и, как и все, паркуюсь где попало. Но почему-то очень хочется верить, что нынешнее повышение штрафов каким-нибудь чудесным образом совпадет с тем, что неправильно парковаться тоже станет стыдно. А то ездить мимо плотно заставленного «Европейского» сил больше нету. А за соцрекламу может сойти мобильное приложение для интернет-газеты The Village — Parking Douche («Лох парковки»), посвященное безобразно запаркованным автомобилям. Кстати, этот проект только что взял главный приз в категории Mobile на фестивале рекламы в Каннах.