Приз публики, вручаемый фильму из программы Пьяццы Гранде по итогам зрительского голосования, достался картине, далекой от чистого развлечения: «Лоре» — долгое кровавое путешествие нацистских детей по денацифицированной Германии; прозрение как символическая потеря невинности; смятенная человеческая природа на фоне живописной, погруженной в вековую гармонию природы гор и лесов. Призы основного конкурса и конкурса Cineasti del presente достались гораздо более легким фильмам. Удивило жюри Махамата-Салеха Харуна: да, главный приз «Режиссеров настоящего» вручен медленному и высокодуховному «Инори», зато спецпремия досталась безумному и забавному фильму Нони Геффена «Не в Тель-Авиве», а премия за режиссуру — Джоэлю Потрикусу, постановщику «Обезьяны», еще более смешной и безумной. Последнее очень радует и даже позволяет смириться с равнодушием жюри к нашей «Зиме, уходи!». Предпоследняя колонка куратора Оливье Пера в фестивальном ежедневнике Pardo Live выглядела почти стенограммой моего зимнего разговора с Алексеем Лайфуровым, куратором фестиваля американского кино «Амфест». Суть проблемы, сформулированной нами независимо друг от друга, в том, что в Европе, включая и Россию, совсем не знают американское кино. Это не опечатка. Имеется в виду не Голливуд или полдюжины живых классиков, а мощный пласт независимого кино, которое, в отличие от Европы с ее системой грантов, часто снимается на личные деньги режиссеров и практически лишено проката. Пер процитировал участвовавшего в конкурсе «Режиссеров настоящего» Джей. Пи. Снядецкого: он предложил в 2013-м посвятить программу Open Doors (созданную для поддержки развивающихся кинематографий стран третьего мира) Америке. Приз мичиганской «Обезьяне» (ее отметило спецупоминанием и жюри дебютов Opera Prima) — посильная помощь Европы свободному американскому кино. 

Кадр из фильма «Кто-то наверху любит меня»
Кадр из фильма «Кто-то наверху любит меня»

Жюри главного конкурса отдало второй по значению — специальный — приз другому американскому индифильму — «Кто-то наверху любит меня» Боба Байингтона. Немного наивная работа — жизнеописание героя от первого развода до смерти (шутка в том, что парень носит фамилию Youngman и внешне не меняется на протяжении десятилетий), однако ясно, что подкупило председателя жюри Апичатпонга Вирасетакула: легкость и волшебство — в семье Янгменов от отцов к сыновьям передается загадочный чемодан, содержимое которого излучает магическое сияние.

Кадр из фильма «Последний раз, когда я видел Макао»
Кадр из фильма «Последний раз, когда я видел Макао»

Спецупоминание главного конкурса досталось фильму «Последний раз, когда я видел Макао», точнее, жюри отметило персонажа картины, Кэнди — ее экстраординарное присутствие через отсутствие как выражение храброго духа португальского кино, трансформирующего в арт любую социальную реальность (примерно так; вообще, эта формулировка жюри сама по себе достойна приза). 

Кадр из фильма «Сияние дня»
Кадр из фильма «Сияние дня»

Приз за мужскую роль — Вальтеру Заабелю из моей любимой картины «Сияние дня», приз за женскую — китаянке Ан Най, скорбно и строго сыгравшей реального персонажа — мать приговоренного к смерти в фильме «Когда спускается ночь». Его постановщику Йинь Ляну был вручен и приз за режиссуру. А «Золотого Леопарда» обожающий нормальных, бытовых призраков Вирасетакул присудил «Девушке ниоткуда» маргинального французского классика Жан-Клода Бриссо, проявившего в новом фильме неожиданное чувство юмора. Особенно в сценах с призраками и спиритическими сеансами.