![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Кровь во спасение. Итоги Венецианского кинофестиваля
Церемония закрытия стартовала с вручения наград конкурса «Горизонты». Напомню, что предыдущий венецианский куратор Марко Мюллер последовательно превращал эту секцию в смотр экспериментального кино, но Альберто Барбера переформатировал «Горизонты» в программу традиционного, повествовательного кино, второй конкурс из фильмов «поменьше» и «поскромнее». Закономерно, что жюри с актером Пьерфранческо Фавино во главе (при Мюллере «горизонтальные» жюри возглавляли режиссеры-авангардисты) отдало спецприз милому (и вполне обычному) фильму Фредерика Фонтейна «Танго либре», которым программа и открывалась.
![Кадр из фильма «Танго либре»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/99/db/99db019536eb425244b98343491f3cb321e7d5a1dc956b25514f7b84434c219e.jpg)
В короткометражном разделе «Горизонтов» победил тишайший этюд из Южной Кореи «Приглашение» — о том, как на похоронах мужа встретились его жена и любовница.
![Кадр из фильма «Приглашение»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/7c/94/7c94596389ea0edf413ed374b53414bc6588f52c95a984d003131b8f1a202049.jpg)
А лучшим фильмом стал единственный конкурсант, выбивавшийся из общего «зрительского» формата — 150-минутный документальный фильм Ван Биня «Три сестры». Впрочем, если забыть про исполинский метраж, эта работа тоже далека от новаций: образец классической документалистики, когда камера-наблюдатель проводит так много времени с героями (в данном случае, жителями крохотной китайской деревушки в горах), что те перестают ее замечать.
![Кадр из фильма «Три сестры»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e1/39/e139551814f44aa5cd8b77419410e7232a952f190cbaee5ef5886524efaab6ef.jpg)
Жюри Шекхара Капура, выбиравшее лучший дебют, остановилось на «Плесени» Али Айдина, фирменном турецком фильме (т.е., фильме с долгими молчаливыми и живописными планами и эхом политических репрессий), драме о путевом обходчике, долгие годы пытающемся узнать о судьбе арестованного и сгинувшего в полицейских казематах сына-студента.
![Кадр из фильма «Плесень»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c0/25/c025035a73acb80611258e0373cd1ed13395cbcba17e80e9de5d42d0e6978332.jpg)
Жюри основного конкурса под председательством Майкла Манна наградило режиссера и оператора Даниэле Чипри за технические достоинства фильма «Это был сын», Оливье Ассайяса — за сценарий «После мая» (драматургические достоинства этого, в целом, неудачного фильма, я отмечал в предыдущем репортаже).
![Кадр из фильма «Это был сын»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/79/af/79afc9ca4cbca558b6c78d6fb51a7f4b7af221f67e8167d0ca1172f06cbda7ce.jpg)
![Кадр из фильма «После мая»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a5/43/a54373d4636fcd50ed2dacf89a958c546f8437fda61c986291788a06ee77029f.jpg)
Фабрицио Фалько получил приз Марчелло Мастроянни как лучший молодой актер — юноша играл в двух конкурсных фильмах, «Спящей красавице» Марко Беллоккио и «Это был сын».
![Фабрицио Фалько в фильме «Спящая красавица»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ae/e4/aee471a39849597eceafc79f779168d45fe7a6bf40ea21bfc76e15d2fac5cf84.jpg)
Израильтянка Хадас Ярон получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль в экзотической (действие замкнуто в общине ортодоксальных иудеев) мелодраме «Заполни пустоту», мужской актерский приз разделили Хоакин Феникс и Филипп Сеймур Хоффман, дуэт из «Мастера».
![Хадас Ярон в фильме «Заполни пустоту»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f4/5c/f45c82c6db2d7789247199fbce67ad20fdf30b44d75774ecca40ff61cac26760.jpg)
![Хоакин Феникс и Филипп Сеймур Хоффман в фильме «Мастер»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/77/80/7780d6a337a2df2b887b8bec7cb43db4658ae5a25cb3ce850fa01dd6489f2552.jpg)
«Серебряный Лев» за режиссуру ушел Полу Томасу Андерсену, формальную виртуозность которого трудно не оценить даже противникам «Мастера».
Специальный Приз — Ульриху Зайдлю, провокатору и насмешнику, за возмутивший католических консерваторов «Рай: Вера».
![Кадр из фильма «Рай: Вера»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/51/c2/51c24a09be1501b414a238d81295f66e233ad9f2152066cfe1c144a74e7d24d0.jpg)
Главный приз, «Золотой Лев святого Марка», отправился к «Пьете», 18-му фильму Ким Ки Дука, и я подозреваю, случилось это потому, что Майкл Манн не видел предыдущие 17.
![Кадр из фильма «Пьета»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/65/86/65868f531a2eaec791c4eee80152c88dd152c467410102e6a2e237071ac7922e.jpg)
Очередным Ким Ки Дуком больше — снова необарочная притча, с насилием и сексуальными шокерами. На сей раз — о бездушном ростовщике, калечащем должников, чтобы покрыть расходы их страховкой. В одно мрачное утро на пороге его неуютного жилища появляется мать, бросившая ребенка в младенчестве и теперь возжелавшая искупить вину. Впрочем, ее пришествие окажется изощренной женской местью, и закончится все совершенно душераздирающе. Правда, я в финале не знал, чего хочу больше — зевать или смеяться, но жюри приняло «Пьету» более, чем всерьез. ОК, Ким Ки Дук заслужил золото хотя бы выслугой лет. А Джессика Вудворт и Петер Бросенс, постановщики моего личного фаворита конкурса — фламандской апокалиптической фрески «Пятое время года» — еще только начинают свой путь; надеюсь, их признание наступит раньше, чем конец света.
![Кадр из фильма «Пятое время года»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/0b/38/0b3886c857c8d4c5ea39bb5222f8663c93898364a5f273e4d9ac7d904f1f53c6.jpg)