IKEA на опасном рубеже
Когда в 1985 году IKEA построила свой первый магазин в окрестностях Филадельфии, мы, посетители из Нью-Йорка, ходили по его залам в трансе, не зная, что раньше хватать. В IKEA поражало все: остроумные решения, простой, функциональный дизайн, прекрасно спланированный торговый зал, ресторан со шведскими тефтелями, удобство доставки, цены. Два-три предмета со смешными, снабженными многочисленными умляутами названиями типа «Брэда», «Ингольф» или «Мальм», час-другой сборки под ненормативную брань, и ваша двухкомнатная клетушка под чердаком в нижней части Манхэттена преображается в картинку из журнала AD.
Еще больше поражало, что тот филадельфийский магазин долгое время был единственным в США. IKEA — фирма по-скандинавски осторожная, отмеряющая семь раз. Ее руководство сомневалось, что американцам их мебель придется по вкусу.
Вопрос, нужна ли IKEA в России, не возникал: советское жилищное строительство было как бы специально приспособлено под мебель шведской фирмы. Толпы, осаждавшие открывшийся в 2000 году магазин, стали легендой, как, впрочем, и приключения, предшествовавшие его открытию.
IKEA во многом определила вкус, стиль жизни и быт миллионов людей. Сразу после Второй мировой войны ускорился рост городского населения и увеличилась рождаемость, семьи жили в небольших, плохо спланированных квартирках. В то же время у них появилось больше книг, одежды, электроники, кухонной утвари и прочих предметов обихода. Практически все процессы, происходившие в западном обществе в последние десятилетия, увеличивали спрос на мебель IKEA: самостоятельные дети, целая социальная группа людей, не желающая строить семью, разводы.
Сегодня те же самые процессы, которые обеспечили IKEA рост в Европе и США, затрагивают и развивающиеся страны. В Китае, как и в СССР, еще недавно не было частных квартир, зато сегодня 70 процентов китайцев живут на собственной жилплощади. Многие жители китайских городов — вчерашние крестьяне, сотнями миллионов перебравшиеся в города. Им IKEA подает идеи, как обустроить свои квартиры, как создать уют и сделать жизнь элегантней, причем по крайне доступным ценам. При этом компания даже меняет национальные привычки: китайцы, как известно, не любят сами дома ничего мастерить. Но три из пяти самых крупных по площади магазинов IKEA сегодня находятся в КНР. Одобрены планы открыть магазины в Индии. Возникновение обширного среднего класса во многих странах Азии, Латинской Америки и даже Африки должно быть на руку компании. К тому же руководство компании объявило о намерении открыть около сотни недорогих отелей в Европе.
Старик Кампрад, который 17-летним подростком открыл в 1943 году свое дело и десять лет спустя превратил его в мебельный магазин IKEA, вряд ли был способен в одиночку следить за всем, что происходит в компании. Ее магазины посещает около 650 миллионов покупателей в год, оборот составляет около 25 миллиардов евро, она производит, покупает и продает десятки типов товаров с сотнями наименований. Даже структура компании крайне сложна, ей владеет ряд голландских и офшорных фирм и самый большой на свете благотворительный фонд, чей размер превышает 30 миллиардов евро. IKEA, как и любой другой фирмой такого размера, управляет большая команда профессиональных менеджеров.
Тем не менее вклад Кампрада в стратегический рост IKEA не следует недооценивать. Вопрос, смогут ли сыновья заменить его, остается открытым. История бизнеса показывает, что дети столь выдающихся отцов редко им соответствуют. Недавний пример явил сын Руперта Мердока Джеймс, который далеко не лучшим образом проявил себя в скандале с газетой News of the World.
Яблоко от яблони, может, падает и недалеко, но в тени такой яблони не так уж много света. Детям Кампрада уже за сорок, а старшему, Петеру, почти пятьдесят. Все трое выросли в семейном бизнесе, но отец очень долго опасался, что дети не справятся. Ходили слухи, что он ищет наследника за пределами семейного круга.
Это о многом говорит. Хотя перспективы компании остаются радужными, не следует забывать, что в современном мире все меняется молниеносно. Одна ошибка может стоить миллиардов и нанести удар по конкурентоспособности даже самого крупного конгломерата. Особенно в розничной торговле. Свежий пример — самый большой на свете универсальный магазин Walmart, который еще недавно бил всех подряд, а сегодня теряет позиции. Ему на пятки наступают онлайн-магазины Amazon и E-bay. Устоит ли IKEA?