Юлия Чернявина /

Федор Бондарчук: 
Уставшему от жизни подонку сопереживать не будешь

Участники проекта «Сноб» посмотрели фильм «Духless» за неделю до его выхода в широкий прокат и задали вопросы режиссеру и продюсерской группе

+T -
Поделиться:

Фильм по книге Сергея Минаева ждали долго. Роман, вышедший в 2006 году, вызвал неоднозначную реакцию как у читателей, так и у критиков. Минаев получил антипремию «Абзац», а его роман назвали приговором обществу потребления и ярким примером того, как жить нельзя. Участники проекта успели обсудить перед просмотром, насколько фильм по книге шестилетней давности будет актуален сегодня. Максим Валецкий заметил, что с двухтысячных годов все сильно поменялось и финансовый кризис, резко уменьшивший количество денег, заметно оздоровил людей. «Для общества вообще полезно, когда денег становится меньше, тогда оно начинает задумываться о нравственности».

Те, кто книгу читал, пытались вспомнить ее содержание, отделив от других книг автора, которые слились в памяти в одну длинную сагу о гламурной московской жизни.

«Сейчас тема ночных клубов, стриптизерш и запрещенных веществ далеко не так актуальна, как в нулевые, — считает Галина Лемельман. — Молодежь увлечена здоровым образом жизни, протестными акциями и "Фейсбуком", а не кокаином. Фильм, скорее, будут с интересом смотреть в провинции, которая до сих пор именно так и представляет гламурную московскую жизнь».  

Свободных мест в Кинозале ГУМа не осталось, и для опоздавших гостей пришлось искать дополнительные стулья. Интерес участников проекта оказался вполне оправдан. Режиссеру Роману Прыгунову удалось эмоционально и убедительно рассказать историю жизни 29-летнего топ-менеджера международного банка Макса, который зарабатывает деньги, прогибаясь под начальство, и затем спускает их на клубы, кокаин и содержание подруги-селебрити. Но в какой-то момент схема дает сбой: коллега-стукач подставляет, один друг обманывает, другой стреляется, Макс вылетает с работы, теряет единственную любовь в жизни и в итоге оказывается на мусорной свалке.

До финальных титров не досидел только тезка главного героя Максим Валецкий. По словам Максима, он не смог досмотреть фильм из-за того, что в попытке осудить бездушное общество, продюсеры сделали бездушный продукт.

Однако задачу учить кого-либо, морализаторствовать и осуждать создатели «Духless» перед собой не ставили. «Просто смотреть на уставшего от жизни подонка зрителям было бы не очень интересно. Персонаж должен вызывать или отвращение, или сопереживание», — сказал один из продюсеров фильма Федор Бондарчук. На вопрос, сильно ли отличается исходный текст романа от сценария, Бондарчук ответил, что над сценарием пришлось очень много работать — в частности, переписывали диалоги и придумывали дополнительные коллизии. И хотя историю не адаптировали под сегодняшние реалии специально, некоторые сюжетные линии (например, протестные акции молодежи) оказались более чем актуальны.

Особенно зрителям пришлась по душе сцена, где главного героя, впавшего в психоделический транс, навещает Бэтмен с лицом Путина, который со знакомыми интонациями говорит: «Что вы тут сидите, траву курите, сходили бы в Эрмитаж».

По словам продюсеров, финал фильма вызвал в творческой группе настоящие дебаты. «Я хотел снять, как Макс, лежащий в помойной яме, отвечает на телефонный звонок и слышит голос шефа: какого черта, почему ты еще не на работе? И он счастливый летит, чтобы опять начать все с начала», — сказал Роман Прыгунов. Но Федор Бондарчук настоял, чтобы финал был другим: Макс открывает глаза, смотрит в бездонное небо, улыбается, слышит в трубке голос любимой девушки и идет навстречу новой жизни, в которой теперь все будет по-другому.

Благодаря усилиям продюсеров экранный Макс получился гораздо симпатичнее, чем его книжный прообраз. Участник проекта Сергей Чубоксаров даже выразил опасения, что в попытке осудить гламурную жизнь режиссер создал апологию этой жизни и молодежь захочет подражать главному герою. Но Бондарчук считает, что такой опасности нет. «Мы убрали из фильма необоснованную жестокость. А если подражать, то в чем? Так же отдать деньги в хоспис?» В целом участники проекта, кажется, не возражали против такой идеи. На этом долгая и интересная беседа завершилась, и, довольные увиденным и услышанным, зрители стали постепенно расходиться.

Комментировать Всего 12 комментариев

Посмотреть стоящий фильм всегда приятно, а посмотреть стоящий фильм российского производства приятно вдвойне. Если честно, я бы не дожил до официальной премьеры, спасибо Снобу и Игорю Хомскому за это мероприятие. Было очень здорово.

Эту реплику поддерживают: Валерий Зеленский, Сергей Громак

Фильм вполне смотрибелен, что лично для меня оказалось полной неожиданностью. Изначально работа Минаева  - эдакая  книжная пародия  "Дольче Вита" Феллини. А пытаться повторить  Феллини (что  на первых 50 минутах пытались сделать режиссеры), не имея для этого достаточных исходных данных, крайне опасно- и в кино, и на бумаге. Это я к тому, что тема пустого прожигания жизни уже никогда не будет раскрыта талантливее и полнее, а любые попытки доказать обратное, периодически возникающие у современников, выглядят, мягко говоря, неубедительно. В целом фильм получился значительно лучше книги, несмотря на очевидно напрашивающиеся параллели с легендарными  работами классиков кино 20 века.  И хотя после Бекмамбетова я вообще боюсь ходить на фильмы российского производства, моментами "Духлесс" Прыгунова вселяет надежду на то, что, возможно, еще не все потеряно.

P.S. Отдельное спасибо организаторам мероприятия за отлично проведенный вечер!

Эту реплику поддерживают: Валерий Зеленский, Сергей Громак

и почему меня не удивляет, что продюссер фильма Духлесс - Бондарчук?)))

Наташа, и закономерно, что не удивляет. Когда в финале главный герой лежит и смотрит в небо и облака отражаются у него в глазах, и он понимает, что всю жизнь жил не так, и стремился не к тому, и дорожил не тем, и что теперь у него все будет по-другому... Тут и Кант, конечно, но больше Андрей Болконский под небом Аустерлица 

Наташа Барбье Комментарий удален автором

и почему я даже прочитать это не могу?

Наташа, наверное, это изящный комплимент моему журналистскому таланту: отчет писала я

Наташа Барбье Комментарий удален автором

Наташа, фильм не так уж и плох. Вполне достойное коммерческое кино, динамично смонтированное, с аккуратным продакт-плейсментом, с выверенным надрывом и парой симпатичных сюрпризов (актриса Анна Науменко так и просто прелестна). Осуждать картину принялись еще до премьеры, включая тех, кто ее не видел, - а это, мне кажется, не очень справедливо.

Была не права. Прошу считать мои слова недействительными. Сейчас просто даже удалю)))

Эту реплику поддерживают: Константин Кропоткин

Наташа, а зря:). Диалектика и разумная критика только приветствуются. Не все же, по выражению Крылова, кукушиться-петушиться.

Анна Науменко - это Юля, да? У меня по этому поводу другие соображения. Сначала бедным девочкам промывали мозги, что только 38-й французский размер, пластика, перекись, силикон, акрил, устрицы и Маноло Бланик. А теперь, оказывается, все это на фиг с планшетника современности и только: распущенные свежевымытые волосы, джинсы и человеческий 44-ый (книжки тоже можно и помощь детям)

Юлия, я не запомнил имени героини. Это та, рыженькая, эпизодическая секретарша. Актриса с необычайным для нынешнего кино изяществом, всего в за пару сцен сыграла и влюбленность, и упорство, и нонконформизм - эскизно и точно очертила характер. Отличная артистка, буду за ней наблюдать.

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова

Константин, имени Вы не запомнили, потому что его, наверное, и не было: было амплуа секретарши. Со всем остальным согласна - лучший женский образ в фильме.

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова

После выхода в свет книги "Духless" Сергея Минаева как писателя начали сравнивать в какой-то мере с Фредериком Бегбедером. Вот и фильм, думал я, будет чем-то в стиле фильма Яна Кунена "99 франков", отражающим мир людей, пресытившихся и ищущих новых граней и возможностей жизни во вне духовности, мир пластиковый и бездушный.Я ошибся. В схожем мире фильма "Духless" душа проявляется через секретаршу главного героя и в каком-то смысле через онкологически больного мальчика Лёши (если память не изменяет). На мой взгляд, это те люди, которые могли (помогли ли?) помочь Максу вырваться из приятной ему системы. Время покажет. Но оно осталось за титрами.

И хотя я в последнее время с осторожностью к фильмам, в создании которых принимал участие Федор Бондарчук, этот фильм приятно удивил, не дал никакого повода для порицания Фёдора Сергеевича.

Данная серия неоправданных ожиданий лично для меня сделала фильм привлекательным.

ПиЭс спасибо за организацию просмотра