19:38 Все подходы к Barclays center заполнены людьми. Толпа заметно уплотняется у каждого из четырех входов в здание. Помимо усиленных нарядов полиции, тут и там виднеются дорожные служащие в ярко-желтых накидках и со светящимися жезлами — они командуют, когда идти, а когда стоять, независимо от сигнала светофора. Основное ощущение — сегодня Бруклин отмечает большой праздник. Понятно, что это открытие станет событием года, а то и десятилетия.
Публика самая пестрая — тинейджеры из Нью-Джерси в ярких бейсболках, разряженные красотки смешанных кровей, спортсмены, бизнес-элита, немного хипстеров. «Hi five!» — приветствует друг друга молодежь. «Билетик, кому билетик?» — настойчиво предлагают вокруг.
19:53 Пока фанаты фотографируются с любимыми спортсменами на фоне с логотипами арены и спонсоров, замечаю, что следом за мной в двери входит Александр Любимов. «Вспоминаю свою жизнь, проносится коммунальная квартира, в которых мы все начинали 25 лет назад... — говорит Любимов. — А тут приезжаешь в Нью-Йорк, и вдруг такое в Бруклине — невозможно себе представить, что это сделали русские!»
«По-моему, бруклинцы рады этому открытию, и в то же время опасаются, — говорит кинорежиссер Тони, живущий в пяти кварталах от нового здания. — Мы не знаем, что станет с парковкой, со всем дорожным трафиком после открытия центра. В то же время понятно, что здесь будут отличные концерты и невероятные спортивные шоу. Мы чувствуем себя несколько обманутыми, потому что местные политики сначала обещали другой проект, авторства великого архитектора Фрэнка Гери, плюс доступное жилье среднему и рабочему классу, школы жителям свежепостроенных кондоминиумов и так далее, но этого не случилось. Вместо этого многих людей отсюда просто выселили под предлогом переустройства и развития территории. Так что электричество разлито в воздухе. Посмотрим, что из этого выйдет».
Временем сбора объявлено восемь вечера, но в начале девятого зал только-только начинает заполняться. Публика активно раскупает хот-доги и пиво в новых, красиво подсвеченных фуд-стендах.
«Мы дико впечатлены открытием Арены, — говорит интеллигентный белый парень в хипстерской шляпе. — У нас большие ожидания от сцены, и вообще это полезно и для Нью-Йорка, и для Бруклина, и для нашего такого разнообразного коммьюнити».
«Джей Зи* очень здорово поступил, что открыл этот стадион, — говорит просто одетый парень со спутницей с глубоким декольте. — Это очень круто, концерты, плюс работа для местных жителей. Собственный стадион в Бруклине, которого здесь не было уже больше пятидесяти лет, с тех пор как закрыли Ebbets Field. Да это просто суперкруто!»
Около половины девятого зал оживляется — диджей Мистер Си (Mister Cee) начинает играть сет из самых популярных хип-хоп-песен, перемежая их речитативом о Бруклине и о том, что значит быть бруклинцем. Песни заводят зал, и вот уже публика, внемля зову диджея, поворачивается спиной к сцене, лицом к режиссерскому пульту и начинает приплясывать в такт.
«Это ночь Бруклина! — восклицает диджей, и зал отзывается ревом. — Бруклин — это мы!»
Я нахожусь в самом центре арены, в танцевальном партере. Люди рядом со мной приплясывают, поднявшись со своих стульев, и я переживаю за сидящих по периметру арены, где в общем-то места для танцев не так много, а удержаться практически невозможно.
«У меня нет каких-то особых ожиданий, кроме как ходить сюда на прекрасные концерты, и мне очень нравится энергия в этом новом здании, — говорит Крис Денато. — Все сотрудники центра очень любезные, Джей Зи — отличный артист, и, по-моему, с Михаилом Прохоровым их роднит развитая предпринимательская жилка и способность рисковать».
«Кто хочет, чтобы Обама переизбрался на второй срок, поднимите руки!» — командует Мистер Си, и зал вскидывает руки в едином порыве. Поднимает руку и мой чернокожий сосед в белой майке с ярко-красной надписью «Спасибо Богу за Гарлем».