Катерина Мурашова /

Плохой честный человек

Об умении не врать себе и сопутствующем одиночестве

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Этот давний случай мне напомнила дискуссия о подростках, и я подумала, что надо обязательно рассказать о нем читателям, несмотря на то что в нем нет никакой психологической интриги.

Девочка пришла ко мне в конце вечернего приема. На дворе стояла такая же мокрая, желтолапая осень, как сейчас, запах холодной воды и увядающих кленовых листьев заползал в приоткрытое окно и фонарь светил сквозь уцелевшую листву.

На девочке была клетчатая юбка из дешевой шотландки и грубоватые осенние туфли. Она сняла их в предбаннике и прошла в кабинет в шерстяных колготках, осторожно ступая по ковру (бахил тогда еще не было, а тапки она с собой не принесла). Села на стул, сложила узкие кисти лодочкой в подоле, склонила голову на бок и сказала:

— Меня зовут Маргарита. Понимаете, я очень плохой человек.

— А давай-ка пока не будем вешать ярлыки, — бодро возразила я. — Расскажи мне сначала, почему ты так решила. Или это решил кто-то другой?

— Нет, нет, я сама, в том-то дело, — покачала головой Маргарита. — Если бы кто-то другой, так я еще могла бы не согласиться…

— Но почему? Когда и как ты пришла к такому выводу?

Как психолог, я честно приготовилась бороться с этим Маргаритиным неконструктивом. Я недавно закончила психологический факультет университета. Там меня учили, что человек должен принимать и даже любить себя — только тогда у него получится все остальное. Я даже прошла несколько тренингов, в процессе которых это самое «принятие» должно было сформироваться. Но до сих пор мне в работе все больше встречались люди, которые «не принимали» других, например, своих родителей, или детей, или учителей в школе, а себя считали, на американский манер, вполне «ок».

И вот Маргарита…

— У меня умерла прабабушка, — грустно сказала девочка. — Когда я была маленькой, она рассказывала мне сказки и вязала полосатые шерстяные чулочки. Я ее очень любила. По крайней мере, все (и я сама) так думали. И вот, когда она умирала, я вдруг поймала себя на мысли о том, что скоро освободится комната, и мне, может быть, ее отдадут, и раз прабабушки не будет, ей уже днем никто не будет мешать, и я смогу привести подружек, и еще о других… выгодах ее смерти, иначе я даже и сказать не могу. Когда бабуля умерла, я сильно плакала, и все думали, что по ней, а на самом деле я плакала… по себе… Вы понимаете?

У меня не нашлось слов, и я просто кивнула.

— Я с детства очень люблю читать и читаю много. Наверное, можно сказать, что я представляю, как человек устроен изнутри, по книгам, ведь живым-то людям внутрь не заглянешь. И вот, после смерти бабули я, может быть, впервые стала думать, какая я, сравнивать. И поняла…

Я уже знала, что она скажет дальше, и по спине у меня пробежал холодок. Послать Маргариту на тренинг «принятия себя»? Но я-то знаю, что это не поможет…

— Я поняла, что почти никогда не радуюсь по-настоящему успехам своих подруг. Я лицемерю, говорю: «Как здорово! Как красиво! Какая удача!» — но сама так не думаю. Больше того, я испытываю что-то вроде удовлетворения, когда у них что-нибудь не получается. Я не жалею своих родителей и не люблю младшего брата. Когда он был совсем маленький и мешал мне, а родители требовали, чтобы я с ним играла, я хотела, чтобы его совсем не было, и даже представляла себе это. Больше всех мне жалко кошку и вообще животных, даже засохшую осу между рамами, что, конечно, неправильно.

— Послушай, Маргарита, но ведь животные в нашем мире более беззащитны и это…

— Нет! — девочка повела рукой из стороны в сторону. — Я давно думаю и делаю ужасные вещи. Я иногда делаю гадости просто так, нипочему. Я много вру — ради своей выгоды, чтобы что-то скрыть или показаться кому-нибудь получше и поинтересней. Я очень злопамятная, а если не мщу за обиды, так это потому, что труслива и еще мне лень. Большую часть времени я не делаю ничего стоящего. Зато уже научилась делать вид, что в чем-то разбираюсь лучше других. Я просто как-то не отдавала себе в этом отчет. А тут вот поразмыслила как следует и поняла, что во мне вообще нет ничего, что определяет достойного, порядочного человека. Ни чести, ни совести, ни милосердия… И я вдруг подумала, что все люди внутри такие, как я, и все вокруг (и в книжках тоже) вранье, ведь про меня-то тоже все думают, что я — тихая, скромная девочка… Я очень испугалась, даже есть два дня не могла, мама уже хотела меня к врачу вести. Но я набралась храбрости и спросила сначала у подружек, а потом у родителей…

— И что же они тебе ответили?

— Они сказали, что с ними все в порядке. Они — хорошие и всегда хотят и стараются все правильно и хорошо сделать. Бывает, конечно, что у них не получается, но это тогда обстоятельства…

Я, не удержавшись, рассмеялась.

— И ничего смешного, — строго сказала Маргарита. — Я очень обрадовалась. Потому что печально, конечно, что я получилась такая плохая, но если бы все были такие, то осталось бы просто пойти и повеситься…

— А вот этого не надо! — я быстро вскинула обе руки.

— Да нет, я не собираюсь, — успокоила меня Маргарита. — Я ведь к вам зачем пришла-то?...

— Ты, наверное, хочешь измениться? (Призрак тренинга «принятия себя» все еще несколько тревожил мое воображение.)

— Да нет, я же понимаю, что я уж какая получилась. Кто меня теперь изменит? Мне интересно — почему? И как все остальные получились другими?

— Ты, по крайней мере, получилась честной и отважной, — задумчиво сказала я. — Я в твоем возрасте и положении ни разу не решилась ни у кого спросить — ни у друзей, ни уж тем более у родителей или психолога. Так и осталась со своим открытием…

— Вы — тоже?! — серые глаза Маргариты жутковато расширились.

— Ага, — кивнула я. — Редко кто умел врать так изощренно, как я. И редко кто из моих сверстников умел так ударить словом. И, когда меня настиг раж самопознания, я легко отыскала в своей душе все известные мне пороки, но не нашла ни одной регулярно действующей добродетели, кроме все той же любви к животным. Но к тому времени я уже решила, что буду биологом, так что здесь все сходилось. Относительно же прочего я некоторое время считала себя выродком, а потом решила, что я циник, и немного успокоилась найденным определением. Логика, кажется, была строго математическая: если есть термин, значит, есть и группа...

— А потом? — завороженно глядя, спросила Маргарита.

— Потом я выросла, стала, как и собиралась, биологом… — я усмехнулась. — В процессе взросления, создания семьи и прочего узнала о существовании новых человеческих недостатков и благополучно обнаружила все их у себя…

— И вот вы так жили и практически ничем от других людей не отличались?

— Да вроде ничем особенным. Может быть, чуть меньше других люблю рассказывать о своих достоинствах.

— Я тоже не люблю! — воскликнула Маргарита. — Мне это кажется смешно или глупо! Как у Джерома К. Джерома, помните, когда Гаррис, судя по его рассказам, не страдал от качки?

— Да, да, да! — подхватила я. — Во время шторма все умирали, и на ногах всегда оставались только капитан и Гаррис, или Гаррис и помощник капитана, или только Гаррис…

Мы вместе засмеялись — «книжные девочки», вполне понимающие друг друга.

А потом она ушла по пустому гулкому коридору вечерней поликлиники, а я смотрела ей вслед. В двери, ведущей на лестницу, Маргарита обернулась:

— Вы знаете, я ведь вам не соврала насчет «всех». Я правда рада, что все вокруг не такие. Но мне все равно немного легче, что нас с вами по крайней мере двое.

— А то! — я подмигнула ей и закрыла дверь в кабинет.
Выключила лампу, села в кресло и еще долго смотрела в окно на фонарь, который светил и светил сквозь осеннюю листву.

Комментировать Всего 127 комментариев

Как-то раз я спросил сына-подростка, почему у них в компьютерных играх не все выбирают стать добрыми магами или светлоглазыми эльфами. Чем -- спросил я -- руководствуются люди, добровольно выбирающие себе роль орка, грабящаго всех подряд и жрущего человеческое мясо?

Сын ответил: люди, выбирающие роль орка, исходят из того, что все хотели бы грабить и жрать человеческое мясо, только большинство людей лицемеры и делают вид, будто хотят быть добрыми магами и светлоглазыми эльфами. А выбрать себе роль орка -- это честно.

Я, по правде говоря, несколько обалдел от такого внятного объяснения.

Эту реплику поддерживают: Андрей Азарин

все хотели бы грабить и жрать человеческое мясо

Валерий, мне кажется, тут все-таки сыграл свою роль подростковый материализм :) Некоторые (многие) не хотели бы грабить и жрать человечину (я, например, не хочу и раньше не хотела), а хотели бы быть, к примеру, рантье и питаться только экологически чистыми продуктами в красивых упаковках. Они обычно играют в "симов"  (есть такая компьютерная игра), компьютерные сады-огороды  эт цетера .

Эту реплику поддерживают: Юлия Смагина

Отрицательные роли, как правило, ярче и лучше прописаны.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Мне всегда казалось, что в них драматургия понятнее и вообще - есть жизнь. Поэтому, кстати, я никогда не могла понять концепцию рая (любого). Мне казалось, что туда может стремиться только бесконечно усталый человек, да и то - только в отпуск :))

Мне казалось, что туда может стремиться только бесконечно усталый человек, да и то - только в отпуск :))

Обычно туда стремятся те, кто осознал ад своего бытия и стремятся навсегда. :) Другое дело, что не все видят ад..., некоторые считают, что ада нет, а жизнь - "в полосочку".

я никогда не могла понять концепцию рая (любого)

Православый рай - это единение с Богом (ад - невозможность этого).

А отпуск - это про молочные реки (детские сказаки) или тысячи девственных гурий, которых обещают погибшим в войне с неверными.  

Человеку трудно жить без самомифологизации. Но из тех, у кого получается, обычно вырастают очень хорошие люди.

Александра, а как по-Вашему, в чем основная цель (цели?) самомифологизации? Для чего она нужна, в чем выигрыш? 

У меня все какие-то гормонально-социал-дарвинистские объяснения напрашиваются, но мне все говорят, что это слишком примитивно. А Вы как думаете?  

Вы знаете, у меня нет психологического образования, поэтому я выскажу обывательское мнение и сразу предполагаю, что ляпну глупость:). С профессиональной точки зрения:).

Жизнь ребенка начинается с черно-белого восприятия реальности. Есть хорошие, есть плохие (хорошие в 100% случаев совпадают со мной, плохие - с тем, у кого другие интересы). В процессе взросления ребенок учится анализировать свои поступки и сопоставлять их не с личным "плохо-хорошо", а с абсолютным (это может быть религия, взгляды родителей, школьные правила и т.д.). В результате он понимает, что жизнь многоцветная, в ней черного и белого нет. Точно также многоцветен я. И я не всегда хороший. Я могу ошибаться, могу делать подлости, мне может быть стыдно. Человек все это понимает - и принимает мир и себя реальными.

Точнее - должен понимать. Большинство людей так и остаются в инфантильном черно-белом мире, где то, что хорошо для меня - хорошо и для всех. Что логически предполагает, что Я-ТО ТОЧНО ХОРОШИЙ. Как только я перестаю быть хорошим, а становлюсь разным или - не дай Бог - плохим - весь мой мир рассыпается, рушится вся система ценностей, потому что из-под нее выбили основу. И человек до конца сопротивляется тому, чтобы признать себя разным. Плохим. Слабым. И так далее. Потому что вся его картина мира стоит на основании - я хороший. Априори. Всегда.

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова

Спасибо, Александра!  Мое психологическое образование не очень-то тут... :)) То есть, Вы думаете, что вот этот инсайт - а на самом-то деле я... - он действительно не всех на пути взросления настигает? И есть люди, которые так и живут, думая, что именно они - тотально хорошие? Мне сегодня, честно, трудно в это поверить. Я всегда думала, что все все-таки временами прикидываются, убеждают себя и других - из самых разных побуждений. А на самом деле - знают... Это, конечно, уже не подростковая радикализация: я вовсе не похож на героев книг и фильмов, значит, я.... - но некий реализм в восприятии себя, мне кажется, присутствует у любого психически здорового человека.

Вопрос не в реализме, мне кажется. Вопрос в способности к рефлексии. И в готовности к ответственности. Потому что если я понимаю, что я плохой - значит, я заслуживаю тоже чего-то плохого. К этому большинство не готовы. И - предпочитают не рефлексировать.

А сама жизнь, значит (которая никому практически медом не намазана), ничему в этом плане не обучает? :))) Мне кажется, что какой-то все-таки еще должен быть выигрыш от этих иллюзий...  А может быть, наоборот, речь даже не о самом человеке, а о других - вот о том, что моя Маргарита обозначила: "иначе просто пойти и повеситься!" - человек про себя все знает, но ему, чтобы жить (и куда-то стремиться?)  надо думать, что где-то есть "по-настоящему" честные, "по- настоящему" мудрые, "по-настоящему" милосердные и просто даже праведные люди...

Сложный вопрос. Я думаю, что должно быть так, как Вы говорите. Жизнь учит, человек понимает, но себе не признается. Но вот смотрю на многих - не понимают, блин, ну не понимают! Даже не задумываются, не задаются вопросом - что я сделал не так?

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Иногда людей так учат в сензитивном возрасте: признаваться в своих ошибках, недостатках, даже пороках, даже просто допустить, что ты в этой позиции (отец, мать, сын, начальник, профессионал) не "Ок"  - слабость и неправильность. На самом деле все наоборот, но если сензитивный период уже прошел, перестроиться - увы! - трудно...

мне кажется, у Маргариты ярко выраженный перфекционизм :) когда все человеческое должно быть чуждо, а оставаться только высокое и на очень сильном напряжении. А если не очень высокое и не очень сильное - то все - я плохая...

а мне не кажется, что есть связка - яплохой - заслуживаю плохого.

Мне кажется, вторая часть людьми отпускается. Или, если не опускается, то заставляет не особе париться - зачем стремиться к лучшему, которого я все равно и не достигну и не достоин?

Такая, на мой взгляд, удобно-пораженческая позиция.

Катерина, не поверите, но я знакома с двумя людьми, которые так и живут, думая, что они тотально хорошие.

И ещё, мне кажется дети не начинают с болого-черного. У них мне кажется вообще концепция хорошо-плохо отсутствует. Это всё уже преобретенное...

У них мне кажется вообще концепция хорошо-плохо отсутствует.

У совсем маленьких, да. Но довольно быстро приобретается. А вот связать это с собой - да, тут сложный и в общем-то даже неоднозначный по полезности навык. Ребенок вроде знает (и подтвердит, если его спросить), что маму слушаться - это хорошо. Но вот сделать какой-то вывод относительно себя, который маму регулярно не слушается... :) А если бы сделал и подчинился "нравственному императиву" - "делай хорошо", то как мир-то исследовать и приобретать опыт, выходящий за пределы материнского?

только что поняла, что не учу своих детей - это плохо, это хорошо.

А только: если ты делаешь так, то будет так ( я, социум, вселенная так отреагирует).

Надеюсь у них не возникнет проблемы с самоидентификацией?

Я думаю, если так, то "хорошо-плохо" "плохие парни-хорошие парни" они из других источников натаскают. Подросткам в какой-то момент нужны бинарные оппозиции, чтобы было потом от чего отталкиваться при построении палитры.

Да ну? значит мне еще повезло, что я только с двумя знакома :))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Категорически не согласен.

Это редкий случай.

Вы у священника поинтересуйтесь - это самые знающие в данном вопросе люди.

но некий реализм в восприятии себя, мне кажется, присутствует у любого психически здорового человека.

в разной степени, ведь личностный рост у нас всех не одинаков. 

Ну конечно, в разной степени и присутствует :)

Эту реплику поддерживают: Anna Lyssenko

Мне кажется, все самое ужасное идет от сравнения себя и других, потому что смотреть-узнавать-любить-ненавидеть это=жить, а вот сравнивая себя с другими, сразу начинаешь понимать, что ты-лучше, то есть они красивые-умные-счастливые-богатые, НО !!! и тут же включается самозащита-зато я хороший!! я-лучший! я, соответственно, честнее, или умнее, или богаче-вопрос, чему завидуешь, потому что без зависти сравнения себя с другими нет. и вот от этого желания "оправдаться" в зависти к другим идет самообман у людей, искренне верящих в то, что они "хорошие". Потому что нормальный человек о себе мнения, мягко говоря, скромного, нас у Б-га много-)

Я бы так ответила на Ваш вопрос Александре-)

P.S. Это-про взрослых "хороших" людей! Потому что девочка из вашего рассказа-она как раз нормальная, по возрасту ей самое время понять про себя и успокоится на свой счет и на счет остальных, мне кажется, я тоже-да и кто нет?-переживала эти жуткие "открытия", главное их пережить, тогда будешь взрослым, а не вечным инфантилом.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Но ведь сравнение - это универсальный познавательный инструмент. Иначе-то, кроме как сравнивая, мы многого и узнать про себя не сможем. Другое дело, что есть и еще инструменты, не стоит циклиться только на этом. Ведь я - это не только та, которая красивее Светки, умнее Верки, но - увы! - беднее Ритки. Есть и еще что-то... :))

Вы правы, сравнение не единственный инструмент, но отказ от этого инструмента и , главное, передача информации о возможности и необходимости отказа от этого инструмента моему сыну-как продолжению жизни не только моей, а принципиальному накоплению гуманного опыта (загнула?) , для меня есть главный итог моих сорока лет-) То есть мой опыт передан и усвоен, и я вижу результат-ошеломительный! Поэтому я нахально настаиваю, что способность сравнения себя и других в подростковом возрасте следует душить, она и так никуда не денется, но при этой развитой универсальной способности остальной "инструментарий" может остаться невостребованым, что ужасно. То есть если знаешь, что это "ловушка", расскажи новеньким, они, глядишь, не попадут в нее, потому что "выбраться" cложнее, чем "не попасть"-)

P.S. почему-то вспомнила опрeделение зависти, которое мне дал один мой знакомый: "невозможность порадоваться за другого МГНОВЕННО', потому что если ты справился с собой хоть и через секунду-все одно, секунду ты завидовал, что есть секунда? что есть целая жизнь? все относительно, бесспорно лишь, что при таком честном и жестком определении зависти невозможно больше себе врать. И к другим становишься много великодушнее-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Большинство людей так и остаются в инфантильном черно-белом мире, где то, что хорошо для меня - хорошо и для всех

Верующий христианин так в принципе не может мыслить.

Получается, раньше были люди в массе мудрее, чем теперь.

В данном посте, насколько я поняла, и в моих ответах речь не идет о верующих людях и тем более о христианах. 

И что самое удивительное, очень многие "хорошие" люди слышали, про "пусть кинет камень тот, кто без греха",-и никаких мыслей дальше! я убеждена, что принятие себя "многоцветного"-как хорошо вы сказали, это и есть понимание-начало понимания того, что все "многоцветные" и камень бросить невозможно. А без этого понимания-целые тома написаны о толерантности, мультикультурализме, самоуважении-самоопределении-да все без толку, это в детстве, видимо, пережить и понять надо.

Эту реплику поддерживают: Александра Славянская

А с другой стороны, это важнейший ключ к построению персонажей в литературе, по карйней мере, двадцатого века: смелый трус, честный подлец, жалостливый убийца...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Помните фильм "Плохой, хороший человек."  по Чехову? 

К сожалению, не смотрела. Надо смотреть? :)

Это, наверное, один из самых художественных ваших текстов. Начало просто набоковское. Все-такие, осень — вдохновляющее время!..

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

осень — вдохновляющее время!..

Безусловно! Поэтому всем - творчества, как альтернативы осенней депрессии! :) 

Эту реплику поддерживают: Яков Ратнер

Девочка конечно же еще не научилась не врать себе, но у нее  был хороший шанс. Интересно, сумела ли она им воспользоваться...

Оптимизм, или есть соображения на этот счет?

Статистика. Те, у кого онтогенез проходит в этой стороне, обычно формируются реалистами. 

Анекдот в тему:

Пессимист видит бесконечный темный туннель.

Оптимист видит свет в конце туннеля.

И лишь реалист видит поезд, несущийся навстречу.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

По-моему, у девочки занижена самооценка.

Вряд ли она сформировалась только сейчас.

Эту реплику поддерживают: Виктория Кузнецова

у девочки занижена самооценка

Очень интересно, Алена. А поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете.

Она явно уже определилась с внутренним ощущением "я плохая", и ищет ему подтверждения у окружающих. Например, в ситуации с бабушкой, то что она будет по бабушке скучать, а также то, что ее ужаснули собственные эмоции, не вызвало у нее сомнений, хотя это явно хорошие черты, которые у человека неопределившегося вызвали бы вопрос "а может я все-таки хорошая".

Также в выстраивании внутреннего ощущения о мире, она явно склоняется к тому, что мир хороший.

Значит скорее всего вырастет очень дружелюбным человеком и будет всю жизнь помогать другим, т.к. раз мир хороший, а она не очень, значит надо найти способы быть достойной мира.Будет вероятнее всего циклиться на отношениях между людьми, любить порядок, уютные вещи и свою семью. Одеваться так и будет неброско :)))

Это если пойдет по самому распространенному паттерну, конечно :)

мир хороший, а она не очень, значит надо найти способы быть достойной мира.

Алена, мне кажется, что это - сильная позиция, коррелирующая скорее с высокой, чем с низкой самооценкой. И ведь как отважно и подростково-бескомпромиссно  Маргарита вышла к миру со своим вопрошанием о том, о чем не каждый и себе-то в ее возрасте решается задуматься! Я-то думаю, что у нее с чем с чем, а уж с самооценкой-то - все в порядке.  Ведь она почти не дрогнув (всего два дня не ела :)) приняла в себе и в мире такой "перевертыш"! И практически сразу после этого пошла узнавать, как это все так получилось... 

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Ирина Громова

То, что у девушки.есть ум и характер, не означает высокой самооценки. В возможность реалистичной самооценки я не верю. Ее можно воспитать в себе, но в минуты стресса естественность все равно будет вылезать.

Сильная позиция может быть как у человека с высокой самооценкой, так и с низкой. Я говорю не про патологические случаи, а про восприятие себя относительно окружающих. Если бы у нее была высокая самооценка, она нашла бы то хорошее, что делала для окружающих и из этого заключила бы что она хорошая.

А Вы с ней общаетесь? Мой прогноз не подтвердился?

Не, не общаюсь, это давно было.

Но мы с Вами, кажется, тут в терминах не сходимся. Для Вас высокая самооценка - "я хорошая"? Для меня-то скорее - "я могу".

Думаю да.

Я под самооценкой имею ввиду отнесение себя в рейтинге окружающих людей. Первый полюс "я плохой", точнее "я хуже окружающих", второй полюс "я хороший", точнее "я лучше окружающих людей". Посередине никого :)

Мне кажется человек в процессе взросления из абсолютно уникального ребенка становится относительно типичным взрослым, он принимает решение относительно того лучше он или хуже остальных, является ли мир враждебным или дружественным, выбирает предпочтительные каналы восприятия и т.п. И в конце концов, набирает собственные поведенческие паттерны. Развиваться всю жизнь ломая собственные представления о себе самом и приобретенные привычки мало кто может.

Развиваться всю жизнь...

Алена, боюсь, современная жизнь не оставила человеку выбора. Я знаю нескольких стариков, которым пришлось освоить современные методы комуникации, поломав все свои "поведенческие паттерны" и привычки. И надо помнить все-таки, что даже у нас еще живы люди, которые помнят, как в их деревню провели радио, и как пахали на лошадях.

Катерина, более того, в моей семье еще такие люди живы. Хотят, чтобы их оставили в покое и не дергали.

Я немного о другом - о стиле взаимодействия, о способах решения проблем.

Обычно человек закрепляет поведение однажды приведшее его к результату. И очень часто закостеневает в нем. Например, некто Прозерпина (чтобы не угодить не дай бог в какого-нибудь участника сообщества), обнаружила, что мужчины определенным образом реагируют на ее внешность и, пользуясь полунамеками и образом "блондинки" она может добиться желаемого. Способ работает, Прозерпина закрепляет его до автоматического навыка.

Или вот говоря о живых людях, у которых радио в деревню провели, их представления о том, сколько раз в день можно лупить ребенка отличаются от более молодого поколения.

Или, к примеру, некто Аполлон привык добиваться от подчиненных послушания, держа их в страхе увольнения и принимать все решения самостоятельно, ни с кем не советуясь. Даже когда эта привычка начнет бить Аполлона по голове (а она начнет, что я неоднократно наблюдала) мысль изменить поведенческий паттерн ему в голову не приходит, он находит миллион других причин кроме этого паттерна. Например то, что просто ему нужен пост повыше. Или бюджет побольше.

Развиваются всю жизнь люди, которые способны ежедневно подвергать сомнению собственные привычки и искать все более эффективный способ достижения желаемого.

Научиться пользоваться скайпом - несложно.

Изменить себя - вот что трудно.

Эту реплику поддерживают: Виктория Кузнецова

Прочитав, я подумала, что "мораль сей басни такова", что все люди (или большинство)- Маргариты, различие только в том, что в некоторых концепция "я хороший" побеждает все эти мысли, а у Маргариты такой вот "сбой системы". Я на 99% узнала в ней себя, но я для себя хороший человек! Почему? Потому что выбираю это. Хочу быть "эльфом", стремлюсь к этому, надеюсь на это. А по фактам - никакой принципиальной разницы между мной и этой девочкой нет (а может ли быть?)

Альбина, я сама долго полагала, что это вообще происходит со всеми на определенном этапе возрастного развития. Такой инсайт со сбрасыванием розовых очков. Потом опять возникла гипотеза, что вроде как - не у всех...

какая блистательня откровенность. И пациентки, и Ваша.

Как говорил Сократ: "Познай самого себя". Браво!

Спасибо, Юлия, здорово, что Вы заметили :) Я-то ладно, для меня в ту пору это был уже давно прожитый и проанализированный опыт, а вот девочка... В ее возрасте и позиции я сидела как мышь под веником со своим "ужасным открытием", а она - отважно отправилась исследовать обнаружившуюся проблему. 

Почему-то вспомнилось. В учебнике биологии за шестой класс была глава про глисты, они там были так смачно прорисованы, на целый разворот, и симптомы были описаны с иезуитской точностью. Я вот помню, шла домой со школы, у меня кружилось голова от страха, потому что я уже точно была уверена, что они у меня все есть и, конечно, если не сегодня вечером, то завтра я точно умру.

К чему это я..в подростковом возрасте каждое событие, переживание, встреча, особенно если впервые, приобретает непропорционально колоссальный размер и значимость. На время, конечно, пока что-то новое не вытесняет/корректирует. Вот и Маргарита - заметила какие-то неправедные душевные порывы и они превратились в такого огромного глиста, который ее сожрет. Очень чувствительная девушка, для многих эти открытия менее болезненно проходят.

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова, Павел Гуляев

Согласна, Наталия. Но обычно это оценивается как что-то если не негативное, то  с таким сожалеющим оттенком: ну что вы хотите, подро-остки... А на самом деле это ведь адаптивно, в общем. С точки зрения эволюции. Особь только вступает в жизнь, система важно-неважно формируется. Находится нечто новое и рассматривается всеми силами ума и эмоций под такой бо-о-ольшой лупой. Оценивается. Потом помещается на нужную полку, где и лежит до времени, когда понадобится. 

Катерина,

как Вы считаете:

1) Девочка в своих самокритичных откровениях занималась самообманом?;

2) Чем преодолевается самообман?.

1. Девочка не занималась самообманом. Это был этап развития ее личности.

2. Самообман обычно преодолевается дальнейшей жизнью. Или не преодолевается вообще (когда это не нужно). Иногда говорят, что самообман преодолевается психотерапией. Но это - самообман :))

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Видимо, я плохо сформулировал свой вопрос, раз в  "рецепте от самообмана" - жизнь, которая либо поможет, либо нет... :) В смысле "само рассосется, если повезет"?

Попробую иначе сформулировать свой вопрос:

Вот девочка сильно переживала обнаруженное в себе предвкушение от освобождающейся жилой площади в то время, когда ожидала, что должна была бы переживать страдание от утраты бабушки. И мне интересно (девушку я спросить не могу, поэтому спрашиваю Вас), а чем отличается или нет переживание радости в связи с приобретением квартиры в результате смерти от страдания в связи с утратой в результате смерти, почему одно лучше или хуже другого, если оно конечно так? У меня возникло ощущение, что и для Вас именно все так же выглядит, что девочка обнаружила в себе плохое качество вместо желаемого хорошего... Действительно плакать от утраты бабушки чем-то лучше, чем радоваться освобождающейся в результате ее смерти квартиры? Если лучше, то чем?

Видимо, я плохо сформулировал свой вопрос,

"а чем отличается или нет переживание радости в связи с приобретением квартиры в результате смерти от страдания в связи с утратой в результате смерти,"

Вот совсем не уверена, что и в этот раз вопрос поняла... :)))

Да ничем не отличается, по-моему. Важно как именно человек свои собственные (разнообразные) чувства рефлектирует. И учит его чему-нибудь эта рефлексия или только в депрессию или в догматику загоняет.

Эту реплику поддерживают: Павел Гуляев

И учит его чему-нибудь эта рефлексия...

Конечно. Я полностью с этим согласен. Вот мы и видим, что девочка рефлексировала - хорошо. Она в результате рефлексии обнаружила в себе порок - хотела обнаружить одни чувства и их проявления (хотела видеть себя убивающейся по поводу смерти бабушки), а увидела другие чувства и проявления (увидела себя радующейся жилой площади), которые рассматривает как проявление порока. И чему это ее научило или чему ее научило общение по этому поводу с Вами - с психологом?

Катерина, может быть я прав, может быть не прав, главное, чтобы Вы не обиделись на мои слова... :) Дело в том, что мне показалось, что Вы подтвердили для девушки правильность ее выводов на основании ее рефлексии - Вы дали ей понять, что все она правильно поняла и отследила, что ей понравилось, конечно. Более того, Вы и для себя сделали вывод, что раз у девочки все так же, как у Вас, то и она, и Вы не занимаетесь самообманом. Вот почему я спрашивал про рецепт устранения самообмана - "чем лечится самообман?" (спрашивал как специалиста). В результате у меня возникло ощущение, что Вы девочке не помогли, а наоборот укрепили ее в ее же представлении о том, что все она правильно отрефлексировала, да еще и обладает похвальным устремлением к искренности, к честности. Не могу с такой позицией согласиться, так как знаю, да и Вы это знаете, что никакой жизнью самообман не лечится и "обмануть меня не сложно - я сам обманываться рад"... А в условиях самообмана рефлексия ничего не стоит. В свою очередь рефлексия не лечит самообман. Замкнутый круг...

Ладно, задам вопрос еще проще, на конкретном примере: занимается ли алкоголик самообманом, если совершенно искренне и убежденно считает, что в любой момент может легко бросить пить, лишь бы захотеть? Если занимается, то чем можно вылечить его самообман?

Алкоголизм вообще не лечится. Вы это знаете, и я знаю. Возможна лишь длительная ремиссия. Так что дискурс о самообмане или его отсутствии в этом случае бесполезен.

Самообман (иллюзии в отношении себя) так распространены, что нет никакого другого выхода, как считать их по большей части полезными и адаптивными. Но популяции нужна какая-то часть людей без иллюзий (или с минимальным их количеством). Лечить самообман рефлексией или жизнью - нонсенс. Наиболее абсурдно здесь слово "лечить". Иногда, если человек к этому готов, жизнь разрушает самообман. Рефлексией иногда можно справиться с той бездной, на краю которой в результате оказываешься. И тогда получается тот самый редкий служащий на службе у популяции, который ей необходим наряду со многими "обманываться радующимися". И при этом никто не лучше никого. Все - на своем месте.

Иногда, если человек к этому готов, жизнь разрушает самообман.

Итак, какие именно изменения должны произойти в человеке, чтобы он стал готовым? Или Вы считаете, что жизнь все расставит на свои места, сама либо подарит готовность, либо нет, а вмешательство (назовем это помощью, если смущает слово "лечение") психолога не требуется?

Вопрос ведь важный. С подобными разговорами дети подходят к своим родителям сплошь и рядом, как им реагировать на признания детей - говорить, что жизнь все сама утрясет, только ты не очень расстраивайся и тем более не думай о суициде?

как им реагировать на признания детей

Попытаться, осознавая важность момента, быть честным, только и всего - рассказать, как именно сложились их собственные отношения с этими вопросами. Какие и как вопросы вставали, какие и как были найдены ответы. Не претендовать на истину в последней инстанции.

И еще мне всегда казалось, что в средней школе должен быть курс: "ловушки эволюции" - про то, что нам от предков досталось в наследство. Я не встречала ни одного человека (даже и из директоров школ), которые сказали бы: это не надо! - наоборот, все говорили: ага, ага, безумно важно и интересно. Но никто так толком даже не попытался. Вывод: иллюзии - один из важных адаптивных механизмов. А изготовление "служащих без иллюзий" - штучная работа эволюции, как и, к примеру, мутации. :))

Не претендовать на истину в последней инстанции.

Так роль психолога - это создать ощущение доброжелательного и честного собеседника?

И про иллюззи не понял... Пусть иллюзии - это адаптивное свойство, хотя как биолог готов спорить. Но при чем здесь самообман или искренность? Что Вы считаете адаптивным свойством из этих двух? Или Вы хотите сказать, что самообман девочки, а он налицо (я так вижу) - это положительное свойство? Я так же хочу обратить Ваше внимание на то, что люди взрослеют, их представления о многих обнаруженных в детстве моментах меняются, приходит понимание, что прежнее отношение было самообманом, после чего от него они отказываются. Так что является адаптивным свойством: самообман (иллюзии) или отказ от него? 

И по поводу искренности взрослого собеседника. Конечно же, необходимо, чтобы тебе верили, раз уж ты взялся с кем-то говорить. Но искренность, это еще не повод, чтобы решиться помогать человеку разобраться с проблемой, елси ты не видишь пути ее решения. Ведь так? Мы же не станем призывать слепого стать искренним поводырем слепому... Хочется узреть у взрослого, который пытается помочь ребенку хоть в чем-то иное видение возникшей проблемы и путей выхода из нежелательной ситуации. Вы же согласны, что в результате рефлексии девочка оказалась в неприятной для нее ситуации? Так чем именно ей можно помочь, чтобы ситуация разрешилась и более не повторялась? Или пусть раз за разом ищет себе собеседника, который видит так же, какк видит она сама?

Как-то очень много вопросов возникает, но все они сводятся к одному: что помогает преодолеть психологический конфликт, в котором оказалась девушка - выговориться, рефлексировать дальше? Но девочка уже ни раз разговаривала с такими же, как она... - не помогло. Девочка уже рефлексировала и именно рефлексия стала инструментом достижения конфликтной ситуации...

Все - на своем месте.

Так все-таки, девочка в себе порок обнаружила или нормальную черту, как у всех - Вы ни ей, ни мне не ответили на этот вопрос?

А я не знаю ответа на этот вопрос. Поэтому в начале поста и сказала: не было там психотерапевта (знающего) и клиента (вопрошающего). Сама, как социал-дарвинист, думаю, что популяции нужны и те, и эти. Насчет количественного соотношения - иногда так думаю, иногда эдак. А в молодости считала, что через это вообще все (100 процентов) проходят, а дальше уже - развилка.

Сама, как социал-дарвинист, думаю, что популяции нужны и те, и эти.

Это бесспорно, как нужны любые "мутанты". Вопрос только в том, кому нужны? Вы же мутанту не станете рассказывать о том, что его две головы или три руки - это хорошо? :) Человек ищет помощи себе персонально, боюсь ему не помочь путем перевода его взгляда на нужды биологического вида, тем более, что это заблуждение - никаких нужд биологический вид не испытывает, а потому никакие жертвы в моем понимании для него не требуются ни от меня, ни от кого-то другого. А потому порок сердца будем лечить, порок психический или социальной адаптации тоже будем лечить, как бы это слово не мешало сосредоточиться на проблеме.

мутанту не станете рассказывать о том, что его две головы или три руки - это хорошо?

Павел, у нас сейчас вся цивилизация этим занимается - Вы не заметили? :))) Я на этом фоне могу и промолчать...

...у нас сейчас вся цивилизация этим занимается

Да, она этим всегда занималась, не только сейчас. Цивилизация, когда пытается вмешаться в психологические конфликты, всегда как-то именно "этим" занимается.

Нет, не согласна. Были очень серьезные периоды, когда "альтернативно одаренных" кидали со скалы или на кострах сжигали. Или уж учили сидеть и не высовываться, раз у тебя три ноги вместо двух. Сейчас - все иначе.

Эту реплику поддерживают: Владимир Владимирович Громковский

Сейчас - все иначе.

Иначе? Способы оградить общество от "еретиков" конечно изменились - теперь они более эффективные. Поэтому сегодня человека, который может изготовить скрипку, не уступающую Страдивари по качеству, не возникает - куда подевалась неординарность скрипичных дел мастеров? Раньше любая неординарность давала неординарное потомство, а сегодня защищается неординарность, не дающая потомства. Раньше неординарность поддерживалась конкурентной борьбой, а сегодня убивается на корню под лозунгом "защита авторских прав",  когда талантливые проекты скупаются лишь с той целью, чтобы их успешно похоронить или выйграть очередную сумму денег с суде на основании патентного права. Раньше выживал умнейший и сильнейший, а сегодня правильно-политичный и безнравственный. Думаю, что надо не методы подчинения незаурядной личности общему видению сравнивать, а именно их эффективность. Сегодня методы подчинения куда более эффективные, так как ресурсов для этих целей у общества больше. но это уже иной вопрос - тут можно далеко от темы отклониться. :) Поэтому раньше методы подчинения были либо на уровне племени, семьи или государства, а сегодня именно на уровне цивилизации, стирая границы как семейные, так и государственные. Поэтому сегодня легко лишают права на воспитание собственных детей, если считают, что они не в то русло воспитываются или не теми методами, а на территорию любого государства вводят войска и устанавливают свою власть, если считают, что государство не в том русле развивается. О какой конкуренции можно говорить в цивилизации, в которой пропогандируется идея общих для всей цивилизации ценностей?

Сейчас - все иначе.

И это для судеб человечества - беда.

А, я, кажется, наконец-то поняла! :)) Вы все это время пытаетесь сказать мне, что я не помогла Маргарите? Может быть. Я пыталась. Но - ей судить. И времени. Не нам с Вами.

Я пыталась. Но - ей судить. И времени. Не нам с Вами.

Нет, я не это хотел сказать. Я хотел узнать, знаете ли Вы сами, чем именно и как именно Вы пытались ей помочь. Я не могу судить, я лишь могу предполагать.

как именно Вы пытались ей помочь

Я еще и сказать об этом пыталась :)) Ну не поняли мы с Вами друг друга в этом раз. Ничего, бывает, в другой раз наверняка больше повезет...

А в молодости считала, что через это вообще все (100 процентов) проходят, а дальше уже - развилка.

А я в детстве прочитал Ларошфуко и усвоил, что "Дурак в беде успокаивает себя тем, что беда произошла не с ним одним, а умный успокаивает себя тем, что беда была неизбежна". Но когда вырос, то стал понимать, что Ларошфуко заблуждался насчет умных - это был самообман. Умный успокаивает себя лишь тем, что знает теперь, как больше не оказаться в беде.

Позвлю себе вмешаться. Со мной лет в 15 произошла похожая история. Я точно так же поняла, что искренне радоваться успехам других или переживать из-за смерти близкого человека я не могу. Вообще не могу, не получается.

Сначала переживала, пыталась эти чувства в себе воспитать, но быстро поняла, что ничего не получится. Меня так до сих пор и не задевают за живое ни смерти близких, ни их радость, но просто пройти мимо я не могу. Вместо сочувствия включается чувство долга. 

Это к вашему вопросу о том, помогает ли рефлексия. Еще как помогает.  Тогда еще в 15 лет я поняла, что в мире я живу не одна, и с людьми надо как-то взаимодействовать. В итоге просто старалась запоминать ситуации в которых людям нужна помощь, и помогать.

А порок это или нормальная черта, зависит от того, как человек справится с этим дальше. Вгонит ли себя в депрессию из-за того, что никогда не сможет стать "хорошим" или с такой вот чертой научится справляться и жить дальше. 

Не совсем понял, в чем именно помогает рефлексия и как?

Так же не понял, с чем именно должен справиться человек, после чего что именно мы станем расценивать либо как порок, либо как достоинство?

Рефлексия помогает осознать определенные черты в характере, например полное отсутсвие сочувствия и адаптироваться в обществе. Очевидно, если я буду вести себя соответственно своему характеру, никаких нормальных отношений с людьми мне выстроить не удастся. Поэтому у меня сочувствие заменило чувство долга и привычка ставить себя на место другого человека.

А справиться человек должен как раз с тем, чтобы не расценивать свою черту характера ни как порок, ни как достоинство, а просто как черту характера и научится с ней жить и строить нормальные отношения с окружающими.  

То есть черта характера - это неисправимая данность, к которой следует приспособиться?

По большому счету да. Я не знаю ни одного человека, который искоренил бы в себе жестокость или лень, из недалекого человека превратился бы в мудреца. На это ведь нужны титанические усилия, и не факт, что итоговое превращение не будет самообманом.

Мне кажется, что гораздо продуктивнее и честнее признаться себе, что ты  злодей, например, и научиться с этим жить.

Мне кажется, что гораздо продуктивнее и честнее признаться себе, что ты злодей, например, и научиться с этим жить.

Ни признать этого невозможно, ни с этим жить из чувства долга, так как такого чувства нет - это самообман, который позволяет оправдывает лень или отсутствие упорства, чтобы отрефлексировать истинные побуждения тех или иных поступков. :)

Вот что мне в этой истории не понравилось? Что альтернативой самообману показана искренность, а это - новый самообман. Девочка как бы достигла чего-то своей искренностью, а психолог как бы своей ответной искренностью ей чем-то помог. А чем помог, если он видит точно так же, как видит и девочка, но просто приспособился с этим жить - доволен собой?

Да ничем не отличается, по-моему

Значит, если на похоронах девочка скажет всем, что не плохо, что бабушка умерла, так как теперь для нее освободилась квартира, то мы ее не осудим? Или, если девочка будет навзрыд прощаться с бабушкой, то мы ее осудим так же, как осудили бы в первом случае? Ведь девочка самообман и обнаружила исключительно на разнице между тем, что ожидала в себе увидеть и тем, что увидела.

Неужели разницы на самом деле нет и девочка самообманывается насчет этой разницы?

Я примерно в таком же возрасте примерно такими же проблемами болела. Мне казалось, что я ужасно всесторонне плохая из-за того, что не предаюсь горю всецело, а вижу ситуацию с разных сторон. Вылечило меня от этого заболевания гениальное произведение "Что делать" - описанная в нем "теория разумного эгоизма". Я (хоть на гвоздях ради смены мировоззрения не спала) решила, что раз уж приводимым нам в пример героями обязательной школьной программы так можно, то мне и подавно! :-))))

Точно! Я тоже вспомнила! Само произведение как литература мне понравилось не особо, но ведь действительно - одно из немногих произведений школьной программы, созвучное именно подростковой психике и подростковым мировоззренческим проблемам! (Второе, как мне кажется, - "Горе от ума") И не случайно именно оно когда-то "перепахало" 14-ти летнего Володю Ульянова :))

Катерина !!!! Спасибо !!!

Я никого раньше не встречала, кто не крутил бы мне пальцем у виска, когда я говорила, что мне из всей программы 9 класса больше всего "Что делать" понравилось!!!!

И да, никакого отношения к литературности это не имеет. И до этого Вашего комментария я не понимала, в чем же дело. А теперь эврика - там есть движуха нормальной вневременной жизни, а не наполеоновские войны и не индивидуальные остросоциопатические психозы.

А идеализм Веры Планы про алюминий!.. Помню прекраснуй лозунг одного приятеля: Люминь - митал социализьму. Хватало ума у нас, конечно, только узких кругах шутить.

Пару раз думала, не перечитать ли во взрослом возрасте. Но хватило ума этого не делать - чтобы не терять иллюзии прошлого :-)

Про "Горе от ума" не знаю, что сказать, кроме кусков, заученных наизусть :-) Видно, главный герой слишком далек от народа. Давно перестала удивляться, что почти никто не видит связи между обновкой и разодранным локтем, потому давно перестала пытаться использовать их как образец синонимов. Пользуюсь только аналогичными им синонимами "ленин и партия" :-))) И антонимами "Моцарт и злодейство" или "Гений и Сальери".

Кстати, меня Онегин с  Печориным из-за своей далекости от народа  тоже совсем своими подростковыми метаниями не трогали - не было в моем мире в мое время подростков с такими проблемами!

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Меня Онегин с Печориным тоже оставили равнодушной. А вот Чацкому я сочувствовала, ну и еще все-таки вот эта афористичность грибоедовского языка, конечно, куда от нее денешься? :)

Да, сочувствие, пожалуй - то самое. Жаль, методика преподавания сбивала - не вязалось восприятие геройства с правом испытывать к нему сочувствие :-)

Катерина, а Вы еще бОльший кладезь, чем я думала! Хотя я и так уже думала, что больше не бывает!

Эту реплику поддерживают: Михаил Березович

Лен, прекратите немедленно! Ну подумайте сами, зачем Вам я, стесняющаяся и застенчиво сидящая под табуреткой? :)) А иным способом реагировать на комплименты, как Вы, наверное, помните, семья, школа и Родина нас не учили. А всякие потом тренинги - это уже много позже сензитивного периода и не впрок :))

Катерина, Вы даже не догадываетесь, КАК Вы за последние несколько часов валидировали мою древнюю теорию об универсальной усредненности восприятия! Вот уж точно о чем будет, кроме тюльпанов поговорить!!!

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Чацкому я сочувствовала

И я сочувствовал - а сейчас прочёл - дурак дураком, и автор над ним потешается.

Та же штука получилась у меня с Шерлоком Холмсом.

Ничего удивительного. Любое хорошее литературное произведение - полифонично. Из разных точек онтогенеза по разному видится. Тем и ценно.

Эту реплику поддерживают: Владимир Владимирович Громковский

Точно! Насчет филогенеза, я думаю, кое у кого могли бы возникнуть вопросы (в первую очередь у стоящих на позиции креационизма), насчет же онтогенеза - все железно и вполне в рамках! :))

созвучное именно подростковой психике и подростковым мировоззренческим проблемам!

Превосходная невольная оценка уровня мышления автора произведения.

Типичный "демократ" - с подростковым мышлением. 

Вот это подарили! Благодарность.

А почему "невольная"-то? Вполне волевая :) И ничего плохого в том, чтобы освещать в художественной литературе подростковые проблемы, я ни разу не вижу.

Эту реплику поддерживают: Владимир Владимирович Громковский

А почему "невольная"-то? Вполне волевая :)

Ну да.

Хоть на страдальца Развозжаева посмотреть. Под 40 мужику, трое детей, мелкий предприниматель... Молодец же!

А  в голове - как у Чернышевского :(((

Второе, как мне кажется, - "Горе от ума"

Перечитал Горе от ума года два назад.

Был потрясён тем, насколько моё восприятие отличается от  воспоминаний от чтения в детстве. Впрочем, с Мильоном терзаний и тогда не мог внутренне согласиться.

Подросток воспринимает  в Горе от ума совсем не то, что взрослый. (Если повзрослел, разумеется). 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

"теория разумного эгоизма"

Извините, что встреваю. "Разумного" в смысле "умеренного" или в прямом понимании разумности?

Вы что, правда в школе "Что делать?" не читали?!

Правда. А другие книжки читал, все больше не по программе. :) А потом как-то не попадалось...

:) Так как насчет смысла сказанного?

Насчет смысла сказанного: Открываете любой поисковик. Набираете в строке поиска "Чернышевский, Что делать, теория разумного эгоизма."

Так теперь делают все двоечники :-)))

Вы, видимо, не совсем поняли мой вопрос. Меня не интересует пока книга Чернышевского, а интересует, что Вы в ней увидели... :) Возможно, после этого и заинтересует книга.

Не уверена, что имеет смысл ей интересоваться во взрослом возрасте.

Мне лично понравилась именно теория разумного эгоизма. Все в соответствии с этим блогом. Что если делаешь что-то хорошее для другого, но при этом не жертвуешь чем-то со своей стороны, а для тебя самого тоже есть некий позитив, то это не значит, что поступок недостаточно чист в своей хорошести.

И все-таки я так и не понял, в каком смысле употребляется слово разумность в контексте об эгоизме. :) Видимо, я еще и по сообразительности двоечник. :)

Ну почитааааайте гугл! Там все написано! У меня нет ни сил, ни времени пересказывать чужие классические мысли

Ну почитааааайте гугл!

Вы считаете, что Гугл должен возбуждать у меня бОльший интерес, чем Вы? :) Ладно, не хотите отвечать, не надо - я же не в душу пытаюсь залезть, а так, поинтересовался пониманием.

Нет. Совсем другие женщины, источником которых может быть гугл и не только, должны вызывать у Вас возбуждение.

Мне, как раз, намного интереснее копание в душе без наступания на мозоли.

А вот пересказчик чужих мыслей из меня плохой. Мне от этого скучно быстро становится

Мне, как раз, намного интереснее копание в душе без наступания на мозоли.

Невольно вспомнил Шекспира: "Если бы твой ум был в пятках, то ему не грозили бы мозоли" - это без всякого смысла, просто аналогичное сочетание мозолей и чего-то личного, оберегаемого. :) Навеяло из школьного...

В какой-то Вы не такой школе учились :-)

Может быть - с преподаванием ряда предметов на английском языке. До сих пор монолог Гамлета на слуху... :) 

Кстати, а для меня "Герой нашего времени" - лучшее из Лермонтова, а Печорин был школьным актуальным моему времявосприятию героем, практически разобрал его на цитаты, а вот сейчас почти забыл... :)

с рядом предметов

Что, про программу английского языка поговорим?

Не боитесь, что опять маму придется в школу вызывать? That is the question! :-)))

ПС. Компетентные собеседники обычного говорят не "не Вы, видимо, не поняли", а "я, возможно, плохо объяснил, позвольте я спрошу по-другому".

Вы, оказывается, не только по литературе у нас двоечник, но и по хорошим манерам! :-) Впрочем, это уже не в первый раз :-)

Это точно, манерность - не мой конек... :)

За самооценку - пятерка. Садитесь, Гуляев :-)

А в дневник проставите, а то мама не поверит... :)

Да. Но только если она придет на следующее собрание. Потому что потенциал у Вас хороший, а вот дисциплина хромает.

Не придет. На дисциплине она уже крест поставила - смирилась. У нее последняя надежда осталась на мою правильную самооценку... :)

Катерина, спасибо за отзывающуюся статью!

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Я рад, что это прочел. Стало легче.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Отличная статья, спасибо!