Реализация амбициозных планов по внесению Москвы в список главных арт- и fashion-столиц мира стала основной темой панельных дискуссией 16-ой Международной ярмарки современного искусства «АРТ Москва». 

На первой дискуссии, инициированной проектом «Сноб», директора ведущих центров современного искусства и главный архитектор Москвы обсудили, как вывести арт-объекты на бульвары, в каком виде этот выход можно осуществить и готова ли Москва принять не всегда понятные и однозначные продукты творческих экспериментов.

Ключевые пункты дискуссии сформулировал модератор, театральный критик Григорий Заславский: «Сегодня арт-кластеры Москвы: «Винзавод», Art-Play, «Гараж», «Красный октябрь» — существуют в виде гетто или резервацией. Есть ли перспективы дальнейшего движения? Будет ли оно вширь: на улицы и бульвары, или вглубь, внутрь себя? Готова ли Москва принять современное искусство, какие требования она предъявляет художникам и чем может им помочь?»

Готовность взаимодействовать с городской средой выразила исполнительный директор Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко: «Винзавод — не резервация. Мы понимаем важность вовлечения молодежи в наши проекты, создания общей творческой среды. А «выход искусства в город» уже хорошо апробирован: это и стрит-арт, и арт-эксперименты, и проекты по созданию комфортной среды».

С Троценко был категорически не согласен директор Центра современной культуры «Гараж» Антон Белов: «Реальность такова, что надо постоянно изворачиваться, придумывая способы взаимодействия с властью. На подготовку одной из последних арт-акций «Тело в городских пространствах» у нас ушло четыре с половиной недели. Из них три дня на подготовку самой акции, а остальное время — на согласование со всеми ответственными инстанциями, начиная от служб безопасности и заканчивая бабушками в ЖЭКе. Мы не просим власть помогать, мы просим обеспечить эффективные и прозрачные механизмы для реализации проектов».

Директор Центрального дома художника Василий Бычков считает, что поддержка особенно нужна крупным выставочным центрам. Из-за слишком частой смены экспозиций, что является самой затратной частью бюджета, они не могут обходиться без государственного финансирования. «К счастью, — отметил Бычков, — директор департамента Сергей Капков уже не раз подтверждал свою прогрессивность и демократичность (одна прогулка с художниками по бульварам чего стоит), и в этом году впервые за 16 лет существования нашей ярмарки департамент официально нас поддержал». При этом экономические выгоды от проведения арт-ярмарок город не использует в полной мере: так, в Лондоне на время престижных арт-мероприятий цены в ресторанах, гостиницах, магазинах, вырастают в четыре раза, и городская казна заметно пополняется за счет налогов, — подвел итог Бычков. 

Главный архитектор города Сергей Кузнецов высказался в пользу золотой середины: не нужно оставлять искусство в подполье, но и не стоит размазыввать его по всему городскому пространству. Лучший выход – создавать арт-кварталы, по типу берлинских или лондонского Челси. «Любая сегрегация в пределах города нехороша: не должно быть отдельных промышленных, арт-зон, спальных районов. Не стоит заставлять людей постоянно перемещаться. Лучше растить на своей территории арт-кварталы, где художники могут жить и работать, создавать и выставлять арт-объекты, отдыхать. Под разумные арт-акции мы даже готовы поменять законодательство. Я считаю, что правильные плоды произрастают на правильной почве. И наша задача — правильную почву создать».

Однако на вопрос члена экспертного совета АРТ Москвы и куратора дискуссионной программы ярмарки Екатерины Ираги, как, например, согласовать покраску пустой стены в собственном дворе, Кузнецов затруднился ответить. Зато нашелся Антон Белов: «Единственный выход сегодня — дать бабушкам в ЖЭКе по шоколадке и красить на здоровье».