В Париже на этой неделе — Салон шоколада. Уже 18-й, и опять у входа толпа, центральные журналы выпустили номера Spécial Ch-start--end-ocolat, в вечерних новостях — интервью с кондитерами и шоколадниками

Мало ли во Франции гастрономических ярмарок? Или типично французских, больше нигде не встречающихся продуктов (к числу которых никак не относится шоколад)? А все сходят с ума по шоколадному салону. Я знаю, в чем тут секрет: дело в дефиле. На салоне каждый день проходят шоу шоколадных платьев, а в этом году еще и нижнего белья. Так что когда родители говорят друг другу «давай детей на шоколадный салон отведем, каникулы же», я уверена, что дети здесь ни при чем. Потому что угадайте, когда там час пик? Правильно, в 17.00, к началу дефиле.

К тому, что на экранах и билбордах возбуждает еда, а не нагота, мы привыкли. Проехал мимо рекламы нижнего белья — и не заметил. А посмотрите на выражение лиц актеров, рекламирующих плитку шоколада… В эпоху барокко итальянский скульптор Бернини придал такое выражение своей святой Терезе, переживающей религиозный экстаз, — и ему сильно попало от современников. В наше время на съемках шоколадного торта (сама была свидетелем) режиссер кричит: «Крем потек, глаза закрывай, мне нужен foodgasm!» Да и foodporn — уже привычный рекламный термин. Несколько лет назад Соня Рикель стала продавать в своих бутиках секс-аксессуары, всякие очаровательные наручники в ее знаменитой полосатой гамме и прочее, как в секс-шопе, только поэлегантнее. Ну и что? Поговорили и забыли. Почти сто лет назад  демонстрация чулок в Париже вызывала бурю страстей. Теперь чулком кого удивишь? Я уверена — собери секс-индустрия свою ярмарку, ей с Салоном шоколада конкуренции не вынести. Он сначала проходил раз в год, теперь дважды, и все больше городов подключается, и повсюду толпы. Особенно в Париже — в прошлом году салон за три дня посетило 350 000 человек.

Ну хорошо, нагота взгляд не зацепляет. Но мне всегда казалось, что для соблазна существует одежда и  вся индустрия моды. Что это верное оружие: то, что скрыто, должно привлекать. Или лжет старая поговорка, утверждающая, что женщина одевается, чтобы ее раздели? Глубокие декольте и закрытые облегающие платья, мини-юбки и вечерние туалеты, все эти кружева, оборки, бретельки, разрезы, разлетающиеся крючки… В какой-то момент нам всем показалось, что именно манекенщицы знают секреты обольщения. Ради недостижимых «90-60-90» мы принялись болеть анорексией, падать в обмороки, отказываться от пищи, (делая ее все более вожделенной). В результате оказалось, что нет ничего менее сексуального, чем современная высокая мода. Когда-то манекенщицами в модные дома брали красивых девушек, чтобы они демонстрировали дорогие платья богатым клиенткам и выглядели в них как можно соблазнительнее. Теперь мода — это чистое искусство, а модели обоего пола — собрание андрогинов и «инопланетян». Там и плоти-то никакой нет, а нагота отлакирована взглядами не хуже, чем у античных статуй в саду. Модное шоу красиво, но эротических чувств не вызывает.

А шоколадное вызывает. Ах, эти бархатные трюфеля, шелковый блеск глазури, прозрачная хрупкость шоколадных кружев, что скрыто за ними? Недаром устроители салона чаще обращаются к актрисам, чем к моделям: у них формы, взгляд, походка — все совсем другое. И недаром на закрытой вечеринке накануне открытия салона тоже шло бесконечное дефиле — специальный подарок гостям, для своих. Спрашиваю у знакомого рядом: «Ну как?» Он только глаза закрыл и поцеловал кончики пальцев — и откуда у современного сдержанного семьянина этот жест из Мопассана? Видел бы он в прошлом году девушку в бюстгальтере из двух остроконечных пирожных! Между прочим, эти пирожные называются religieuse, то есть «монашенка», ну как тут не вспомнить слово foodporn?

С шоколадного салона начался когда-то весь тренд «съедобной моды». Однако не все продукты обладают сексуальной мощью шоколада. Итальянский фотограф Фульвио Бонавиа (Fulvio Bonavia) в 2008 году проиллюстрировал съедобными аксессуарами книгу A Matter of Taste. Дамская сумочка из малины, босоножки с ремешком из арахиса, пояс из спагетти... Увы, эротикой там и не пахло. Не так давно он выпустил новую серию — «Съедобные платья» для журнала «Гараж»: наряды от Alexander McQueen из листьев салата, Louis Vuitton из грецких орехов, Prada из апельсинов и Moncler из анчоусов. Но, увы, они не соблазняют. Овощи — еда диетическая. В крайнем случае, одежда из овощей годится для экологических кампаний. В мясе в этом смысле больше потенциала, но пока что мясное платье Леди Гага не эротично, а просто агрессивно — впрочем, она этого и добивалась. Так что дело, видимо, в самом шоколаде. В его разнообразных и еще не до конца изученных свойствах. Он и сам не хуже оргазма вызывает выработку «молекул счастья» эндорфинов. Поэтому, несмотря на то, что весят шоколадные платья около 10 килограммов, отбоя от желающих поучаствовать в дефиле нет. С каждым годом на подиум выходит все больше звезд.

А вот что же делать нам, простым смертным? Чем соблазнять? В шоколадном платье на свидание не пойдешь, оно растает, как Снегурочка. Но надежда есть. Шоколадные сумочки и пояса, брелоки и серьги в романтический вечер — это уже реальное завтра. Швейцарская фирма Barry Callebaut объявила на салоне, что изобрела шоколад, который выдерживает контакт с телом.

Интересно, что мы будем делать, когда приестся и шоколад?