Для российских синефилов молодой Римский кинофестиваль, придуманный в пику Венецианскому, имеет особое историческое значение: на первом фесте 2006-го года, когда по регламенту победитель определялся зрительским голосованием, главный приз получил кинодебют Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Русская речь будет часто литься с итальянских экранов и в этом году, хотя 2012-й для Римского фестиваля — почти год нулевой: теперь его возглавляет Марко Мюллер, куратор-звезда, покинувший прошлой осенью пост арт-директора Венецианского кинофестиваля. Формально — по истечении срока контракта, на деле — из-за принципиальных разногласий с президентом Венецианской Биеннале Паоло Бараттой, проблем с финансированием и неурядиц со строительством нового фестивального комплекса (широченная яма на месте планировавшегося к 150-летию объединения Италии, да так и не построенного дворца — эффектное напоминание, что в плане коррупции нам есть, у кого поучиться). В Риме с фестивальной инфраструктурой все в порядке, и у Мюллера есть все шансы превратить третьестепенный фестиваль в смотр высшего дивизиона.

В основном конкурсе 2012 года немало актуальных имён. Как мы и подозревали, жалобы отборщиков ММКФ на жесткую конкуренцию со стороны Берлина, Канна и Венеции — мол, они все хорошее разбирают — не очень состоятельны; были бы желание и авторитет, а фильмы найдутся. В Риме соревнуются Роман Коппола«Умопомрачительных фантазиях Чарльза Свона Третьего» играют Чарли Шин, Билл Мюррей, Джейсон Шварцман и Патрисия Аркетт) и Ларри Кларк (с по обыкновению провокационной love story «Марфа»), Валери Донзелли («Рука об руку») и Такаши Миике («Урок зла»), сыновья великого поляка Ежи Сколимовского Михал и Йожеф («Ixjana») и многообещающие американские дебютанты братья Польские («Жизнь в мотеле»). Ходят слухи, что фильмом-сюрпризом окажется «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино. И — самое главное — в конкурс вошли два фильма на русском языке: «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко, продолжившего сотрудничество с фантазером и эротоманом Денисом Осокиным, соавтором «Овсянок» (которых Мюллер приглашал в конкурс Венеции, где они сорвали аплодисменты тогдашнего председателя жюри Тарантино и получили приз за сценарий). И фильм 78-летней богини Киры Муратовой «Вечное возвращение» — формально украинский, но с участием Олега Табакова, Аллы Демидовой, Ренаты Литвиновой и Сергея Маковецкого.

Весомое отечественное присутствие в Риме будет заявлено уже фильмом открытия — «В ожидании моря» Бахтиёра Худойназарова, сопродукция России, Бельгии, Казахстана, Франции и Германии с интернациональным актерским составом, возглавляет который Егор Бероев. А в самой любопытной программе — придуманной Мюллером секции «Кино XXI века» — встречаются «Танец Дели» Ивана Вырыпаева и новый проект выдающихся нижегородских художников Галины Мызниковой и Сергея Проворова (вместе они — ПРОВМЫЗА) «Вечность» (о театральном дебюте ПРОВМЫЗЫ мы писали минувшим летом).