![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Егор Бероев и Рената Литвинова спасут Рим
![Кадр из фильма «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона III»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d5/4e/d54e99f54d1ce9a4135c146065468f441dcb4f9479f91b270d71c043389bda46.jpg)
![Кадр из фильма «Марфа»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a4/58/a458a3b8f9595d8dff55ab3fdd2aaa6a0cc23798cfc179b4ce0837a54a56d892.jpg)
![Кадр из фильма «Рука об руку»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/7e/c5/7ec50ec3d857da65fd1781c1c30583144784d30680bdf8918e3c6c5856739fcf.jpg)
![Кадр из фильма «Урок зла»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/eb/63/eb637437890f94cdc31c11aa21a5fca87d30246923b4ce10b13f150a90d4ca5a.jpg)
![Кадр из фильма «Ixjana»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/de/d2/ded2557a1701b8e9c3981d2e8d1bb71214d1561a455700a7f0cbda1952754614.jpg)
![Кадр из фильма «Жизнь в мотеле»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/13/6c/136cc8961cf3d9696f15f5bcc3f694d3b7608fcea8144a724ba6b3892340392f.jpg)
![Кадр из фильма «Джанго освобожденный»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/76/ce/76cedab7543fab4502b17fec9d97199c1a3f548a16a918a74a00c2ec7f8957f7.jpg)
![Кадр из фильма «Небесные жёны луговых мари»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3f/ee/3fee4d4946cbdd38d361e5e35e1a2bebaedfae3ee60cd27546de1440ef57bd1e.jpg)
![Кадр из фильма «Вечное возвращение»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/72/7c/727c4c018168a1b1683f4940c8055e783cfc64059c428604d4fb7fe7b39f73d1.jpg)
![Кадр из фильма «В ожидании моря»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ba/75/ba75c51b8901ef16f7444f8ff66ee93f4f9fa951e4d2a21e54d9cc4ea53022b2.jpg)
![Кадр из фильма «Танец Дели»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9e/23/9e232fdcdc392ca0ea72ed3e78f8d627fc7cac99c178a731ddd0ee826fc6c5d0.jpg)
Для российских синефилов молодой Римский кинофестиваль, придуманный в пику Венецианскому, имеет особое историческое значение: на первом фесте 2006-го года, когда по регламенту победитель определялся зрительским голосованием, главный приз получил кинодебют Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Русская речь будет часто литься с итальянских экранов и в этом году, хотя 2012-й для Римского фестиваля — почти год нулевой: теперь его возглавляет Марко Мюллер, куратор-звезда, покинувший прошлой осенью пост арт-директора Венецианского кинофестиваля. Формально — по истечении срока контракта, на деле — из-за принципиальных разногласий с президентом Венецианской Биеннале Паоло Бараттой, проблем с финансированием и неурядиц со строительством нового фестивального комплекса (широченная яма на месте планировавшегося к 150-летию объединения Италии, да так и не построенного дворца — эффектное напоминание, что в плане коррупции нам есть, у кого поучиться). В Риме с фестивальной инфраструктурой все в порядке, и у Мюллера есть все шансы превратить третьестепенный фестиваль в смотр высшего дивизиона.
В основном конкурсе 2012 года немало актуальных имён. Как мы и подозревали, жалобы отборщиков ММКФ на жесткую конкуренцию со стороны Берлина, Канна и Венеции — мол, они все хорошее разбирают — не очень состоятельны; были бы желание и авторитет, а фильмы найдутся. В Риме соревнуются Роман Коппола (в «Умопомрачительных фантазиях Чарльза Свона Третьего» играют Чарли Шин, Билл Мюррей, Джейсон Шварцман и Патрисия Аркетт) и Ларри Кларк (с по обыкновению провокационной love story «Марфа»), Валери Донзелли («Рука об руку») и Такаши Миике («Урок зла»), сыновья великого поляка Ежи Сколимовского Михал и Йожеф («Ixjana») и многообещающие американские дебютанты братья Польские («Жизнь в мотеле»). Ходят слухи, что фильмом-сюрпризом окажется «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино. И — самое главное — в конкурс вошли два фильма на русском языке: «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко, продолжившего сотрудничество с фантазером и эротоманом Денисом Осокиным, соавтором «Овсянок» (которых Мюллер приглашал в конкурс Венеции, где они сорвали аплодисменты тогдашнего председателя жюри Тарантино и получили приз за сценарий). И фильм 78-летней богини Киры Муратовой «Вечное возвращение» — формально украинский, но с участием Олега Табакова, Аллы Демидовой, Ренаты Литвиновой и Сергея Маковецкого.
Весомое отечественное присутствие в Риме будет заявлено уже фильмом открытия — «В ожидании моря» Бахтиёра Худойназарова, сопродукция России, Бельгии, Казахстана, Франции и Германии с интернациональным актерским составом, возглавляет который Егор Бероев. А в самой любопытной программе — придуманной Мюллером секции «Кино XXI века» — встречаются «Танец Дели» Ивана Вырыпаева и новый проект выдающихся нижегородских художников Галины Мызниковой и Сергея Проворова (вместе они — ПРОВМЫЗА) «Вечность» (о театральном дебюте ПРОВМЫЗЫ мы писали минувшим летом).