Катерина Мурашова /

Уроки для родителей

Когда полезно стоять над душой и кто в ответе за домашние задания

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

— Петя, кончай маяться дурью, пора за уроки садиться.

— Сейчас, я еще немного поиграю…

— Петя, ну что это за игра — бегать за кошкой! — в голосе матери слышится раздражение. — Тебе же не три года, а почти десять!

— Так я бы в компьютер поиграл, — живо откликается вихрастый, конопатый Петя. — Да ты мне не разрешаешь!

— Компьютер — это вредно для глаз! — наставительно говорит мать. — Доктор в поликлинике сказал: не больше получаса в день. И в интернете я тоже читала…

— А я — полчаса! Вот полчаса и все!

— Сначала нужно сделать уроки.

— Тогда я еще поиграю…

— Хватит тянуть резину! — выходит из себя мать. — Так можно опять до вечера проваландаться! Сел, сделал — и занимайся потом чем хочешь! Хоть рисуй, хоть книжку читай, хоть модель собирай, которую папа тебе купил…

— А она не собирается…

— Да ты и не пробовал толком! Начал и бросил, как и все, что ты делаешь!

— У меня правда не получается! Она сложная, я хочу, чтоб папа мне помог…

— Я, может быть, тоже хочу, чтобы папа мне помог, да где он? Где? — повышает голос мать. — Вот чтобы он вспомнил, что у него есть сын, и тебе сказал наконец по-мужски, что сначала надо дело сделать, а уже потом… Садись за уроки, я сказала!

— Мам, а можно я творожок сначала съем, а потом уже сразу… Что-то есть хочется…

— Уроки!!! — орет мать. — Ты полтора часа назад обедал! Что — забыл?! Бери учебники и садись за стол! Иначе я не знаю, что с тобой сделаю…

— Сейчас, сейчас, только водички попью… и в туалет схожу…

* * *

Спустя час.

— Ну что, ты сделал упражнение? Еще не переписал? Да чего там переписывать, там же восемь строчек всего!.. Почему у тебя опять машинки на столе?! (Машинки летят в угол.) Сколько раз можно говорить: игра игрой, а уроки — уроками! Что ж мне, над тобой безотлучно стоять, как в первом классе?! Как будто у меня своих дел нет!

— Ага, — кивает Петя. — Ты постой, пожалуй. А какую букву тут вставить?

— Ты сам должен знать! Мы с тобой позавчера полдня правило учили.

— А я забыл.

— А ты вспомни. Или пролистай параграф и в учебнике прочти.

— Ты мне лучше скажи — и все.

От безмятежности сыновьей физиономии у матери начинают трястись руки. Она сдерживается из последних сил, так как знает, что орать на детей непедагогично.

* * *

Спустя еще час.

— Ты что, ответы в этих примерах с потолка писал?

— Нет, я решал.

— Да как же ты решал, если у тебя пять плюс три получается четыре?!

— А… Это я не заметил.

— А что задача?

— Да я не знаю, как ее решать. Давай вместе.

— А ты вообще пробовал? Или в окно смотрел и с кошкой играл?

— Конечно, пробовал, — с обидой возражает Петя. — Сто раз.

— Покажи листочек, где ты решения писал.

— А я в уме пробовал…

* * *

Еще через час.

— А что вам по английскому задали? Почему у тебя ничего не записано?

— Ничего не задали.

— Так не бывает. Нас Марья Петровна специально на собрании предупреждала, что дает задание на дом на каждом уроке!

— А в этот раз не задала. Потому что у нее голова болела.

— С чего это вдруг?

— А у нее собака на прогулке сбежала. Беленькая такая. С хвостиком.

— Прекрати мне врать! — визжит мать. — Раз не записал задание, садись и делай подряд все задания к этому уроку.

— Не буду я, нам не задавали!

— Будешь, я сказала!

— Не буду!!! — Петя швыряет тетрадь, вслед летит учебник.

Мать хватает его за плечи и трясет с каким-то почти нечленораздельным злобным клекотом, в котором угадываются слова: «уроки», «работа», «школа», «дворник» и «твой отец».

Потом оба плачут в разных комнатах. Потом — мирятся. На следующий день все повторяется сначала.

* * *

Именно с этой проблемой ко мне приходит почти четверть моих клиентов.

Ребенок уже в младших классах не хочет учиться. Не усадить за уроки. Если все-таки усаживается, все время отвлекается и все делает тяп-ляп. На приготовление уроков тратится страшно много времени, и в результате ребенок не успевает погулять, поиграть, сходить в какой-то кружок, заняться еще чем-нибудь полезным и интересным. А еще ему вечно ничего не задано.

Вот схема, которую я использую в этих случаях:

1. Ищу в медицинской карточке с самого начала, есть ли (или была ли) какая-нибудь неврология. Буквы ПЭП, ППЦНС* или еще что-нибудь в этом роде.

2. Выясняю у родителей, есть ли у ребенка честолюбие (переживает он за ошибки и двойки или ему все равно), и отдельно — есть ли оно у них самих (сколько раз в неделю они рассказывают ребенку, что учеба — это его работа, и кем и как он должен стать).

3. Подробно расспрашиваю, кто отвечает за приготовление уроков. (Хотите верьте, хотите нет, но в тех семьях, где все пущено на «самотек», проблем с уроками, как правило, и нет. Хотя, конечно, есть другие.)

4. Объясняю родителям, что это именно им (и учителям) нужно, чтобы ребенок-младшеклассник готовил уроки. Ему самому это ни за что не надо, вообще. Он бы лучше поиграл. Взрослая мотивация («я должен сейчас сделать неинтересное это, чтобы потом, несколько лет спустя…») появляется у детей никак не раньше пятнадцати лет. Детская мотивация («хочу быть хорошим, чтобы мама (Марья Петровна) похвалила») обычно исчерпывает себя к девяти-десяти годам. Иногда (если ее очень эксплуатируют) и раньше.

Что делать?

Если соответствующие неврологические буквы в карточке обнаружились, стало быть, у ребенка собственные волевые механизмы слегка (или как следует) ослаблены, и родителям придется над ним некоторое время «зависать» — по показаниям, вроде таблеток. Иногда достаточно просто держать руку у ребятенка на голове, на макушке — и он в этом положении за двадцать минут все задания (как правило, небольшие) благополучно сделает. А вот надеяться, что он их все в школе запишет, не стоит. Поэтому нужно сразу завести альтернативный канал информации. Вы сами знаете, что вашему ребенку задали, — и хорошо. Но волевые механизмы нужно развивать и тренировать (иначе они так никогда и не заработают). Поэтому регулярно (например, раз в месяц) следует немного «отползать» со словами: «О, сын мой (дочь моя)! Может, ты уже стал так могуч, взросл, умен и т. д., что сможешь сам переписать упражнение? А задания к нему сделаем вместе?... Сможешь сам встать в школу по будильнику?... Сможешь решить столбик примеров?» Если не получилось: «Ну что же, пока недостаточно могуч. Попробуем еще раз через месяц». Если получилось: ура!

Если букв нет, а ребенок вроде бы честолюбив, можно провести эксперимент. «Отползти» много дальше предыдущего пункта и дать ребенку максимум свободы. Если нахватает двоек и даже пару раз в школу опоздает, ничего страшного. Тут что важно? Это эксперимент не мстительный («вот я тебе сейчас покажу, что ты без меня!..»), а дружелюбный («а вот давайте посмотрим…»), ребенка никто ни за что не ругает, но вот за малейшие успехи поощряют («отлично, оказывается, мне не надо больше вот тут над тобой стоять! Это была моя ошибка. Но как я рада, что все выяснилось!»)

Надо помнить: никакие теоретические «договоры» с младшими школьниками не работают, только практика.

Если нет ни букв, ни честолюбия (у ребенка), то надо искать ресурс вовне — то, что ребенку интересно и что у него получается. Для каждого что-то такое есть. Если ребенку комфортно и в чем-то он будет успешен, школе от этих «щедрот» тоже достанется: от грамотного повышения самооценки все дети становятся чуть ответственнее.

Если у ребенка — буквы, а у родителей — честолюбие («дворовая школа — это не для нас, только гимназия с усиленной математикой!»), то ребенка оставляем в покое и работаем с родителями.

Таков алгоритм, который обычно я предлагаю родителям. Но среди наших читателей есть и родители, и педагоги, и психологи. Может быть, вы захотите что-то оспорить или, наоборот, добавить или уточнить? Ведь проблема более чем распространенная, и ваш опыт наверняка многим пойдет на пользу.

* ПЭП — собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающие в перинатальном периоде жизни ребенка. ППЦНС — перинатальное поражение центральной нервной системы.

Комментировать Всего 24 комментария

Ох, Катерина!... Я бы тоже половину времени, которое провожу перед компьютером, с собакой бы возилась, если бы она у меня была :-)....

Лен, так возьмите же к себе собаку! Небольшую, чтоб ее возить можно. Франк поворчит немного сначала, а потом точно привыкнет и полюбит :)))

Из конкретно-полезного могу поделиться только малюсеньким опытом делания уроков с племянниками.

Когда я взяла племянницу за руку после первого урока немецкого языка, где учились говорить, меня зовут маня, я хорошая - я веселая, ее зовут дуня, она хорошая - она веселая и протащила ее по квартире - давай с бабушкой погоморим, давай с дедушкой поговорим, они все невероятно развеселились и остались довольны изучением немецкого. Остальные уроки в тот день делались с намного большей радостью.

Для себя подтведила тезис, что надо искать радость в первую очередь, а пользу - во вторую

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Анна Савчук

надо искать радость в первую очередь, а пользу - во вторую

Совершенно согласна! :))

"и работаем с родителями"

Ну вот, на самом интересном месте!.. 

Эту реплику поддерживают: Наталья Старокожева

Карина, да там ведь уже не может быть общих рекомендаций никаких. Потому что у кого-то - чисто честолюбие, у кого-то страх ("не будешь сейчас дрючить, потом по миру пойдет"), у кого-то вообще имитационное поведение, как у обезьян ("а вот у соседей девочка... и по телевизору говорили..."), а кто-то из собственного детства притащил чего-то... Там уж в зависимости от контекста.

Понятно.

Я как-то упустила, что речь о младших школьниках. По-моему, к классу 5-7 большинство родителей доходит до здорового пофигизма естественным образом, хотя есть особо упертые (как правило неработающие с одним ребенком) мамочки...  Это я по нашим классам сужу - средней госшколы с гимназическими классами.

Катерина, а расскажите, что происходит с мотивацией ученика дальше, в средней школе? Какие тенденции и рекомендации?

мой, вот, например, в тир при школе записался, мечтает пойти в армию, поэтому "учиться ему не нужно". Я под это дело замотивировала его на физподготовку и убедила в важности математики доя всех профессий. Но русский с литрой ему "нафиг не сдался". Это общий тренд или его индивидуальные особенности? Что посоветуете?

к классу 5-7 большинство родителей доходит до здорового пофигизма

Обычно к старшей школе случается еще одно обострение :))

Мотивация к учебе до 10 лет детская, с 15-17 (если повезет) взрослая. Промежуток - провальный совершенно, годится только "промежуточная" мотивация, т.е. вроде клочка сена перед мордой бегущей лошади. В этом возрасте критически важно, если есть что-то, что реально интересно и получается. Тогда на этом держится вся мотивационная конструкция (о том, чтобы оно было, нужно заранее заботиться, ища у чада таланты и т.д.) - "Щазз я быстренько все это порешаю и - на тренировку... на репетицию... на занятие...". Если этого не случилось, надо быть готовым к вялым таким годам, когда чадо тусуется или в компе висит. На выходе из этого периода очень важно, каких людей чадо видит вокруг себя (их можно специально показывать) - если все вокруг заняты делом и им увлечены, прогноз хороший :)

П.С. Мечта об армии - хорошая промежуточная мотивация, ее лучше поддерживать, что Вы и делаете, да еще приговаривать: какой ты у меня оригинальный, сынок :))

Эту реплику поддерживают: Анна Савчук

Точно. Какой ты у меня оригинальный, сынок -  это очень хорошо, потому что: во-первых, правда; во-вторых, потянет за собой дополнительные творческие мотивации от которых и до литературы с русским рукой подать.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Спасибо, Катерина,

настолько просто и понятно. Когда я консультировала в школах, две трети родителей с этим приходили.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Очень приятно было прочитать, что Вы, Катерина, одобряете политику "пускать на самотек"! Я это делаю не из педагогических соображений, а потому что ненавижу стоять над душой, ныть, заставлять и тд. И, кстати, работает! У детей появляется собственная мотивация - " подругу похвалил учитель, я тоже хочу", "сделаю лучше сестры"  и тд,

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Анна Савчук

Я тоже всегда так считала. Не могу стоять над душой, особенно после 10 лет. Я всегда сама для себя находила мотивации и делала. Однако, с моими детьми этот номер не прошел. Сейчас им уже 15, на носу ГИА (это экзамены так называются), а мы так на сопротивлении и существуем. То есть, если я контролирую - получаем пять, если нет - два! Вот так контрастненько...

Стало быть, своя мотивация так и не включилась пока :( Но 15 лет - это как раз тот возраст, когда надо интенсивно пробовать. А у чада (чад?) исследовательский инстикт силен? Может, попробовать подключить его (их?) к эксперименту?

ребенка никто ни за что не ругает, но вот за малейшие успехи поощряют

Можно уточнить, почему?

Можно. Потому что это Вам (родителю) надо, чтобы "палочки были попендикулярны" и Вы затеяли этот (описанный мною) эксперимент и Вы заинтересованы в его положительном результате. За что же ругать ребенка, если у него - не получилось? 

Вы затеяли этот (описанный мною) эксперимент...

Понятно. Просто я думал, что "ругать" или "хвалить" - это такие педагогические приемы, а не дань справедливости. Ребенок, я надеюсь, не должен догадываться, что я затеваю эксперимент? А потому и поинтересовался, по какой причине один прием допустим, а другой не допустим. А может тогда и не хвалить ребенка, ведь это я затеял эксперимнт, и будет справедливо хвалить себя? :)

Павел, Вы текст-то читали? :) Там же черным по белому написано, что ребенок не только "догадывается" об эксперименте, но и является его активным сознательным участником и, в идеальном случае, даже одним из разработчиков.

Катерина, Вы не переживайте так не понимания. Ведь если Вы взялись уточнять как главное, что ругать не надо. а хвалить надо, то значит сразу подразумевали, что без Вашей помощи могут не понять. Вот я и не понял, почему ругать нельзя, а хвалить можно. Если мой эксперимент, а потому и ошибка моя, то ругать конечно же надо именно себя. Если мой эксперимент и мой успех, то вроде бы и хвалить надо опять только себя. Дело в том, что Ваша логика, когда "если успех, то он его, а если неудача, то по моей вине" она мне так и не стала понятна. Но это ведь и не самое главное. Главное, что раз она мне не понятна, то она и ребенку может оказаться не понятна, если Вы конечно не уверены. что я заведомо дурнее ребенка. :) А вот если ему не станет понятно, почему бы это ему винить в неудачах мать, а за удачи гордиться самому, то мало ли что... так ведь к такому положению дел и привыкнуть можно.

В неудаче эксперимента НИКОГО винить не надо (тем более, что отрицательный результат эксперимента - это тоже результат). Заявляю ответственно, как бывший научный сотрудник. В той же этической плоскости принято, что организатор эксперимента после его окончания благодарит (а уж никак не винит) всех участников и коллег, и мне это кажется вполне разумным. Но, разумеется, каждый родитель, столкнувшийся с описанной проблемой, строит свою линию поведения самостоятельно, я лишь предлагаю варианты.

А ребенок должен осознать, что результат отрицательный или должен осознать, что отрицательный результат - тоже положительный результат и укрепиться в мысли - "вот такой уж я отрицательный" по результатм эксперимента?

И вот у меня еще одна мысль возникла, что если заранее не сговориться со школой, то за пару пропусков или не сделанные уроки  его в школе не просто не похвалят, но могут и наругать, двойки там всякие или вызов родителей. Может тогда надо со школой тоже договориться сначала, чтобы не ругали? Их в курс дела вводить?

Я думаю, что Вам с Вашими детьми (если решитесь на эксперимент) следует поступить так, как Вам (организатору эксперимента) удобнее. А если не решитесь (или по обстоятельствам неактуально), так и заморачиваться рассуждениями не стоит :))

Катерина, спасибо за пожддержку! Так как, "отползла" от сына, а самой страшно .......

Конечно, страшно! :)) Но Вы же не совсем отползли, Вы же здесь, рядом, если что серьезное.