«Сон в летнюю ночь» — одна из самых хитрых пьес Шекспира, в принципе, не стеснявшегося сложноустроенных и многоуровневых структур. В двух словах не перескажешь: в Афинах грядет свадьба герцога Тезея и царицы амазонок Ипполиты, для которой банда ремесленников готовит торжественное представление — пиэсу о несчастной любви «Пирам и Фисба». Живущие в тех же Афинах юные влюбленные Лизандр и Гермия, отец которой препятствует их союзу, бегут из города в лес, чтобы венчаться там; по их следам отправляется и Деметрий, безответно влюбленный в Гермию, и Елена, безответно влюбленная в Деметрия. Это все мир дольний, но в том же самом лесу нешуточные страсти разыгрываются в мире сказочном: повелитель эльфов и фей Оберон ссорится с женой Титанией, в то время как эльф Пэк по приказанию Оберона встревает (довольно неуклюже) в человеческие отношения.

Я видел больше дюжины «Снов в летнюю ночь», на английском, немецком и, само собой, русском языках (включая такие дикие опусы, как мордобойная версия Владимира Епифанцева и трэш-кабаре Нины Чусовой «Сон в шалую ночь»), и спектакль Серебренникова — единственный, где шекспировская композиция приобрела конгениальное пространственное решение. Зрители, входящие в винзаводовский Цех Белого, где играет Седьмая студия, отправляются в путешествие, маршрут которого я разглашать не стану. Разве что упомяну его отправной пункт — старый деревянный дом, построенный Катей Бочавар; в этом, первом, зале мы подсматриваем за героями сквозь окна и щели, дальше — еще интереснее. Программка четко делит содержание на четыре истории — богов, людей, правителей и рабочих, но на самом деле эта величественная постановка — об историях любви, о самых причудливых ее метаморфозах — от глупой и шумной первой школьной до болезненной, изматывающей, любви-раны, становящейся травматическим опытом. Третья — самая жесткая, способная повергнуть в смущение — часть спектакля рифмуется с фильмом Серебренникова «Измена»; в ней «Сон...» сплетается с мотивами «Укрощения строптивой». Вообще, это очень радикально переработанный Шекспир: драматург Валерий Печейкин (здесь можно прочесть его самый известный текст «Моя Москва») серьезно переписал барда, превратив часть действия в сеанс психоанализа. Однако весь эффектный и умный текстовый массив не скажет столько, сколько говорят пластичные тела актеров Седьмой студии — они уверенно играют и на поле классической разговорной драмы, и в формате физического театра. Самые универсальные, да что там, просто лучшие артисты сегодняшней Москвы.

Следующие представления — 21, 22, 23, 25 и 26 декабря.

Также по теме:

Лучшие спектакли сезона 2012/2013:

«Зойкина квартира», ближайшие представления — 23, 24 ноября, 15, 16, 30, 31 декабря

«Коварство и любовь», ближайшие представления — 12, 13 декабря, 26, 27 января