/ Москва

Таир Салахов: Спасибо, Айдан, за восточную «Троицу»

На открытии выставки Айдан Салаховой Fascinans & Tremendum участники проекта «Сноб» увидели скульптуры, оскорбившие религиозные чувства президента Азербайджана

+T -
Поделиться:

Выставка Айдан Салаховой Fascinans & Tremendum открылась в Московском музее современного искусства 3 декабря. В экспозиции представлены скульптура, графика, видео-арт — итог трех лет работы художника.

Тематически экспозиция разделена на три части: «Тело», «Руки», «Объекты». «Тело» — это укутанные в паранджу женские фигуры, там, где паранджа чуть приподнимается, видна женская грудь. «Руки» — женские, живут своей жизнью: мучительно мнут ткань, сложенные во время молитвы, сладострастно переплетаются пальцами, скользят по мужским телам. «Объекты»: смятая ткань, в складках которой угадываются части женского тела, простыня, которую вывешивали после первой брачной ночи с доказательствами невинности невесты, миниатюрные минареты.

Центральная часть экспозиции — триптих «Троица» в восточном варианте: три склоненные в узнаваемых позах фигуры, но не в православных схимах, а в восточных черных покрывалах.  На противоположной стене — скульптура «Черный камень», которую по распоряжению президента Азербайджана Ильхама Алиева удалили из павильона 54-ой Биеннале современного искусства в Венеции. В священном для мусульман каабе, утопленном в складки материи, президент увидел оскорбление чувств верующих.

Другая скандальная скульптура, также удаленная с Биеннале, — «Предстояние №1»: женщина в парандже, сжимающая в руках минарет фаллической формы — выставлена в соседнем зале. Еще один триптих — видео-арт «Джонни. Майкл. Саша». Три плазменных экрана демонстрируют практически одно и то же — женскую руку, скользящую по мужским телам, но даже в этом простом жесте есть различие.

«В движении женской руки уже чувствуется отношение: осторожное изучение, интерес и желание», — отметила Гюльнара Алиярова.

Открытие выставки посетили писательница Ирина Хакамада, главред русской версии журнала Interview Алена Долецкая, художник Александра Вертинская, актриса и режиссер Вера Глаголева, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, продюсер Алексей Боков, бизнесмен, коллекционер, основатель премии Кандинского Шалва Бреус, генеральный директор российского Disney Марина Жигалова-Озкан. На официальной части с поздравительными речами выступили исполнительный директор ММСИ Василий Церетели, руководитель Департамента культуры Москвы Cергей Капков, вице-президент Российской Академии художеств Таир Салахов.

«Спасибо, Айдан, за восточную Троицу», — сказал Таир Салахов, отметив поликонфессиональность центральной работы. Наталья Киселева обратила внимание на масштаб дарования Айдан Салаховой, редкий, как она считает,  для женщины-художника.

«Роль женщины в искусстве — достаточно пассивна, она или объект для творчества или источник вдохновения. История знает мало выдающихся женщин-художников, композиторов. Львиную долю нашего времени и внимания оттягивают дети, семья. Мастера уровня Айдан дают надежду, что мы тоже можем оставить значимый след в истории искусства», — сказала Киселева. После короткой официальной части гости разошлись по залам, рассуждая о религии, подавляющей, но не вытесняющей женскую сексуальность, и об искусстве, дающем возможность сублимации разного рода энергий в творческую.