Есть люди, за которых невыносимо стыдно. Это могут быть знакомые, незнакомые из толпы, люди из телевизора — кто угодно. Но они представляют собой такую патологическую мешанину из глупости, невежества и разнузданности, что тебя обжигает изнутри, словно это ты на их месте. И потом еще долго не проходит это горько-стыдливое послевкусие.

Пережить все эти чувства в очередной меня заставили некие православные активисты. 114 человек. Они подали жалобу в прокуратуру Санкт-Петербурга, в которой обвинили художников братьев Чепменов в экстремизме.

«По мнению заявителей, выставка оскорбляет чувства православных верующих, содержит действия, направленные на унижение достоинства граждан, исповедующих христианство», — сказала пресс-секретарь петербургской прокуратуры Марина Николаева.

Джейк и Динос Чепмены, одни из самых заметных современных художников, в ответ послали Россию в жопу. Ну, почти.

«В Россию больше ни ногой», — сказали художники.

Собственно, вся история разгорелась вокруг инсталляции с крестом, к которому приколочены Рональд Макдональд и мишка Тедди. Вообще, выставка «Конец веселья» в Эрмитаже, где и выставляются Чепмены, — о жестокости и утрате гуманитарных ценностей. В этом контексте распятие, клоун и мишка — хорошие символы. Забавные и показательные.

Как утверждает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, все заявления активистов написаны под копирку, а в интернете можно найти готовый бланк. Очевидно, что не настоящие православные испытали оскорбление своих православных чувств, а вся эта шумиха — еще одна акция неких организаций, занимающихся пропагандой и скандалами на религиозной почве.

И можно было бы почти не обращать внимания на такой выхлоп общественного безумия, если бы не новый международный позор. В отличие от России, кстати, Европа вовсе не угомонилась на тему девочек из Pussy Riot — там газеты и журналы до сих пор о них пишут, художники до сих пор рисуют граффити на заборах, а люди все еще интересуются, что происходит.

В этом контексте нападки на современное искусство выглядят очередным варварством невежественных босяков. По случаю Михаил Пиотровский заявил: «Это культурная деградация нашего общества».

Он совершенно прав, и это не начало, а кульминация. Потому что культурно общество деградировало долгие годы — всю историю СССР. Свобода человека, свобода творческого человека уничтожалась все это время.

И дело не только в том, что какие-то интриганы обнаружили этот крест с мишкой и решили его засудить. А в общем настрое граждан, которые до сих пор считают, что язык современного искусства — это что-то вроде тюремного арго наполовину с матерщиной.

В массе люди видели лишь социалистический реализм, читали советскую прозу и поэзию, и ни в школах, ни в университетах им не давали знаний о том, как развивается современный мир. В лучшем случае они просто ничего не знали, в худшем — присоединялись к осуждению и травле.

Все современное, авангардное, смелое, живое — оно или тихо отсиживалось в подполье, или каралось по закону как антисоветская пропаганда.

Я знаю, о чем говорю. Мне повезло: я росла как раз среди этих, подпольных. Рабин, Ситников, Кропивницкий, Кабаков, Штейнберг, Краснопевцев, Беленок, Шемякин, Пивоваров. И я видела реакцию окружающего мира на их творчество: недоумение, неприязнь, насмешки, гнев.

Их не выставляли. Над ними издевались в газетах. Их выставки размазывали по земле бульдозерами. Украдкой они получали через приятелей заказы на книжные иллюстрации. Или фарцевали. Или голодали.

Люди, которые понятия не имели, что после прерафаэлитов возник огромный и талантливый мир искусства, набирались нахальства критиковать и громить.

Эти люди до сих пор вокруг нас. И ладно бы они обменивались мнениями у себя дома, за крепко запертыми дверями. Но даже журналисты, которые при этом ничего не понимают ни в искусстве, ни тем более в современном искусстве, считают себя достойными рецензентами. «Чисто по-человечески я ненавижу не только современное искусство, я не люблю и его любителей, — писала не у себя в блоге, а в газете Божена Рынска. — На мой взгляд, почти все они поверхностны, лицемерны, какие-то "ушельцы" — холодная земноводная нежить».

Трудно сказать, что такое ненависть к искусству «чисто по-человечески». Но дальше автор (уже в другом тексте) рассуждает о художественной ценности произведений: «Анализа, который может точно выявить, таки да или таки нет, не существует, божья искра чай не триппер, на нее не проверишь».

Тут, конечно, очевиден и глубокий анализ, и безупречная культурная база. И вот именно таким образом большинство людей и оценивают то, что называется современным искусством, — с высоты своего самомнения и с широты невежества.

Трудно очень уж порицать такое отношение, так как ясно, что люди из поколения в поколение жили совершенно вне контекста, вне нормальной культурной среды. И вдруг какой-нибудь Ротко против Рубенса — это для них непонятно. Ну цвет, ну и что? А где кружева и деревья? Где филигранная работа мастера?

Но только невежество может быть тихим и незаметным, а может быть выпученным и агрессивным. Это тоже еще традиция советских времен — крушить все инаковое, все, что не вписывается в прямолинейную и незатейливую идеологию строителей черт его знает чего.

Собственно, небольшая группа якобы православных активистов, которые, разумеется, вообще не про искусство, а про свои мелкие интрижки, вдруг замечательно отразила ситуацию в обществе: воз и ныне там, несвободные художники в несвободной стране.

Так что на следующей выставке на кресте должны быть уже не клоуны, а Дарья Жукова, самый известный современный русский куратор (арт-центр «Гараж»), которая пока что единственная, кто с большим размахом пытается нести современное искусство именно в массы. Возможно, она искупит наши культурные грехи. Ведь за искусство в России, судя по всему, пока еще приходится страдать и приносить себя в жертву.